Имидж современного педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Педагог – профессия особенная. Учитель всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Воспитать «крылатого» ученика может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – современный.

Содержание

Введение
2

I. Теоретические основы профессионального имиджа педагога
4

1.1. Понятие и структура имиджа современного учителя
4

1.2. Факторы становления имиджа педагога
9

1.3. Я-концепция и технология построения имиджа педагога
13

Выводы по I главе
18

II. Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной школы
20

2.1. Интерпретация результатов диагностики по выявлению свойств положительного имиджа учителя
21

2.2. Методические рекомендации по формированию положительных моментов в профессиональном имидже
27

Заключение
29

Список использованной литературы
31

Приложения
33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 357.50 Кб (Скачать)
  1. достаточная самооценка, уверенность в себе;
  2. социальная и личная ответственность;
  3. желание меняться и постоянно самосовершенствоваться.

     Внутренняя  составляющая - это внутренний мир человека, представление об его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Профессионально значимыми считаются три группы качеств личности педагога:

     1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему;

     2) качества, которые обеспечивают  владение собой; 

     3) качества, способствующие активному воздействию на ученика [10, С 24-27].

     При этом не стоит забывать и о влиянии на имидж педагога среды, которую он создает для взаимодействия с учениками – кабинет преподавателя предметника. Это пространство несет собой мощное психологическое воздействие на учеников. Оно может полностью выдать все положительные и отрицательные стороны личности педагога. Показать его ответственность, современность или же хаотичность.

     Таким образом, педагог, создавая свой образ, совершенствуется. Важно при этом, чтобы имидж не расходился с внутренними  установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Целенаправленное формирование профессионального имиджа должно быть поэтапным и продуманным. При этом важно определить, какие факторы влияют на формирование личного имиджа. 

     1.2. Факторы становления имиджа педагога 

     Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

     Как и любая деятельность, деятельность по созданию имиджа начинается с мотива, движущей силой формирования имиджа, и определяется им. В основе деятельности может лежать как прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей, так и психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в улучшении Я-концепции, ее приближении к идеальному «Я», повышение своей самооценки, результатом чего становится достижение психологического комфорта. [12, С.13].

     Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными  делами, не имеет смысла. Например, без успехов и достижений учеников не состоится ни один учитель. Налицо фактор результата деятельности. А чтобы добиться высоких результатов, педагогу нужно предъявлять строгие требования, прежде всего, к себе.

     Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это  касается кругозора педагога, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому.

     Индивидуальность  учителя - главный источник мотивации  к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу [4, С. 49-54].

     В субъектном аспекте профессиональной позиции имиджа педагога видится  способ самореализации, самоутверждения и саморазвития специалиста:

  1. Запечатление профессионально значимых способов и нормативов профессиональной деятельности, построение на этой основе собственной системы действий;
  2. Выработка личностных критериев и норм профессиональной деятельности;
  3. Выход за рамки нормативной деятельности;
  4. Независимость мышления, способность авторского проектирования и личностно значимого способа осуществления педагогического процесса.

     Индивидуальный  стиль – это характеристика того, как индивид организует и осуществляет присущим и характерным для него способом свою профессиональную жизнедеятельность; система устойчивых черт учителя, формирующаяся на основе духовных потребностей, способностей и проявляющаяся в процессе его творчества.

     Ядро  индивидуального стиля образуют уникальные способности личности: во-первых, к саморегуляции (понимание смысла жизни и установки на поиск цели, значимость знаний, труда, профессионального престижа, долга, ответственности и т. д.); во-вторых, самоопределение относительно идеала, норм, правил общения, мышления, волеизъявления, на основе которых формируются представления, понятия, оценки и т. п., строятся жизненные планы, ориентированные на профессиональный рост и самосовершенствование; в-третьих, особенности духовного стиля жизнедеятельности учителя, характерного для конкретного времени и конкретных народов; в-четвертых, самопознание – познание себя в процессе оформления собственных мыслей, чувств, эмоций, обязанностей и переживаний; растущее осознание и признание собственной уникальности, развитие самоуважения; в-пятых, самосовершенствование – устремленность к высокому идеалу, возможности духовного развития; в-шестых, самоактуализация – установки, диктующие понимание сущности актуализации духовного потенциала учителя для оптимизации педагогической деятельности, работы с информацией, обмена опытом, способностями, умениями, навыками, результатами деятельности; в-седьмых, особенности преображения, передачи и усвоения социального опыта, происходящих изменений духовного мира, структуры и сущности взаимодействующих субъектов [1, С. 7-8]. При этом индивидуальность закладывает определенный образ поведения преподавателя.

     «Влюбленный в детей и увлеченный своей  работой педагог интуитивно и  сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель. Таким образом, выбор модели поведения педагогом можно понимать как фактор формирования его имиджа. Следует отметить следующие критерии конструирования поведения:

  1. Нравственная безупречность. Правильная интерпретация понятий, таких как честность, справедливость, совестливость, и их неуклонное соблюдение – духовный гарант верности выбора модели человеческого поведения.
  2. Учёт конкретных ситуаций, в которых личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения.
  3. Цель, которую перед собой ставит личность. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к ней.
  4. Самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-либо стиля общения опасно.
  5. Проявление тех личностно-деловых качеств, которые ожидают от личности.

