Игра в коррекции физических недостатков дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН В. Кучма приводит данные обследования 250 московских дошкольников. Из них абсолютно здоровыми оказались только 5% детей, ни разу за весь год не болели 10%, часто болели 15%. При этом у четверти обследованных выявились хронические заболевания, у 70% - морфофункциональные отклонения, в том числе костно – мышечные патологии. Если пятилетних детей с подобными нарушениями посадить за парты, считает В. Кучма, то через несколько лет эти патологии проявятся прогрессирующим образом.

Работа содержит 1 файл

курсовая без приложений.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Двигательная деятельность на прогулке проводится в не­принужденной форме, длительность занятий меньше. При подбо­ре движений следует учитывать интересы детей. В начале года це­лесообразно проводить несложные физические упражнения и игры с простым содержанием и сюжетом.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. Так как организм функциональное единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, — растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры он никогда бы не добился.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Основа профилактики и лечения нарушений осанки — общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудис­той системы. В процессе проведения подвижных игр надо доби­ваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в пра­вильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Такие игры, как:

1.      «Роботы»  [2; 16]

Цели игры: развитие чувства правильной позы; укрепление мышечного «корсета» позвоночника. (Ход игры смотри в приложении № 3)

2.      « С мячом играй, но его не теряй»  [2; 20]

Цель игры: умение координирование выполнять различные упражне­ния; формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей. (Ход игры смотри в приложении № 3)

Для профилактики плоскостопия игры нужно подбирать таким обра­зом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организ­ма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков) - это игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием паль­цами ног различных предметов, приседаниями в положении нос­ки внутрь (пятки разведены). Проводятся такие игры:

1.                  «Кто устоит»  [2; 34]

Цели игры: развитие равновесия; укрепление мышц туловища и ног; воспитание выдержки, настойчивости.

(Ход игры смотри в приложении № 4)

2.                  «Скакалки»  [2; 34]

Цель игры: развитие быстроты реакции, быстроты и координации дви­жений, ловкости, чувства равновесия.

(Ход игры смотри в приложении № 4)

3.                  «Ванька-встанька»  [2; 35]

Цели игры: углубление дыхания; общефизиологическое воздействие; укрепление мышц ног, связочно-мышечного аппарата стоп.

(Ход игры смотри в приложении № 4)

4.                  «А ну-ка донеси»  [2; 35]

Цели игры: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп; развитие ловкости. (Ход игры смотри в приложении № 4)

При вегето-сосудистой дистонии очень важно тренировать ос­иные нервные процессы (их уравновешивание, повышение подвижности); укреплять тормозные реакции, особенно у гиперактивных детей; повышать согласованность нервно-регуляторных механизмов кровообращения; улучшать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Если игры проводятся на свежем воздухе, то это способствует закаливанию ребенка и исчезновению или уменьшению аллергических проявлений, нередко являющихся спутниками вегето-сосудистой дистонии. При проявлении симптомов очень важно, чтобы во время игры ребенка не было большой эмоциональной нагрузки, чтобы ребенок был не слишком возбужден и не переживал. Рекомендуются следующие игры:

1.                  «Прыгалки»  [2; 45]

Цели игры: улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы;

укрепление связочно-мышечного аппарата стоп; воспитание ловкости, быстроты реакции, координации ды­хания.

(Ход игры смотри в приложении № 5)

2.                  «Прыгаем через мешочек»  [2; 45]

Цель игры: повышение тонуса и тренировка сердечно-сосудистой и ды­хательной систем. (Ход игры смотри в приложении № 5)

После перенесенных инфекций правильно подобранные игры помогут ребенку обре­сти уверенность в себе, улучшат его психическое здоровье. Жиз­нерадостное настроение способствует правильному дыханию, кро­вообращению, пищеварению и восстановительным процессам в организме человека. Игры помогают перевести мозг на новый ре­жим работы с оптимизацией течения нервных процессов, повы­шением неспецифического иммунитета.

При бронхолегочных заболеваниях необходимо не только укреплять мыш­цы грудной клетки, пояса верхних конечностей, но и развивать ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом.

При разработке игр использовались: произношение звуков во время игровых упражнений в сочетании с ритмичными движения­ми рук и ног; движения для формирования навыка правильного положения языка и координации движений нижней челюсти; до­зированный бег — для улучшения функционирования диафрагмы.

