Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:13, курсовая работа
Цель: повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Задачи: 1. обучение умению общаться;
2. формирование и развитие речевых навыков и умений;
3. формирование учебного сотрудничества и партнерства;
4. развитие необходимых способностей и психических функций;
5. расширение ассоциативной базы при усвоении языкового материала;
6. запоминание речевого материала;
1. Введение……………………………………………………………….. 3
2. Основная часть………………………………………………………... 4
2.1. Значение педагогической игры………………………………….. 5
2.2. Основные функции игр…………………………………………… 6
2.3. Виды игры как средства обучения……………………………… 8
2.4. Организация игровой деятельности……………………………. 10
2.5. Требования к игре………………………………………………… 12
3. Практическая часть…………………………………………………… 13
3.1. Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры……………………………………………
3.2. Уроки – игры.…………………………………………………….. 18
3.3. Игровая деятельность во внеклассной работе…………………. 20
3.4. Анкета……………………………………………………………… 21
3.5. Результаты анкетирования……………………………………….. 22
4. Заключение……………………………………………………………. 23
5. Литература……………………………
Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на:
1. Дидактические, которые используют для расширения кругозора учащихся и познавательной деятельности, они формируют навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются обще-учебные умения и навыки, а также трудовые навыки.
2. Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формирует определенные позиции и подходы, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.
3. Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, фантазию, творческие способности, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения.
4. Специализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению.
Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков.
Место игры на уроке и отводимое ее время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести до 15-20 минут на уроке. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением пройденного материала, а также разрядкой на уроке.
Одна и та же игра может быть использована на различных этапах работы на уроке. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство такта, меры, иначе игра утомит учащихся, и они потеряют интерес и свежесть эмоционального воздействия.
Организация игровой деятельности.
К педагогическим подходам организации игр необходимо отнести ряд следующих моментов.
Выбор игры. Выбор игры зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, протяженности времени, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, игрушки, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний.
Предложение игры учащимся. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней. Важно, чтобы цели воспитания совпали с желанием учащихся. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.
Оборудование и оснащение игровой площади. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для числа играющих, быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов.
Распределение ролей в игре. Игровым называют коллектив учащихся, созданный для проведения игр. Есть много приемов разделения на микроколлективы играющих: жеребьевка, считалки.
Распределение ролей – один из ответственных моментов в играх. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, учитель использует следующие приемы:
назначение на роль взрослым;
назначение на роль через старшего (капитана, водящего);
выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);
добровольное принятие роли учащимся, по его желанию;
очередность выполнения роли в игре.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными; учащимся, чем-то себя скомпрометировавших – вернуть потерянный авторитет; новичкам и ребятам, сторонящихся коллектива, - проявить себя, сдружиться со всеми.
Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие; роль без действия – мертва, учащийся выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.
Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положение играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий.
Основные принципы организации игры:
ˇ отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учащихся в игру;
ˇ принцип развития игровой динамики;
ˇ принцип поддержания игровой атмосферы;
ˇ принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
ˇ принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам.[5]
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
2. Обязательные атрибуты игры: оформление, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
3. Обязательная констатация результата игры.
4. Компетентное жюри.
5. Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.п.) для переключения внимания и снятия напряжения.
Безусловно одно – воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов.
Перед учителем стоят задачи:
точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре;
ставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного;
опираться на достижения предыдущего возраста;
стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
Большое значение для детей имеет поощрение учителя, но нужно помнить, что его похвала стимулирует ребенка лишь в том случае, когда он рассматривает выполненное им задание как достаточно трудное. Очень важно, чтобы учитель сравнивал успехи учащегося не с успехами его товарищей, а с его прежними результатами. Главное – уважение к личности ученика, не убить интерес к работе.
Практическая часть.
Грамматические, лексические,
фонетические и орфографические игры.
Каждому учителю иностранного языка, бесспорно, хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. С этой целью я часто привлекаю различного вида игровые приемы работы. Они вызывают у детей наибольший интерес: приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развить навык общения, способствуют развитию необходимых психических функций, обеспечивают практическую направленность обучения.
