Игровые технологии в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования.В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.
Объектом исследования является учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – педагогические особенности использования игровых технологий в 1 классе
Цель исследования - охарактеризовать особенности использования игровых технологий в начальной школе

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕновый.docx

— 129.13 Кб (Скачать)

       Место игры в уроке во многом зависит от того, предполагается ли в ходе игры приобретение новых знаний, или закрепление уже изученного материала, или подготовка к восприятию нового. Целесообразность использования дидактических игр определяется задачами каждого этапа урока. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяются при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

       Определение места дидактической игры в структуре  урока и сочетание элементов  игры и учения во многом зависят  от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

       Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают знания, умения, навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

       Контролирующей  будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний, Для участия в ней каждому ученику необходима определённая математическая подготовка.

       Обобщающие  игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направленных на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях[20, c.89].

       При организации дидактических игр  необходимо придерживаться следующих положений:

  • Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала — доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
  • Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
  • Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в пользовании и отвечать всем санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к любым дидактическим пособиям.
  • При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным, справедливым. Ошибки в учёте, неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а следовательно, и к недовольству участников.
  • Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре. К примеру, учитель выбрал игру, по условиям, которой в ней участвуют 2 игрока. Что же должны делать остальные учащиеся класса? Однако это не значит, что игра плоха. Её необходимо преобразовать так, чтобы играли все.
  • Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
  • Если на нескольких уроках проводятся игры со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу «от простого к сложному, от конкретного к абстрактному». Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.
  • Игровой характер материала на уроках математики должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
  • В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения. Речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
  • Игру нужно закончить на данном уроке, т. е. получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль[22, c.88].

      При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

       1.Цель игры.Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследует проведение игры?

       2. Количество играющих.Каждая игра требует определения минимального и максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.

       3. Как обеспечить участие всехшкольников в игре?

       4. Какие дидактические материалыи пособия понадобятся для игры?

       5. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

       6. На какое времядолжна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?

       7. Как организовать наблюдениеза детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

       8. Какие изменения можно ввести в игру, чтобы повысить интереси активность детей?

       9. Какие выводыследует сообщить учащимся в заключение после игры (лучшие моменты, недочёты вигре, результат усвоения математических знаний, отметить отдельных участников игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

       Перед преподавателем стоит достаточно сложная  задача: как организовать учебную  деятельность на игровом занятии, чтобы  в ней активно участвовали  все учащиеся группы, класса; были заняты работой каждый в отдельности и все вместе; эта деятельность по своему содержанию являлась познавательной, оценивающей (включая самооценку и возможность саморегуляции) и практической, а по типу мышления — продуктивной.

       Следует выделить ещё одну задачу, а точнее, предварительное условие проведения игр — это обучение учащихся умениям участвовать в коллективной деятельности, вести диалог и принимать коллективные решения. Формированию такого рода умений способствует проведение блиц-игры разминочного типа, а также включение отдельных элементов игровой деятельности в проведение обычных неигровых занятий.

       Для решения перечисленных выше задач нет готовых рецептов, оно осуществляется конкретно — в зависимости от особенностей каждой учебной игры и педагогической системы, в рамках которой применяется. Однако в каждом отдельном случае должны быть учтены как общие требования и правила организации учебной игры, так и формы обучения. Их знание и использование особенно важны для преподавателя, не имеющего достаточно опыта в данной области [13, c.84]. 

 

2.2. Методика использования игровых технологий на уроках математики в 1 классе

       Одной из поставленных задач курсовой работы было выявление отношений учителей и учащихся  к дидактической  игре. В результате этого в школе  №2г. Воложин было проведено анкетирование учителей, которые работают 1 классах (см. приложение1). В анкетировании приняло участие 4 учителя. Анкета состояла из четырёх вопросов с вариантами ответов. Анкета была анонимна. В процессе опроса были выявлены следующие данные.

       На  вопрос №1: “Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка”.  75% опрошенных учителей считает “самое главное”, 25% - “не самое главное”.

       Гистограмма 1. Место игры в  развитии личности ребёнка.

       

       Вопрос №2: “Как часто Вы в своей педагогической деятельности используете дидактическиеигры в учебном процессе?” 75% учителей ответило “очень часто”, а 25% - не очень часто, но достаточно.

       Гистограмма 2. Использование дидактических игр в учебном процессе

       

       На  вопрос №3 «Какие трудности в проведении дидактических игр у Вас возникают  больше всего?»основная масса опрошенных учителей (3 чел. – 75%), главной трудностью в проведении дидактической игры является отсутствие в школе необходимых условий. И лишь 25% учителей (1 чел.) не имеет трудностей в проведении дидактических игр. По этому вопросу можно составить следующую таблицу.

