Игра в коррекции физических недостатков дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН В. Кучма приводит данные обследования 250 московских дошкольников. Из них абсолютно здоровыми оказались только 5% детей, ни разу за весь год не болели 10%, часто болели 15%. При этом у четверти обследованных выявились хронические заболевания, у 70% - морфофункциональные отклонения, в том числе костно – мышечные патологии. Если пятилетних детей с подобными нарушениями посадить за парты, считает В. Кучма, то через несколько лет эти патологии проявятся прогрессирующим образом.

Работа содержит 1 файл

курсовая без приложений.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо вос­становить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способ­ствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегета­ции, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции моз­гового кровообращения.

При ритмичном с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляет­ся гладкая мускулатура бронхов.

Внутренние органы у детей, особенно раннего возраста, еще недостаточно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко нарушается деятельность кишечника.

Кожа охраняет внутренние органы и ткани от поврежде­ния и проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыха­нии. У детей она нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций (терморегулирующих и защитных).

В развитии нервной системы основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3 лет и к концу дошкольного возраста почти закан­чивается. Важно учитывать также существенную особенность централь­ной нервной системы ребенка — способность сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда становится по­нятным способность детей к быстрому и легкому запоминанию показанных им движений. Однако для закрепления и совершен­ствования усвоенного необходимы многократные повторения. Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пла­стичность нервной системы у детей способствуют лучшему, а иног­да и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно слож­ных двигательных навыков - ходьбе на лыжах, фигурному ката­нию на коньках, плаванию и др. Причем правильное формирова­ние двигательных навыков у дошкольников с самого начала име­ет большое значение, так как исправлять их очень трудно.

По данным Минздрава России за последние десять лет уро­вень здоровья детей ухудшился более чем на 19%. На пер­вом месте находятся болезни органов дыхания, на втором — пищеварения, на третьем — инфекционные заболевания; да­лее — болезни глаз, заболевания нервной системы, кожи, клетчатки, костно-мышечная патология, травмы и пр. По мнению медицинских работников, это тот класс болезней, которым можно и нужно управлять в дошкольных образова­тельных учреждениях.

При осмотре детей 2—3 лет до поступления в дошкольные уч­реждения на 1000 малышей выявляется 27,5% больных, за год до поступления в школу (6 лет) — 43,2%, а в 7 лет — 58,3%. [1; 13]

Нарушение осанки наблюдалось у 24,5% детей до поступ­ления их в детский сад, в 6 лет — у 66,6%, в 7 лет — у 86,4%, т.е. в 3,5 раза ухудшилось состояние детского здоровья. [1; 13]

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и под­ростков за последние 10 лет количество детей дошкольного воз­раста с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 26,9%), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здо­ровья, снизилось в 3 раза (до 5—6%), Из общей заболеваемос­ти дошкольников 75% приходится на острые респираторно-вирусные инфекции или грипп. [1; 13]

Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболева­ния кожи, заболевания мочеполовой системы и органов пище­варения. Причем патологическая выраженность у мальчиков 6— 7 лет выше, чем у девочек (457,1% против 379%). До 70% детей страдают кариесом зубов.[1; 13]

Состояние здоровья современных дошкольников характери­зуется высокой распространенностью морфофункциональных отклонений — 69,5—75,5%. Ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата (30—40%), сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. У 12—19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30 – 40%  составляют группу риска по развитию психических нарушений. В комплек­се таких нарушений преобладают разные формы неврозов, нарушение сна, невропатии. [1; 13]

При поступлении в детский сад значительное число детей (от 20 до 50%) имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств: двигатель­ной активности, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечно-сосу­дистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии.

Причин ухудшения здоровья много. Нельзя не согласиться с выводами отдела медико-социальной помощи детям и подрост­кам Минздрава России, что одна из них — невозможность со­здания условий, обеспечивающих здоровый образ жизни в се­мье, социально-экономические факторы, состояние медицин­ского обслуживания детей в дошкольных учреждениях. Главной целью дошкольного воспитания должно стать фор­мирование здоровья детей.