Сочетание фонетических, лексических, грамматических и орфографических игр на уроке помогает более успешному освоению учащимися учебного материала.
Грамматические игры. Всем известно, что грамматика любого языка представляет большую трудность для учащихся. Не так легко дается и грамматика немецкого языка. На начальном этапе, когда ребятам еще неизвестны такие понятия как вспомогательный глагол, причастие II, артикль, предлог и другие, а на более старшем этапе понятия о временах глагола и степенях сравнения – перед учителем ставится задача помочь ребятам усвоить эти сложные грамматические структуры. И это усвоение идет не только через тренировочные упражнения, но и через игру.
При использовании грамматических игр я ставлю следующие цели:
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
- развивать речевую творческую активность учащихся.
1. Игра „Wer ist das?“
Цель: отработка вопросительного предложения „Ist das…?“, ответ на вопрос.
Ход игры: выбирается один учащийся по считалке, которую учащиеся произносят хором. Он поворачивается спиной к классу, а ученики по знаку учителя здороваются с ним или произносят условную фразу на иностранном языке, меняя голос. Учащийся должен узнать, кто ему задает вопрос „Ist das Wowa?“, класс отвечает: „Ja. Nein.“
2. Игра «Собери три формы глаголов».
Цель игры: способствовать непроизвольному запоминанию учащимися трех форм глаголов.
Ход игры: Заранее изготовить карточки с различными формами неправильных глаголов. На каждой из них пишется только одна форма. Работа проводится в группах. Карточки перемешиваются и каждый ученик получает по несколько штук. По команде играющие передают друг другу по одной карточке. По второй команде – еще по одной. Задача каждого ученика – подобрать у себя три формы одного и того же глагола. Победителем становится тот, кто первым сделал это.
Эта игра имеет и другие варианты с различными частями речи.
Большинство игр основаны на соревновании с обязательным подсчетом очков. В каждой игре требуется ведущий, роль которого лучше всего исполнять учителю, он должен быть душою игры и заражать всех своим азартом.
Для того, чтобы знания грамматики не остались в памяти лишь в виде правил и таблиц, чтобы речь учащихся была грамматически правильной, нужно обеспечить условия многократного употребления речевых образцов. Не бойтесь, это совсем не скучно. Побольше играйте. В играх многократное проговаривание не вызывает усталости. При помощи игр можно закрепить новый материал, а можно и весело повторить пройденное.[7]
Но необходимо помнить: при отработке новых грамматических структур лексика должна быть хорошо знакома.
Лексические игры. Большую роль на уроке имеют лексические игры, главной задачей которых является, прежде всего, закрепление и расширение лексического запаса учащихся. Все лексические игры нужно выполнять весело, в быстром темпе. Если используются песенки или стихотворения, то необходимо начинать с ознакомления с их содержанием.
Данные игры преследуют цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся;
- познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
1. Игра «Охарактеризуйте животных».
Учащимся предлагаются картинки, на которых изображены животные. Они должны сказать как можно больше определений, характеризующих животных, например: die weisse Katze, die lustige Katze… .
2. Игра «Много слов из одного слова».
Ведущий называет какое-нибудь животное по-немецки. Участники игры должны предложить других животных, названия которых начинаются на буквы, составляющие эти слово, например:
Der Hase: der Hund, der Affe, das Schwein, der Elefant.
Важную роль на начальном этапе обучения может играть кукла. Использование куклы способствует активизации речевой деятельности учащихся, делает ее более естественной. У меня есть кукла-помощник „Kapitän Tom“. Я надеваю ее на руку, представляюсь и мы идем знакомиться с учащимися. Обязательно здороваемся с каждым учеником, пожимаю с помощью куклы руки своих учеников. У детей появляется интерес, психологическая обстановка улучшается, пропадает страх.
У меня имеются различные настольные игры, наборы игрушечных животных, овощей, фруктов, различные карточки по разнообразным темам. Всем этим я часто пользуюсь на уроках, и все это чрезвычайно нравится моим ученикам.
Информация о работе Игровой метод обучения иностранному языку