Игровые технологии в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования.В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.
Объектом исследования является учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – педагогические особенности использования игровых технологий в 1 классе
Цель исследования - охарактеризовать особенности использования игровых технологий в начальной школе

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕновый.docx

— 129.13 Кб (Скачать)

       Можно сделать вывод о том, что после  проведения ряда уроков по математике с использованием элементов игровых технологий у большинства детей любимым предметом стал урок математики, они с большим желанием участвуют в играх, и считают, что польза от проведения игр на уроке очень большая.

       Таблица 2.Результаты повторного анкетирования в 1 «Б» классе»

№ вопроса Варианты  ответов
«а» «б» «в» «г»
(чел.) (%) (чел.) (%) (чел.) (%) (чел.) (%)
1 3 20 5 33,3 6 40 1 6,7
2 9 60 3 20 2 13,3 1 6,7
3 0 0 6 40 9 60 0 0
4 8 53,3 1 6,7 0 0 6 40
5 3 20 6 40 6 40 0 0

       Что касается 1 «Б» класса, где также  была проведена аналогичная анкета, то здесь не наблюдается таких изменений. В целом дети не поменяли своих взглядов и предпочтений.

 

Выводы  по второй главе

       Математическая  сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять  свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к  математике. Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается положительное отношение к учёбе.

       Из  нашего эксперимента можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся уроки в которых используются игровые технологии. Если бы учащиеся были учителями, то более 70% из них использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и они с удовольствием в них участвуют. Учителя положительно относятся к дидактическим играм, имеют представлении об их применении и активно используют её в своей педагогической деятельности, несмотря на объективные трудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени.

       Но  для того, чтобы дидактическая  игра прочно влилась в учебный  процесс, необходимо обеспечить школу (особенно начальную), соответствующими техническими средствами обучения и  пособиями для проведения такого рода игр.

       Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью  активизации знаний детей, развития психических процессов.  

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Любая технология обладает средствами, активизирующими  и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким технологиям  можно отнести игровые технологии. Игровые технологии используются в  обучении с незапамятных времен. В  настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школа обращаются к ним очень редко.

       Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет  ученику быть лично причастным к  функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое  время  в «реальных» жизненных  условиях.

       Однако  прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс необходимо определить: какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии; для какого состава  учеников следует ее применять; как  увязать игру с другими способами  обучения; как найти время в  учебном плане для ее проведения;  какую игровую технологию следует  выбрать по конкретной учебной теме.

       При организации и проведении игровой  технологии  необходимо стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительных перерывах  ученики теряют нить игры, эмоциональный  настрой, забывают правила. В тоже время  следует учитывать и такие  факторы, как утомляемость игроков, необходимость продумать полученные результаты, проанализировать сложившуюся  ситуацию, изменить стратегию или  тактику игровых действий. Если отдельные  игроки или игровые группы не в  состоянии продвигаться по содержанию игровой технологии, учитель может  поменять исходные данные и затем  продолжить игру. Такой же подход в  игровом процессе возможен, если одна или несколько игровых групп  значительно опережают остальных  по всем остальным показателям. В  этом случае вводную информацию надо менять для того, чтобы у тех, кто  явно лидирует, не пропало желание  играть, а у тех, кто отстал, все-таки появилась возможность выровнять  игру. 

       Игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как подержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируется, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.

       Исходя  из нашего эксперимента  можно сделать  вывод о том, что учащимся начальной  школы нравятся уроки в которых  используются игровые технологии. И  основная масса детей считает, что  игра на уроках приносит большую пользу, и они с удовольствием в  них участвуют. Учителя имеют представление об применении игровых технологий, однако из-за ряда причин не всегда используют их на своих уроках.

       Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью  активизации знаний детей, развития психических процессов.  

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бесова, М.А. Педагогические технологии в начальной школе / А.М. Бесова, Т.А. Старовойтова. Пособие. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 180 с.
  2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. — М., 1995. – 210с.
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991.- 317 с.
  4. Данченко, Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко 
    // Учитель. - 2007. - N 6. - С. 44-46.
  5. Занько,C.Ф. Игра и ученье/ С.Ф. Занько, Ю.С. Тонников, С.М. Тюнникова // Теория, практика и перспективы игрового обучения: в 2-х частях. — Минск, 1992. - Ч.1.  – 128с.
  6. Зимняя, А. Н. Педагогическая психология / А.Н. Зимняя. — М: Педагогика, 2000. – 315 с.
  7. Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина. Курс лекций: Учебное пособие. — Минск: Просвещение, 1984.- 496с.
  8. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. — Минск: Знание 1989. – 175с.
  9. Ковалевская, Л.К. Роль дидактической игры в развитии математической деятельности учащихся начальных классов/ Ковалевская Л.К.//Пачатковаенавучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2009. - №10. – С.12-15.
  10. Кружецкий,В.А.Психология / В.А. Кружецкий. Учебник для пед. училищ. - М: 1986. – 335с.
  11. Кукушин, В.С. Современные пед. технологии. Начальная школа. Пособие для учителя / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2004. – 384с.
  12. Педагогические технологии: Учебное пособие для студ. пед. спец. / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушкин, Г.В. Сучков/Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002. – 318с.
  13. Перова, М.Н.  Дидактические игры и упражнения по математике / М.Н. Перова.  – М., 1996. – 142 с.
  14. Пидкасистый,П.И.Технология игры в обучении и развитии/П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. Учебное пособие/Московский пед. университет/ - М., 1996. – 327с.
  15. Попкова, Е.В. Педагогические технологии в дефинициях, схемах, таблицах: Учебно-методическое пособие / Е.В. Попкова. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 309 с.
  16. Прутченков, А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины: [Об использ. игровых технологий в экон. образовании школьников] / А. С. Прутченков // Педагогика. - 1999. - N3. - С.121-126.
  17. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.  Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М., 1990. – 120 с.
  18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /Г.К. Селевко. Учеб.пособие. - М.:Народ.образование, 1998. – 256с.
  19. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. В 2 т. - Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
  20. Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. – 213с.
  21. Финогенов, А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. – 173с.
  22. Чилинрова, Л.А.  Играя, учимся математике/ Л.А. Чилинрова, Б.В. Спиридонова.  – М., 1993. – 176 с.
  23. Ширшов, Е. В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: словарь / Е.В. Ширшов; Под.ред. Т. С. Буториной. – Ростов-н/Д:Феникс, 2006. – 256 с.
  24. Шмаков, С.А. Игры учащихся — феномен культуры /С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. – 144с.

 

 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Игровые технологии в начальных классах