Ученые сходятся во мнении, что среди основных причин «подрыва» здоровья лежит неправильный образ жизни, так как «тело строится не по чисто физиологическим законам, а по за­конам человеческой культуры».

По отношению к организму ребенка дошкольного возраста наиболее разрушающими здоровье факторами являются:

- неправильное питание;

- гиподинамия (дефицит двигательной активности);

- существенный рост интеллектуальной нагрузки и высокий

объем вредной информации;

- нарушение биологических ритмов;

- влияние лекарственных препаратов;

- влияние компьютерных технологий обучения и компьютер­ных игр;

- отсутствие сексуальной культуры родителей и др.

Среди перечисленных воздействий на первое место, естествен­но, выходит фактор питания, так как обменные процессы, на­правленные на развитие, напрямую зависят от правильного пи­тания.

Особо следует остановить внимание на дефиците двигатель­ной активности детей дошкольного возраста, так как именно в этот отрезок времени (до семи-восьми лет) у ребенка проис­ходит формирование помощников сердца «внутримышечных периферических сердец». Этот процесс возможен только при одном условии — высокой двигательной активности ребенка. Не случайно природа наделила детский организм повышенной воз­будимостью. Работоспособность сердца в дошкольный период закономерно улучшается, если ребенок находится в постоян­ном движении. Здоровый ребенок сам регулирует объем выпол­няемых двигательных активно и их разнообразие.

В четыре года и семь лет, когда ребенок поступает в дет­ский сад и школу отмечена наибольшая напряженность функ­ционирования сердечно-дыхательной (кардио - распираторной) системы. В четыре—семь лет происходит становление дыхания по мужскому и женскому типам, именно в это время чаше всего и возникают нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах.

В этот период пропорционально частоте простудных заболе­ваний отмечен рост психомоторных нарушений. Почему еще и психомоторных? Да потому, что при выполнении движений мышечные клетки организма вырабатывают особый миогенный белок, который стимулирует работу всей нервной системы, в том числе и корковые образования.

У детей после перенесенных инфекций могут длительное вре­мя наблюдаться нарушения нервной системы, общее истощение, ослабление организма, снижение эмоционального тонуса. В пер­вые две недели отмечаются: неустойчивость артериального давле­ния, пульса, нарушение сна, рассеянность, слабость, вялость, бы­страя утомляемость, раздражительность.

Дошкольный возраст это еще и период развития дегенера­тивно-дистрофических заболеваний позвоночника и всего опор­но-двигательного аппарата, наступающих в результате физиче­ских недо- или перегрузок.

Воспитатель и инструктор по фи­зической культуре обязаны выявлять индивидуальные морфофункциональные особенности двигательной активности ребен­ка и на этой основе строить его обучение.

Все вышеобозначенное выдвигает перед педагогами задачу организовать здоровьесберегающую деятельность и проводить коррекцию недостатков физического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.           Игра в коррекции недостатков физического развития дошкольников

 

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме дня относятся утренняя гимнастика, физкультминутки, игры и упражнения между занятиями, подвижные игры и упражнения на прогулке, гимнастика после сна. Тогда дадим характеристику этим методам и средствам коррекции.

Утренняя гимнастика, хотя непродолжительна по времени (8— 10 мин), однако оказывает огромное оздоровительное влияние. Физические упражнения утренней гимнастики повышают уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы. Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5 % суточного объема двигательной активности детей. Утренняя гимнастика представляет собой комплекс упражнений для рук, ног, туловища. Комплекс состоит из 5 —6 упражнений, каждое из которых выполняется 6 — 8 раз. В комплексы включаются движения рук вверх, в стороны, вперед, а также движения кистями и пальцами в различных положениях рук (вверх, в стороны, вперед); поочередное поднимание прямых ног вперед; поднимание на носки; приседания и упоры присев; наклоны туловища вперед, вправо и влево; повороты туловища вправо и влево; простые сочетания движений рук, ног, туловища, головы. Завершается гимнастика подскоками, танцевальными шагами, бегом на месте с последующим переходом на ходьбу и упражнениями на внимание, а также дыхательными упражнениями.

