Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:13, курсовая работа
Цель: повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Задачи: 1. обучение умению общаться;
2. формирование и развитие речевых навыков и умений;
3. формирование учебного сотрудничества и партнерства;
4. развитие необходимых способностей и психических функций;
5. расширение ассоциативной базы при усвоении языкового материала;
6. запоминание речевого материала;
1. Введение……………………………………………………………….. 3
2. Основная часть………………………………………………………... 4
2.1. Значение педагогической игры………………………………….. 5
2.2. Основные функции игр…………………………………………… 6
2.3. Виды игры как средства обучения……………………………… 8
2.4. Организация игровой деятельности……………………………. 10
2.5. Требования к игре………………………………………………… 12
3. Практическая часть…………………………………………………… 13
3.1. Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры……………………………………………
3.2. Уроки – игры.…………………………………………………….. 18
3.3. Игровая деятельность во внеклассной работе…………………. 20
3.4. Анкета……………………………………………………………… 21
3.5. Результаты анкетирования……………………………………….. 22
4. Заключение……………………………………………………………. 23
5. Литература……………………………
Фонетические игры. В начальных классах большое внимание уделяется формированию фонетических навыков учащихся. Ребята повторяют звуки за учителем или диктором. Я постоянно пытаюсь заинтересовать учеников, овладеть их вниманием. Однако от урока к уроку ослабевает интерес школьников к данной работе. Тогда на помощь и приходят игры.
Данные игры преследуют цели:
- тренировать учащихся в произнесении немецких звуков;
- научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения;
- разучить стихотворения с целью воспроизведения по ролям.
При обучении произнесению иноязычных звуков я не просто учу учащихся автоматическому произнесению того или иного звука, я также учу слышать эти звуки в словах и предложениях.
Игра „Das Echo-Spiel“
Учитель:
Wer sucht dich? - Ich, ich, ich.
Wer lernt gut? - Ruht, Ruht, Ruht.
Wer ruft Fani? - Anni, Anni, Anni.
Wie ist es im Wald? - Kalt, kalt, kalt.
Wer spiel hier? - Wir, wir, wir.
Для проведения фонетических зарядок на уроке я применяю скороговорки и пословицы.
1. Zehn Ziege ziehen zehn Zentner Zucker zum Zug.
2. Esel fressen Nesseln nicht, Nesseln fressen Essel nicht.
3. Kritze, kratze macht die Katze mit der Tatze.
Физкультминутки, которые являются обязательными не только в начальной школе, подобраны с целью не только отдохнуть, но и отдохнуть с пользой для развития навыков произнесения немецких слов. Все действия должны сопровождаться словами: „Steht auf! Hebt die Hände! Klatscht in die Hände! Senkt die Hände! Setzt euch!“
Фонетические игры основаны на театрализации специально подобранных детских стихотворений. Работа над такими стихотворениями делится на два этапа:
1) разучивание стихотворений;
2) театрализация стихотворений.
Фонетические игры можно проводить по командам или в индивидуальном порядке.
Орфографические игры. Цель данных игр – упражнение в написании немецких слов, тренировку памяти учащихся.
Игра «Первая буква».
Обучаемые делятся на команды. Учитель по очереди называет по три слова каждой команде. Участники игры должны произнести первые буквы предложенных слов. Выигрывает тот, кто правильно и быстро выполнил задание.
1) Groß, klein, alt.
2) Gut, schön, Hallo.
Игра «Кто лучше знает алфавит».
1. Представители от каждой команды перечисляют по порядку все буквы алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз назовет все буквы.
2. К доске вызываются представители каждой команды. На доске написаны по 7-8 печатных букв алфавита. Вызванные учащиеся должны написать соответствующие прописные буквы. Выигрывает тот, кто правильно, быстро и красиво напишет.
Большинство игр можно использовать в качестве домашнего задания (чайнворды, кроссворды), на обобщающих уроках по темам. Во вторых классах, когда дети обучаются чтению и письму, я использую разрезную азбуку. Такой комплект есть для каждого ученика в классе. Составляя из букв слова, учащиеся быстрее запоминают, как пишется то или иное слово. Такую игру можно также проводить по группам, кто быстрее составит слово.
Существуют разные виды уроков с использованием игровой деятельности:
урок-игра;
урок-путешествие;
урок-соревнование;
урок-коллаж;
урок-дискуссия и т.д.
Мною были проведены два открытых урока на темы: «Мир растений» в 6 классе, «В гостях у господина Орто» в 9 классе.
На уроке-игре „Pflanzenwelt“ в 6 классе тренировалось употребление учащимися лексики по теме „Draußen ist Bläterfall“ с использованием скороговорок, загадок, конкурсов «Кто больше знает?», «Кто быстрее расшифрует?»; учащиеся продолжали учиться связному высказыванию по теме „Jahreszeiten“ на описании картинок с изображениями времен года; формировались навыки аудирования и одновременно развивались творческие способности при выполнении задания «Нарисуй отгадку». Включение рисования в процесс обучения иностранному языку дает возможность мысленно самому принять участие в воображаемом действии, и, следовательно, вызывает потребность поделиться своими чувствами, мыслями. Согласно Л.С. Выгодскому «ребенок в рисовании гораздо больше символист, чем натуралист: при рисовании сложных предметов он передает не их части, но их общие качества, то впечатление, которое произвел на него данный предмет».[8] Деятельность с бумагой, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Изобразительная деятельность позволяет решать и воспитательные задачи: воспитывать эстетический вкус, а также такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность. Благодаря своей занимательности и выразительности занятия изобразительного искусства вызывают у детей повышенный интерес и уже сами по себе стимулируют речевую деятельность.
