Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:16, курсовая работа
Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН В. Кучма приводит данные обследования 250 московских дошкольников. Из них абсолютно здоровыми оказались только 5% детей, ни разу за весь год не болели 10%, часто болели 15%. При этом у четверти обследованных выявились хронические заболевания, у 70% - морфофункциональные отклонения, в том числе костно – мышечные патологии. Если пятилетних детей с подобными нарушениями посадить за парты, считает В. Кучма, то через несколько лет эти патологии проявятся прогрессирующим образом.
При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетации, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.
При ритмичном с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов.
Внутренние органы у детей, особенно раннего возраста, еще недостаточно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко нарушается деятельность кишечника.
Кожа охраняет внутренние органы и ткани от повреждения и проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. У детей она нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций (терморегулирующих и защитных).
В развитии нервной системы основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3 лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается. Важно учитывать также существенную особенность центральной нервной системы ребенка — способность сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда становится понятным способность детей к быстрому и легкому запоминанию показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствуют лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков - ходьбе на лыжах, фигурному катанию на коньках, плаванию и др. Причем правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала имеет большое значение, так как исправлять их очень трудно.
По данным Минздрава России за последние десять лет уровень здоровья детей ухудшился более чем на 19%. На первом месте находятся болезни органов дыхания, на втором — пищеварения, на третьем — инфекционные заболевания; далее — болезни глаз, заболевания нервной системы, кожи, клетчатки, костно-мышечная патология, травмы и пр. По мнению медицинских работников, это тот класс болезней, которым можно и нужно управлять в дошкольных образовательных учреждениях.
При осмотре детей 2—3 лет до поступления в дошкольные учреждения на 1000 малышей выявляется 27,5% больных, за год до поступления в школу (6 лет) — 43,2%, а в 7 лет — 58,3%. [1; 13]
Нарушение осанки наблюдалось у 24,5% детей до поступления их в детский сад, в 6 лет — у 66,6%, в 7 лет — у 86,4%, т.е. в 3,5 раза ухудшилось состояние детского здоровья. [1; 13]
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 26,9%), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 5—6%), Из общей заболеваемости дошкольников 75% приходится на острые респираторно-вирусные инфекции или грипп. [1; 13]
Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи, заболевания мочеполовой системы и органов пищеварения. Причем патологическая выраженность у мальчиков 6— 7 лет выше, чем у девочек (457,1% против 379%). До 70% детей страдают кариесом зубов.[1; 13]
Состояние здоровья современных дошкольников характеризуется высокой распространенностью морфофункциональных отклонений — 69,5—75,5%. Ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата (30—40%), сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. У 12—19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30 – 40% составляют группу риска по развитию психических нарушений. В комплексе таких нарушений преобладают разные формы неврозов, нарушение сна, невропатии. [1; 13]
При поступлении в детский сад значительное число детей (от 20 до 50%) имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств: двигательной активности, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии.
Причин ухудшения здоровья много. Нельзя не согласиться с выводами отдела медико-социальной помощи детям и подросткам Минздрава России, что одна из них — невозможность создания условий, обеспечивающих здоровый образ жизни в семье, социально-экономические факторы, состояние медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях. Главной целью дошкольного воспитания должно стать формирование здоровья детей.
Ученые сходятся во мнении, что среди основных причин «подрыва» здоровья лежит неправильный образ жизни, так как «тело строится не по чисто физиологическим законам, а по законам человеческой культуры».
По отношению к организму ребенка дошкольного возраста наиболее разрушающими здоровье факторами являются:
- неправильное питание;
- гиподинамия (дефицит двигательной активности);
- существенный рост интеллектуальной нагрузки и высокий
объем вредной информации;
- нарушение биологических ритмов;
- влияние лекарственных препаратов;
- влияние компьютерных технологий обучения и компьютерных игр;
- отсутствие сексуальной культуры родителей и др.
Среди перечисленных воздействий на первое место, естественно, выходит фактор питания, так как обменные процессы, направленные на развитие, напрямую зависят от правильного питания.
Особо следует остановить внимание на дефиците двигательной активности детей дошкольного возраста, так как именно в этот отрезок времени (до семи-восьми лет) у ребенка происходит формирование помощников сердца «внутримышечных периферических сердец». Этот процесс возможен только при одном условии — высокой двигательной активности ребенка. Не случайно природа наделила детский организм повышенной возбудимостью. Работоспособность сердца в дошкольный период закономерно улучшается, если ребенок находится в постоянном движении. Здоровый ребенок сам регулирует объем выполняемых двигательных активно и их разнообразие.
В четыре года и семь лет, когда ребенок поступает в детский сад и школу отмечена наибольшая напряженность функционирования сердечно-дыхательной (кардио - распираторной) системы. В четыре—семь лет происходит становление дыхания по мужскому и женскому типам, именно в это время чаше всего и возникают нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах.
В этот период пропорционально частоте простудных заболеваний отмечен рост психомоторных нарушений. Почему еще и психомоторных? Да потому, что при выполнении движений мышечные клетки организма вырабатывают особый миогенный белок, который стимулирует работу всей нервной системы, в том числе и корковые образования.
