Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:50, курсовая работа
Актуальность темы исследования.В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.
Объектом исследования является учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – педагогические особенности использования игровых технологий в 1 классе
Цель исследования - охарактеризовать особенности использования игровых технологий в начальной школе
Иными
словами, игра есть разумная и целесообразная,
планомерная, социально-координированная,
подчинённая известным правилам деятельность. Этим она обнаруживает
свою полную аналогию с трудовой затратой
энергии взрослым человеком, признаки
которой всецело совпадают с признаками
игры, за исключением только результатов.
Таким образом, при всей объективной разнице,
существующей между игрой и трудом, которая
позволяла даже считать их полярно-противоположными
к друг другу, психологическая природа
их совершенно совпадает. Это указывает
на то, что игра является естественной
формой труда ребёнка, присущей ему формой
деятельности, приготовлением к будущей
жизни. Ребенок всегда играет, он есть
существо играющее, но игра его имеет большой
смысл. Она точно соответствует его возрасту
и интересам и включает в себя такие элементы,
которые ведут к выработке нужных навыков
и умений[11, с.35].
1.2. Роль игры в обучении
Мы подробно рассмотрели сущность и функции игры — чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре — одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок.
Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра — деятельность ребенка именно дошкольного возраста. В.Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления…»[3, с.35]. Другими словами, потребность в игре сохраняется, нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.
Здесь можно вспомнить один из эпизодов, описанных в «От двух до пяти» К.Чуковского. Рационально мыслящая мама пыталась вообще исключить игру из деятельности и мышления ребенка, знакомя его с научными фактами и серьезным подходом к явлениям. Выслушав рассказ мамы о том, как дети появляются на свет, сын также припомнил, что у мамы в животе он пил чай, сидя на крылечке. Дети дошкольного возраста не могут не играть. Взрослые не играть могут. Но потребность в игре у многих людей сохраняется в течение всей жизни, подтверждения чему можно отыскать не только в исследованиях, но и в обыденном опыте. Эпидемии компьютерных игр обрушиваются на организации, оснащенные современным информационным оборудованием; играют люди, справедливо считающиеся основой консерватизма и практичного подхода к жизни — женщины 40–50 лет, обремененные семьей и работой. Стихийное движение «ролевых игр», включает возрастные группы от школьников до людей 30–40 лет и считается самым массовым стихийным движением как в нашей стране, так и за рубежом.
В силу некоторых причин, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности [3, с.39].
На
детскую игру можно смотреть по-разному.
Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим
желаниям. Согласно одному из них, если
какая-то стадия развития не пройдена
полностью, то следующая будет протекать
искаженно. Детство — время игры,
и если блокировать игровые
«Родительские увещевания и запреты могут сыграть с ребёнком злую шутку. Как, например, было с одним мальчиком, которому всё время говорили, мол, учись, учись и учись. В три года выучившись читать, в свои 11 лет он был аж в 7-ом классе. Родители, естественно, гордились таким сыном. Как вдруг у мальчика начались проблемы со здоровьем: головные боли, бессонница, плач, крошащиеся ногти… Педиатры дружно рекомендовали годовой перерыв в учёбе. Ну а психолог посоветовал оставить мальчика в покое хотя бы на месяц. Несколько дней вундеркинд просто отсыпался, а потом стал помаленьку играть в игры трёхлетнего возраста. Постепенно, через день-два, он переходил к играм более старшего возраста, добирая то, чего лишили его в детстве родители. А спустя недели три впервые за несколько лет запел за игрой. Мать собиралась вести его к врачу, но, взглянув на ногти, была поражена — они были целёхоньки. Депрессии и нервные срывы прекратились. Он вылечился, играя»[10, с.215].
Интерес,
возникший к использованию
Материал,
которым мы располагаем, дает нам
возможность говорить о том, что
дидактическая игра и игровые
технологии представляют огромный интерес
для педагогов. Не раз возникала
попытка научной классификации
игры и определение ее каким-нибудь
одним исчерпывающим понятием, но
к настоящему моменту научно определены
всего лишь связи между игрой
и человеческой культурой, выяснено
значение, которое оказывает игра
на развитие личности ребенка и
взрослого, эмпирическим путем выявлена
биологическая природа игры и
ее обусловленность
Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе образования. Забавно, что некоторые инноваторы, провозгласив игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут обучаться игровым технологиям за границу, видя в ней непререкаемый авторитет. Другие и вовсе не принимают игру, не считают ее особым и(или) самостоятельным направлением в педагогике, либо соглашаются с такими ее формами, которые никакого отношения к игре не имеют.
Все
это заставляет нас, остерегаясь
подобных крайностей, уважительно относиться
к игровым методикам как части
дидактической науки и
Несомненно,
и в отечественной и в мировой
педагогической практике накоплен багаж,
который может быть использован.
Это, в первую очередь, игровые технологии.
Они нашли широкое применение
в нашей практике. Игровые технологии
имеют огромный потенциал с точки
зрения приоритетной образовательной
задачи: формирования субъектной позиции
ребёнка в отношении
В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в нем. Однако удивление вызывает тот факт, что среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточно традиционные такие, как игровые.
Как нам кажется, отнесение игровых педагогических технологий к «новшествам» неправомерно. Конечно же, мы признаем, что эти методики ранее были менее популярны, чем теперь, но в педагогическом процессе присутствовали, как нам кажется, всегда.
В
советской школе игре незаслуженно
уделялось мало внимания, однако в
дошкольных учреждениях она являлась
и является сейчас не то чтобы популярной,
а основной методикой воспитания
и обучения, то есть развития личности
ребенка. Разработаны эти технологии
и в практике внешкольных заведений,
внеклассные мероприятия также не
могут без них обойтись [18, c.78].
1.3. Особенности использования игровых технологий в 1 классе
Следующий
за дошкольным младший школьный возраст
со своим ведущим видом
Оптимальное сочетание игры с другими формами учебного процесса – одно из самых сложных действий педагогов.
Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.
Кроме этого для этого возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Психолого-
1.
Во время игры учитель должен
создавать в классе атмосферу
доверия, уверенности учащихся
в собственных силах и
2.
Любая игра, предлагаемая учителем,
должна быть хорошо продумана
и подготовлена. Нельзя для упрощения
игры отказываться от
3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.
4.
Следует обратить внимание на
состав команд для игры. Они
подбираются так, чтобы в
В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.
Не
следует приучать детей к тому,
чтобы на каждом уроке они ждали
новых игр или сказочных
Особенно
широко используются игры на уроках при
обучении детей шести-семилетнего
возраста, поскольку ведущей
Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.
Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный[12, 205].
Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но, ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.