1.                  «Едем за арбузами»  [2; 118]

Цели игры: улучшение глубины и ритма дыхания; укрепление мышц рук, пояса верхних конечностей, грудной клетки; тренировка координации движений, умения согласовывать свои действия с действиями других участников игры. (Ход игры смотри в приложении № 6)

2.                  «Пузырь лопнул»  [2; 118]

Цели игры: восстановление носового дыхания; формирование углубленного дыхания, правильного смыка­ния губ.

(Ход игры смотри в приложении № 6)

3.                  «Зайцы и совы»  [2; 119]

Цели игры: развитие внимания, быстроты реакции; воспитание чувства партнера и коллектива. (Ход игры смотри в приложении № 6)

При всех заболеваниях наблюдается отставание ребенка в психомоторном развитии и общее ослабление организма. Для ра­стущего организма очень важно своевременное психомоторное развитие, так как от него зависят и формирование психических и моторных функций, и мышечный тонус, и укрепление опорно-двигательного аппарата.

Подвижные игры, позволяющие устранить отставание в раз­витии, должны быть направлены на воспитание полезных навы­ков ходьбы, бега, лазанья, ползания и т. д. Целенаправленные ак­тивные движения в этих играх способствуют нормализации физиологических процессов, происходящих в нервной системе, а значит, двигательному и психическому развитию ребенка.

1.                  «Замри»  [2; 103]

Цели игры: воспитание дисциплины, умения действовать в коллективе; координация движений в мелких мышечных группах; воспитание фантазии.

(Ход игры смотри в приложении № 7)

2.                  «Жмурки в кругу»  [2; 103]

Цели игры: развитие умения сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве, на местности; развитие ловкости, быстроты реакции, внимания; развитие, функции слухового анализатора.

(Ход игры смотри в приложении № 7)

3.                  «Колечко»  [2; 104]

Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции, зрительной памяти.

(Ход игры смотри в приложении № 7)

Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы оздоровления.

Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми; создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умение согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе.

Непринужденная веселая атмосфера увеличивает совместное общение между  детьми, подводит ребенка к пониманию того, что действия не являются лишь его индивидуальным делом, ибо они включаются, прямо или косвенно, в сложные человеческие взаимоотношения

Основные виды упражнений, которые используются во всех физкультурно – оздоровительных мероприятий: построение, ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.

Построение направлено на организацию деятельности детей в процессе физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрослого и починять свое поведение требованиям инструкции взрослого.

Ходьба направлена на развитие основных движений ребенка, формирования умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо-двигательной и зрительно-двигательной координации. В процесс ходьбы развивается целенаправленность в деятельности ребенка.

Бег способствует совершенствованию основных движений ребенка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми действиями корпуса, формирует легкость и изящество при быстром перемещении ребенка.

Прыжки направлены на тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки подготавливают тело ребенка к выполнению заданий на равновесие. Для совершенствования навыков в прыжках ребенок должен проявить волевые качества своей личности. Начинают закладываться основы саморегуляции и самоорганизации своей деятельности.

Ползание, лазание, перелезание способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движении рук и ног, на укрепление внутренних органов систем.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата.

Итак, в данном параграфе мы охарактеризовали различные методы и средства коррекции физических аномалий у дошкольников средствами игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей.

В своей работе мы раскрыли психолого – педагогический потенциал детской игры, опираясь на труды известных ученых (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, И. Ф. Каптерев, С. Л. Рубенштейн, З. Фрейд, Д. Н. Узнадзе, Г. Спенсер, К Гросс, В. Штерн), рассмотрели этапы детской игры.

Подробно проанализировав особенности физического развития дошкольников, подчеркнув, что у 70% обследованных дошкольников морфофункциональные отклонения в том числе костно – мышечные патологии, мы убедились в том, что недостатки физического развития дошкольников нужно коррегировать и дали подробную характеристику методам и средствам коррекции, но особое внимание уделили игре.

Мы доказали, что именно подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

Работа для нас имеет теоретико – практическую ценность, так как расширила кругозор в области здоровьесберегающей педагогики.

Информация о работе Игра в коррекции физических недостатков дошкольника