У детей после перенесенных инфекций могут длительное время наблюдаться нарушения нервной системы, общее истощение, ослабление организма, снижение эмоционального тонуса. В первые две недели отмечаются: неустойчивость артериального давления, пульса, нарушение сна, рассеянность, слабость, вялость, быстрая утомляемость, раздражительность.
Дошкольный возраст это еще и период развития дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника и всего опорно-двигательного аппарата, наступающих в результате физических недо- или перегрузок.
Воспитатель и инструктор по физической культуре обязаны выявлять индивидуальные морфофункциональные особенности двигательной активности ребенка и на этой основе строить его обучение.
Все вышеобозначенное выдвигает перед педагогами задачу организовать здоровьесберегающую деятельность и проводить коррекцию недостатков физического развития.
1.3. Игра в коррекции недостатков физического развития дошкольников
К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме дня относятся утренняя гимнастика, физкультминутки, игры и упражнения между занятиями, подвижные игры и упражнения на прогулке, гимнастика после сна. Тогда дадим характеристику этим методам и средствам коррекции.
Утренняя гимнастика, хотя непродолжительна по времени (8— 10 мин), однако оказывает огромное оздоровительное влияние. Физические упражнения утренней гимнастики повышают уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы. Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5 % суточного объема двигательной активности детей. Утренняя гимнастика представляет собой комплекс упражнений для рук, ног, туловища. Комплекс состоит из 5 —6 упражнений, каждое из которых выполняется 6 — 8 раз. В комплексы включаются движения рук вверх, в стороны, вперед, а также движения кистями и пальцами в различных положениях рук (вверх, в стороны, вперед); поочередное поднимание прямых ног вперед; поднимание на носки; приседания и упоры присев; наклоны туловища вперед, вправо и влево; повороты туловища вправо и влево; простые сочетания движений рук, ног, туловища, головы. Завершается гимнастика подскоками, танцевальными шагами, бегом на месте с последующим переходом на ходьбу и упражнениями на внимание, а также дыхательными упражнениями.
В младшем дошкольном возрасте утренняя гимнастика должна носить игровой характер. В нее могут быть включены две-три игры различной степени подвижности («Самолеты», «Найди и промолчи», «Удочка») или же пять-шесть общеразвивающих упражнений образно-имитационного характера («Птички клюют зернышки», «Кошечка проснулась» и т.п.). Примерный комплекс утренней гимнастики для детей подготовительной группы [11; 104] (смотри в приложении № 1)
Физические упражнения в середине занятия позволяют в значительной мере снять отмеченные отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность детей. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1 – 3 минуты. Каждая физкультминутка включает в себя комплекс из трех-четырех упражнений, повторяемых 4—6 раз. При правильном подборе упражнений за короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. В физкультурные минутки помимо упражнений, требующих напряжения и расслабления крупных мышц туловища и конечностей, необходимо вводить упражнения мышц кисти и пальцев рук. Это повышает работоспособность, содействует развитию мышц кисти, благоприятствует развитию речи детей. В физкультминутку целесообразно включать упражнения для глаз. [11; 105] (смотри в приложении № 2) В практике детских садов физкультурные минутки проводят под стихотворные тексты. Упражнение «Листопад» [11;106] (смотри в приложении № 2)
Главное назначение организации подвижных игр и упражнений между занятиями — приостановить развивающееся в процессе занятий торможение в коре головного мозга, предотвратить развитие хронического умственного утомления у детей и дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению для улучшения восприятия учебного материала. Наиболее эффективны между занятиями игры малой и средней интенсивности. Игры большой интенсивности снижают работоспособность детей в начале занятия, поскольку дети не могут быстро успокоиться и переключиться на учебную деятельность. За 7 — 8 мин перерыва дети могут поиграть в одну-две игры. Целесообразно начинать с игры средней интенсивности, а заканчивать игрой малой интенсивности. Рекомендуется использовать между занятиями знакомые детям игры, чтобы не терять времени на объяснение.
После дневного сна в дошкольном учреждении проводится гимнастика. Гимнастика облегчает пробуждение ребенка, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющее воздействие. Комплекс гимнастических упражнений после сна, как правило, имеет две части. Первая часть проводится в постели. Эта часть короткая. Ее задача — помочь ребенку постепенно перейти от состояния сна к состоянию бодрствования. В нее включаются упражнения типа потягивания, а также движения руками и ногами в медленном темпе. Во второй части дети встают с кроватей и, снимая спальную одежду, остаются в трусах с босыми ногами. Они выполняют ряд общеразвивающих упражнений (можно использовать комплексы ритмической гимнастики) и ходят по комбинированной дорожке. Например: сначала детям предлагается пройти по лежащему на полу канату, затем по ребристой доске, потом по резиновому коврику с мелкими шипами, далее идет влажный солевой коврик. В заключение процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик.
Ежедневный активный отдых на прогулке поставляет дошкольникам до 40 % необходимого суточного объема движений. Активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет и формирования у них умения организованно играть в коллективе сверстников.
Общее время двигательной активности детей на прогулке должно быть не менее 60 —70 % ее продолжительности. При этом основные движения, применяемые на прогулке, должны быть хорошо знакомы детям, элементы спортивных игр и спортивные упражнения могут разучиваться вновь.
Информация о работе Игра в коррекции физических недостатков дошкольника