      Моделирование поведения следует понимать как  осмысленность своих действий в  процессе общения. Искусный выбор модели поведения – воспроизводство  таких её вариантов, которые при  повседневном общении помогут личности стать коммуникабельнее, а потому привлекательнее [19, С. 36-37]. При этом работа по формированию имиджа педагога представляется в виде следующей модели: определение требований аудитории, определение сильных и слабых сторон объекта, формирование образа и подведение характеристик под требованиями аудитории, перевод необходимых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную форму, так как сообщения в таком виде более достоверно оцениваются аудиторией. Отмечая существование значительных различий в точности первого впечатления об одном и том же человеке у разных людей, необходимо еще и еще раз подчеркнуть, что эта точность связана не только с возможностями лица, выступающего в роли субъекта познания, но и с особенностями оцениваемого по первому впечатлению человека. Бесспорно, в проявлениях личности находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т.е. в труде, познании и общении [6, С. 307-311].

     Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на формирования имиджа педагога:

  1. Прагматическая и психологическая мотивация педагога;
  2. Осознанность педагогом направленности своих действий на создание индивидуального стиля;
  3. Возможности самого педагога;
  4. Фактор среды – педагогу, так или иначе, приходится подстраиваться под тех, кого воспитывает и обучает, подчиняться требованиям аудитории;
  5. Фактор выбора модели поведения;
  6. Фактор результата деятельности;
  7. Отношение педагога к своей Я-концепции.

     Можно говорить о том, что формирование имиджа позволяет выделить и смоделировать некоторые особенности личности и скрыть недостатки, а то и вовсе, пересмотреть и искоренить их. В результате формирования имиджа у каждого педагога происходит становление своего собственного стиля педагогической деятельности.  

     1.3. Я-концепция и технология построения имиджа педагога 

     Формирование  Я-концепции человека происходит при  накоплении опыта решения жизненных  задач и при оценивании их со стороны  других людей. Внутренняя структура имиджа также содержит три похожие составляющие. Следует их рассмотреть.

     Первая часть внутренней структуры - это представление человека о себе самом, в том числе о своей внешности: то, что он думает о себе, оставаясь с собой один на один, то, как он относится к своим физическим особенностям, что он думает о своих склонностях и потребностях. Современный учитель, особенно если он не молод, очень трепетно относится к своей внешности, памятуя расхожую истину: «По одежке встречают, а по уму провожают». Это вполне приятный тип человека умного, грамотного, трепетно относящегося и к своей работе тоже, потому что он не представляет без нее жизни, потому что пришел в профессию по призванию.

     Вторая  часть внутренней структуры имиджа (ее вполне можно назвать «внутреннее зеркало») – это представление человека о том, что о нем думают другие, то есть, какое впечатление человек производит на окружающих. Но педагог – это не фотомодель и производить на окружающих впечатление - не главное его кредо. Но и видеть себя эдаким «синим чулком» не каждому хочется. Поэтому современный учитель – это в большинстве своем приятная личность, чистый, аккуратный, подтянутый внутренне и внешне, коммуникативный.

     И третья часть внутренней структуры  имиджа – это «обратная связь», или то, что называется отношением людей к человеку, это «внешнее зеркало». Для педагога оно очень важно, потому что те цели, которые он ставит перед собой, определяют направленность педагогического взаимодействия, выбор содержания образования и способ анализа результатов деятельности [11, С. 301-320].

     Это и отношения с учащимися, и  взаимоотношения не только с коллегами, но и с представителями администрации, а также с общественностью. Если педагог, руководствуясь нравственными, этическими нормами, верно, выстроит свою «линию поведения», то ему легко и приятно будет общаться на всех уровнях.

     В зависимости от ситуации педагог  формирует Я-образ и реагирует  на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции  личности влияет на результативность профессиональной деятельности педагога. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя. Для учителя с позитивной Я-концепцией обычно характерны:

  1. Чувство собственной значимости;
  2. Уверенность в способности к избранному виду деятельности – педагогической работе;
  3. Твердая убежденность в импонировании другим людям в целом, своим воспитанникам в частности;
  4. Гибкость мышления, любовь к экспериментированию [7, С. 116-118].

     Таким образом, неоднократное упоминание развития у педагога чувства самоуважения и уверенности непроизвольно создает тот действующий имидж педагога, который можно назвать положительным и, в некоторой степени, идеальным, характеризующий педагога как творческую, всесторонне развитую, высокопрофессиональную, личность.

     Построение  имиджа, какой бы практически-ориентированной  области это ни касалось, становится процедурой, которая поддается определенным обобщениям. Одна из немногих наук, которая  позволяет увидеть направленность этого процесса, - семиотика, как наука о знаковых системах. Знак определяется как условное объединение формы и содержания в единую сущность. Основные процессы семиотических свойств в технологиях построения имиджа. Наиболее важные из них:

Информация о работе Имидж современного педагога