Игровые технологии в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования.В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.
Объектом исследования является учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – педагогические особенности использования игровых технологий в 1 классе
Цель исследования - охарактеризовать особенности использования игровых технологий в начальной школе

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕновый.docx

— 129.13 Кб (Скачать)

       В игре детям следует предоставлять  большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать  и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением  правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед  коллективом [17, c.45].

       Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась  умственная активность играющих, не падал  интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить.чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а  другие бездействовали. Обычно при  таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи [11, c.114].

       В игре проявляются особенности характера  ребёнка, обнаруживается уровень его  развития. Поэтому игра требует индивидуального  подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными  особенностями каждого ребёнка  при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому  – труднее, одному стоит задать наводящий  вопрос, а от другого потребовать  вполне самостоятельного решения. Особого  внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).

       Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показывают наблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях [7, c.158].

    Игра  — это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры [24, c.35]. 
 
 
 

 

       

Выводы  по первой главе

       Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет  сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом  уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного  мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению  или усвоению информации. А эмоциональность  игрового действа активизирует познавательную деятельность.Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса.

       В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить  самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных  ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые  пассивные из детей включаются в  игру с огромным желанием, прилагают  все усилия, чтобы не подвести товарищей  по игре.

       Игра - дело серьёзное! В игре проявляются  особенности характера ребенка, обнаруживается уровень развития, поэомуочень важно игру проводить выразительно.Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру - тоже из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. 

 

       ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

       2.1. Роль дидактической игры в развитии математической деятельности учащихся 1 классов

       Поиск эффективных средств обучения, в  том числе и математике, заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного  числа учащихся зависит в большей  степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет  построена учебная работа. Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно-познавательных ситуаций и управлении процессом  познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. Немаловажная роль здесь отводится  дидактическим играм — современному и признанному методу обучения и  воспитания, обладающему образовательной, развивающей, воспитывающей функциями.

       Игра  включает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и тем самым является эффективным средством управления учебным процессом; ценность дидактических игр заключается в том, что, играя, дети в значительной степени самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

       Обучение  в игре осуществляется посредством  собственной деятельности учащихся, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваивается 90 % информации; для сравнения: лишь 10 % информации усваивается из того, что слышат, и 50 % — из того, что видят[15, c.47].

       Игра  занимает особое место в системе  активного обучения — она синтетична, т.к. является одновременно и методом  и формой организации обучения; синтезируете себе практически все методы активного обучения.

       Многие  дидактические игры как будто  не вносят ничего нового в знания школьников, но они имеют большую пользу, так как учат применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно внимательно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.

       Для развития математической деятельностидидактическая игра предоставляет возможность:

  • пропедевтики основных идей математики и формирования навыков математического мышления;
  • формирования оценочных и контролирующих действий младших школьников;
  • формирования вычислительных навыков;
  • усвоения геометрической составляющей.

       Основными отличительными особенностямидидактической игры для развития математической деятельности можно назвать следующие:

  • она специально направлена на усвоение учащимися конкретного математического содержания, что представляет собой решение учебной задачи;
  • в ней учащимися осваиваются общие способы действий;
  • общие способы действий предваряет решение практических задач;
  • математическая деятельность в ходе игры ведёт к изменениям в самом субъекте;
  • изменение психических свойств и поведения обучающегося находится в зависимости от результатов его собственных действий.

       Нередко игры используются лишь для снятия усталости, часто носят развлекательный характер. Такое использование игр снижает познавательную направленность обучения, приводит к подмене серьёзного учебного труда пустой занимательностью[2, c.101].

       Игра  должна не просто быть занимательной, а органически сочетаться с серьёзным, напряжённым трудом, т. е. не отвлекать от учёбы, а способствовать интенсификацииумственной деятельности. В связи с этим игры, используемые на уроке математики, должны отвечать следующим требованиям:

  1. соответствовать целям и теме урока;
  2. обеспечивать углубление, расширение и закрепление знаний учащихся, развивать умственные способности и быть в достаточной мере занимательными, интересными;
  3. соответствовать возрастным особенностям детей, быть доступными, обеспечивая постепенное усложнение операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации и т.д.;
  4. способствовать воспитанию целеустремлённости, упорства в достижении цели, коллективизма, взаимовыручки и т. д.

       В игры на развитие математической деятельности часто положено упражнение (как повторное  выполнение арифметического действия в целях совершенствования вычислительного  приёма) учащихся. Познавательная задача упражнения скрыта в задаче игрового характера или опосредована игровым  мотивом.

       Дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока  могут приобретать различный характер. Они могут быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.

       Применение  дидактической игры в учебном процессе требует соблюдения следующих основных условий:

  • применение любых средств обучения, включая и игровые, должно осуществляться не само по себе, а в контексте педагогической системы, с учётом элементов — особенностей контингента учащихся, целей обучения и воспитания, содержания обучения и др.;
  • применение дидактической игры должно быть методически обеспечено, без чего её обучающие возможности не будут реализованы. При этом необходимо учесть те «минусы» и «подводные рифы», которые таит в себе проведение игры, — некоторая неопределённость и непредсказуемость хода и результатов, возможное скрытое сопротивление отдельных участников.

       Современные педагоги создают и используют на уроках математики различные игры. Применяя игру в образовательном  процессе, учитель должен знать структурные  компоненты дидактической игры, её место в уроке, методические требования к игре, условиям её проведения.

       При использовании дидактических игр  очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре.При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное — её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно предпринять действия, ведущие к изменению обстановки. Это могут быть эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих.

       Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с  детьми сухо, равнодушно, монотонно, то и дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддержать их интерес, сохранить желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.

       Учитель должен сам в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру — один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

       Математическая  сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии и воспитании интереса к математике.

       Дидактические игры часто бывают связаны с определёнными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Исходя из особенностей предмета математики, во многих играх за основу взят принцип соревнования. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на командное, чтобы учащиеся не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей. На уроках математики проводятся игры-состязания и игры-олимпиады. В первом случае победа обеспечивается в основном за счёт скорости выполнения вычислений, преобразований. Во втором — за счёт качества решений задач повышенной трудности. Первые полезны для выработки автоматизма действий, вторые — для воспитания серьёзного отношения к математике[9, c.12].

Информация о работе Игровые технологии в начальных классах