       Гистограмма 3. Трудности в проведении дидактических игр

         

       На  вопрос №4 «С какой целью вы используете игры на уроках?» 3 учителя ответили, чтобы сделать процесс обучения интересным, и 1 учитель выбрал ответ, чтобы создать условия для работы на уроке.

       Гистограмма 4. Цель использования  игр на уроках

       

       Вывод: в целом учителя положительно относятся к дидактическим играм, имеют представлении об их применении и активно используют её в своей педагогической деятельности для того, чтобы сделать процесс обучения интересным, несмотря на объективные трудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени (см. приложение 3).

       Но  для того, чтобы дидактическая  игра прочно влилась в учебный  процесс, необходимо обеспечить школу (особенно начальную), соответствующими техническими средствами обучения и  пособиями для проведения такого рода игр.

       В школе №2 г. Воложин также были проанкетированы учащиеся первых классов (см. Приложение 2). Целью анкетирования являлось выявление учащихся отношенияк игре на уроках математики. В опросе приняли участие по 15 учеников из 1 «А» и 1 «Б» классов соответственно. 1 «А» - экспериментальный класс, 1 «Б» - контрольный класс. Анкета состояла из пяти вопросов с вариантами ответов. Нужно было выбрать только один ответ. Нами было выделено 3 уровня отношения учащихся к игре:высокий, средний и низкий. Критерии выбора уровня:

  • низкий – 0-6 баллов;
  • средний – 7-11 баллов;
  • высокий – 12-15 баллов.

       Сначала анкета была предложена экспериментальному классу.

       На  вопрос №1 «Какие уроки ты больше всего  любишь?» 3 ученика(20%) выбрали ответ математика, 6 учеников(40%) - другие, 4 ученика(26,6%) - не знаю, 2 ученика (13,3%) - никакие.

       На  вопрос №2 «Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?»  большинство детей (10 чел. - 66,7%) выбрали вариант №1 -  разных игр (66,7 %),2 ученика (13,3%) – таблиц, схем, рисунков; 1 ученик (6,7%) – работы с учебником; 2 ученика (13,3%) – не знаю.

       На  вопрос №3 «Как часто в вашем классе  на уроках математики бывают игры?»  большинство (11 учеников – 73,3%) ответило изредка, никто не дал ответ «очень часто», 3 ученика (20%) – часто, и только 1 ученик (6,7%) ответил «никогда».

       На  вопрос №4 «Как ты относишься к игре на уроке?» 1 человек (6,7%) ответит «нет большого желания поддерживать игру», 5 учеников (33,3%) – не знаю; большинство  детей (9 учеников – 60%) очень хотят участвовать.

       На  вопрос №5 «Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?» большинство детей  выбрало ответ «не знаю», 3 ученика (20%) – большое, 2 ученика (13,3%) – небольшое.

       Из  всего выше перечисленного можно  сделать вывод, что учитель в  этом классе не уделяет большого внимания игре на уроке. Однако дети очень хотят  участвовать в играх. Уровень отношения к игре на уроках математики у большинства учащихся (66,7% - 10 чел.) средний, высокий  - 13,3%, низкий – 20%.

       Аналогичная анкета была предложена учащимся в 1 «Б»  классе (контрольный).

       На  вопрос №1 дети ответили практически  как и в 1 «А» классе: 20% - «а», 33,3% - «б», 33,3% - «в», 13,4% - «г».

       На  вопрос №2 также особых различий не наблюдается: 60% - «а», 13,3% - «б», 13,3% - «в», 13,3% - «г».

       На  вопрос №3 в обоих классах дети ответили аналогично.

       На  вопрос №4 53,3%  выбрали ответ «а», 6,7% - «б», вариант «в» не выбрал никто, 40% - «г».

       На  вопрос №5 большинство детей (73,3%) выбрали  ответ «в», 6,7% - «б», остальные (20%) –  «а».

       В целом учащиеся этого класса также  хотят участвовать в играх  на уроках и желают увеличения их количества. Уровень отношения к игре на уроках математики у большинства учащихся (60% - 10 чел.) также средний, высокий - 13,3%, низкий – 26,7%.

       Затем в экспериментальном классе был проведено 3 урока математики (см. приложение № 10, 11, 12)

       Потом снова нами была предложена аналогичная анкета.

       Таблица 1.Результаты анкетирования в 1 «А» классе

№ вопроса Варианты  ответов
«а» «б» «в» «г»
(чел.) (%) (чел.) (%) (чел.) (%) (чел.) (%)
1 11 73,3 0 0 4 26,7 0 0
2 11 73,3 2 13,3 0 0 2 13,3
3 8 53,3 7 46,7 0 0 0 0
4 14 93,3 1 6,7 0 0 0 0
5 12 80 3 20 0 0 0 0

Информация о работе Игровые технологии в начальных классах