В младшем дошкольном возрасте утренняя гимнастика должна носить игровой характер. В нее могут быть включены две-три игры различной степени подвижности («Самолеты», «Найди и промолчи», «Удочка») или же пять-шесть общеразвивающих упражнений образно-имитационного характера («Птички клюют зернышки», «Кошечка проснулась» и т.п.). Примерный комплекс утренней гимнастики для детей подготовительной группы [11; 104] (смотри в приложении № 1) 

Физические упражнения в середине занятия позволяют в значительной мере снять отмеченные отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность детей. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1 – 3 минуты. Каждая физкультминутка включает в себя комплекс из трех-четырех упражнений, повторяемых 4—6 раз. При правильном подборе упражнений за короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. В физкультурные минутки помимо упражнений, требующих напряжения и расслабления крупных мышц туловища и конечностей, необходимо вводить упражнения мышц кисти и пальцев рук. Это повышает работоспособность, содействует развитию мышц кисти, благоприятствует развитию речи детей. В физкультминутку целесообразно включать упражнения для глаз. [11; 105] (смотри в приложении № 2) В практике детских садов физкультурные минутки проводят под стихотворные тексты. Упражнение «Листопад» [11;106] (смотри в приложении № 2)

Главное назначение организации подвижных игр и упражнений между занятиями — приостановить развивающееся в процессе занятий торможение в коре головного мозга, предотвратить развитие хронического умственного утомления у детей и дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению для улучшения восприятия учебного материала. Наиболее эффективны между занятиями игры малой и сред­ней интенсивности. Игры большой интенсивности снижают рабо­тоспособность детей в начале занятия, поскольку дети не могут быстро успокоиться и переключиться на учебную деятельность. За 7 — 8 мин перерыва дети могут поиграть в одну-две игры. Целесообразно начинать с игры средней интенсивности, а закан­чивать игрой малой интенсивности. Рекомендуется использовать между занятиями знакомые детям игры, чтобы не терять времени на объяснение.

После дневного сна в дошкольном уч­реждении проводится гимнастика. Гимнастика облегчает пробуж­дение ребенка, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющее воздействие. Комплекс гимнастических упражнений после сна, как прави­ло, имеет две части. Первая часть проводится в постели. Эта часть короткая. Ее задача — помочь ребенку постепенно перейти от со­стояния сна к состоянию бодрствования. В нее включаются упраж­нения типа потягивания, а также движения руками и ногами в медленном темпе. Во второй части дети встают с кроватей и, сни­мая спальную одежду, остаются в трусах с босыми ногами. Они выполняют ряд общеразвивающих упражнений (можно использо­вать комплексы ритмической гимнастики) и ходят по комбини­рованной дорожке. Например: сначала детям предлагается пройти по лежащему на полу канату, затем по ребристой доске, потом по резиновому коврику с мелкими шипами, далее идет влажный со­левой коврик. В заключение процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик.

Ежедневный ак­тивный отдых на прогулке поставляет дошкольникам до 40 % не­обходимого суточного объема движений. Активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприят­ное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных за­нятиях физическими упражнениями, обогащения детей знания­ми правил подвижных игр и эстафет и формирования у них уме­ния организованно играть в коллективе сверстников.

Общее время двигательной активности детей на прогулке долж­но быть не менее 60 —70 % ее продолжительности. При этом ос­новные движения, применяемые на прогулке, должны быть хо­рошо знакомы детям, элементы спортивных игр и спортивные упражнения могут разучиваться вновь.

Информация о работе Игра в коррекции физических недостатков дошкольника