Но не следует думать, что игры интересны лишь детям. Опыт Г.А. Китайгородской и ее коллег доказал, что и во взрослой аудитории игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создается благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочередно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.[9]
Можно сделать вывод, что при должном подборе игр и их организации они окажутся полезными и в старших классах.
На уроке-соревновании „Zu Gast bei Graf Ortho“ в 9 классе совершенствовались орфографические знания учащихся, их навыки чтения и работы со словарем при помощи использования раздаточного материала. На уроке была выбрана форма работы в малых группах, что способствовало формированию учебного сотрудничества и партнерства. Учащиеся класса были разделены по принципу разнородности их знаний и умений. Роль гостя и помощника учителя была отведена одному из сильных учеников класса. Работа в группах способствовала созданию атмосферы всеобщей вовлеченности и коллективного единства.
Технологии сотрудничества нашли своих сторонников и в отечественной образовательной системе. Так в российском образовании разрабатывались и разрабатываются несколько теорий развивающего обучения. В частности, в работах Ш.А. Амонашвили и его сотрудников детально раскрыты и описаны закономерности превращения «зон ближайшего развития», имеющихся у школьников, в их актуальное развитие. В актах такого превращения большую роль играет духовная общность учителя с учащимися, а также постоянное общение учащихся между собой. Эта общность и такое общение предполагает споры, умение ставить вопросы, умение оценивать старания и результаты работы друг друга.[10]
При обучении детям прививаются нравственные устои: помогать друг другу в учебе (разрешается подсказывать), радоваться успехам товарищей, говорить приятные поддерживающие слова, хвалить и в то же время быть объективным в оценке труда (ответов) своих товарищей, чтобы помочь друг другу улучшить свою учебу. Учитель все время ориентируется на ученика, на его желание, на его реакцию (доволен – недоволен, чем и почему).
На уроке сотрудничество проявилось также в коллективном анализе и оценке своей работы самими же учениками.
Игровая деятельность во внеклассной работе.
Учитель должен организовывать работу над грамматическим, лексическим и фонетическим материалом таким образом, чтобы она побуждала обучающихся к сопоставлению изучаемого языка с родным, к осознанию особенностей мышления, менталитета народа, язык которого они изучают. Поэтому свою внеклассную работу я строю с целью приобщения учащихся к иноязычной культуре.
При организации факультатива и кружковой работы я использую конкурсы (чтецов, пословиц, скороговорок, загадок), викторины („Deutschland“, „J.W. Goehte“), литературные гостиные, инсценировки сказок и пьесок. Кроме того с учащимися я готовлю праздники „Ostern“, „Weihnachten“, „Muttertag“ с использованием песен. Содержание текстов песен способствует расширению активного запаса слов обучающихся, обеспечивает тренировку в использовании грамматических явлений, механической памяти. Ежегодно я провожу неделю немецкого языка, что даёт ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, и поэтому поверить в свои силы в изучении иностранного языка.
Таким образом, использование различной игровой деятельности способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формированию активности личности, а также помогает погружению учащихся в иноязычную культуру.
1. Люблю ли я играть в различные игры на уроках английского языка?
2. Какие уроки мне более интересны, когда учитель применяет игру на уроке или когда мы не играем?
3. Помогают ли мне игры быстрее включиться в работу на уроке английского языка?
4. Любишь ли ты петь песни на английском языке? Составлять загадки?
5. Надо ли выполнять физкультминутки на уроке английского языка?
6. Чувствуешь ли ты себя более уверенно, когда принимаешь участие в игре?
7. Как часто ты хотел бы играть на уроке?
8. Игры помогают тебе лучше запомнить изучаемый материал?
9. Как ты считаешь, игра способствует изучению английского языка и почему (делает урок более интересным, позволяет лучше запомнить английские слова, речевые образы)?
10. Я лучше запоминаю, внимательно слушаю, когда играю. Да или нет?
11. Всегда ли ты принимаешь активное участие в играх на уроках английского языка?
12. Нравится ли тебе английский язык?
13. Хотел бы ты в будущем изучать другой иностранный язык?
14. (6-й класс) Считаешь ли ты английский язык трудным предметом?
Результаты анкетирования.
Я провела анкету среди учащихся 6-го и 9-го классов ( соответственно 14 и 12 человек), чтобы выяснить отношение учащихся к использованию игрового метода на уроках английского языка. Данные анкеты следующие:
| 6-й класс | 9-й класс | ||
| Положительный ответ, % | Отрицательный ответ,% | Положительный ответ, % | Отрицательный ответ,% |
1 | 62 | 38 | 88 | 12 |
2 | 100 | - | 100 | - |
3 | 72 | 28 | 88 | 12 |
4 | 86 | 14 | 94 | 6 |
5 | 100 | - | 100 | - |
6 | 81 | 19 | 82 | 18 |
7 | 81(на каждом уроке) | 19(через урок) | 59 (на каждом уроке) | 41 (через урок) |
8 | 90 | 10 | 82 | 18 |
9 | 76 | 24 | 88 | 12 |
10 | 81 | 19 | 82 | 18 |
11 | 76 | 24 | 71 | 29 |
12 | 67 | 28(не очень-5) | 71 | 6(не очень-23) |
13 | 48 | 58 | 53 | 47 |
14(6-й класс) | 43 | 57 |
|
|
Информация о работе Игровой метод обучения иностранному языку