Игра в коррекции физических недостатков дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН В. Кучма приводит данные обследования 250 московских дошкольников. Из них абсолютно здоровыми оказались только 5% детей, ни разу за весь год не болели 10%, часто болели 15%. При этом у четверти обследованных выявились хронические заболевания, у 70% - морфофункциональные отклонения, в том числе костно – мышечные патологии. Если пятилетних детей с подобными нарушениями посадить за парты, считает В. Кучма, то через несколько лет эти патологии проявятся прогрессирующим образом.

Работа содержит 1 файл

курсовая без приложений.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего орга­низма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражатель­ностью, активностью.

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, по­казал, что игра — осмысленная деятельность, а радость игры — «радость творческая», «радость победы». Он доказывает, что в хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, ком­бинирует, преодолевает трудности. Это роднит игру с трудом и делает ее средством подготовки к труду. Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чув­ствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив. А. С. Макаренко указывает также и на основное отличие игры от работы. Труд создает материальные и культурные цен­ности. Игра таких ценностей не создает. Однако игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физи­ческим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе ее формировались качества будущего работника и гражданина.

Рассмотрение этапов (стадий) развития детской игры с неиз­бежностью подводит к проблеме поиска непротиворечивой и удоб­ной в пользовании классификации детских игр.

Классификация – процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками.

Классификация игр должна позволить ориентироваться в игровом разнообразии, осмысленном и эффективном их использовании. Колоссальное разнообразие видов и форм игры, объясняющееся прикладным характером игры, как формы досуга, также обуславливает большое число вариантов классификаций. Ведь игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека.

Классификации, созданные в разное время разными авторами, опираются на разные признаки, например, на воспитательную (развивающую) роль, характер отражения действительности или на чисто вне­шние признаки, например возраст игроков, их количество, нали­чие или отсутствие игрового материала, место проведения, сте­пень педагогического управления процессом и т.д. Каждый из подвидов в той или иной мере, разумеется, имеет право на существование, а в совокупности они еще раз подтверждают разносторон­ний и разнообразный характер детской игры.

Одна из первых попыток провести систематизацию детских игр принадлежит Ф. Фребелю. Согласно одному из ее вариантов, все игры следует делить на: физические игры, развивающие силу и ловкость; игры, связанные с внешними чувствами, упражняющие слух, зрение; умственные игры, требующие обдумывания и суждения.

Основу классификации игр, которая принята в советской педа­гогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физи­ческого и психического развития ребенка. П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выде­ляет игры, которые создаются самими детьми (свободные, само­стоятельные, творческие), и организованные, с готовыми пра­вилами.

К. Бюлер назвал два рода игр. Первые он характеризовал как «экспериментирование в игре». В них ребенок имеет дело с самим собой или с товарищами. Это подвижные игры, в которых упраж­няется тело ребенка или он приводит в движение другие предме­ты («возня» с предметами), а также «аффективные игры» типа пряток, жмурок и др. Игры второго рода — это «общественные игры»: борьба, игра в любовь, в подражание. В них достигается развитие «зачатков общительности», которые каждый ребенок несет в себе. Ученый подчеркивает равноценность игр обеих групп и заявляет, что было бы неразрешимой задачей определить, ка­кие из них важнее для развития ребенка.

В. Штерн также делит игры на одиночные и социальные. В ходе одиночных игр ребенок учится владеть собственным телом и вла­ствовать над вещами, а также разыгрывает роли, которые позво­ляют ему уточнить представления о собственном «я» и его воз­можных превращениях. Первыми соучастниками социальных игр выступают взрослые, но чем старше становится ребенок, тем зна­чительнее возрастает его интерес к сверстникам.

Деление игр на творческие, подвижные и дидакти­ческие было традиционным для отечественной педагогики всей второй половины XX в., хотя многие исследователи замечали нерациональность такой классификации, так как при этом ста­вились в один ряд явления различной природы — самостоятель­ные детские игры и созданные взрослыми

В основу одной из современных классификаций детских игр С. Л. Новоселова, не отрицая рациональности прежних подходов и стремясь осмыслить проблему детской игры с позиции реалий сегодняшнего дня и современного уровня научных знаний об этом виде деятельности, закладывает категорию «инициативы», исхо­дящей от субъектов игры. В связи с этим автор выделяет три класса игр, которые исторически тесно связаны между собой.

С. Л. Новоселова включает в первый класс игры, возни­кающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности.

Во второй класс входят игры (обучающие и досуговые), возникающие по инициативе взрослого. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что, в свою очередь, способствует обогащению игр первого класса.

Третий класс составляют так называемые традиционные или народные игры, происходящие из глубины этнической куль­туры.

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения об­щественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспи­тания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра — наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный спо­соб переработки полученных впечатлений. Она соответствует на­глядно - образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.

Таким образом, к игре детей побуждает стремление знако­миться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты

 

 



38

 

 

1.2.           Особенности физического развития дошкольников

 

«Развитие должно быть вполне гармоническое, как физическое, так и соответственно ему умственное, эстетическое, нравственное.»

П.Ф. Лесгафт 

Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении пер­вых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличива­ются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

Костная система. Связки, суставы обеспечивают как положе­ние тела, так и возможность движения его частей в разных на­правлениях, выполняя, кроме того, защитную функцию. В кост­ной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13 % минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах. Суставы у детей очень подвижны, связочный аппарат легко рас­тягивается, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наобо­рот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются дo 6 - 7 лет. Структура костной ткани позвонков еще не заверше­на, позвоночный столб очень эластичен, он состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных условий внешней сре­ды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые ха­рактеризуются такими признаками, как голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперед и т.д. В дальнейшем эти привыч­ные для ребенка неправильные положения могут привести к ис­кривлению позвоночника. Нарушение осанки — частый спутник многих хронических за­болеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно вли­яют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Приобретение правильной осанки — длительный процесс, по­этому ребенку необходимо многократно показывать, что такое пра­вильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечани­ем: «Не горбись!» — это ошибка, так как бессознательно человек частицу «не» обычно не воспринимает. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосред­ственно на теле ребенка показывать правильное положение. А луч­ше всего чаще играть в игры на развитие осанки. В более старшем возрасте хорошую осанку можно развить в танцевальном кружке или балетной школе.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изме­нение ее формы может стать причиной смещения таза, искривле­ния позвоночника и, как следствие этого, нарушений осанки в различных плоскостях.

Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически пло­хо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягают­ся, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп рас­плющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа яв­ляется опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы не только влияет на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.

Мышцы у детей развиты относительно сла­бо и составляют всего лишь 20 - 22 % массы тела. Мышцы у детей богаче насыщены водой и беднее белковыми веществами, жирами. Прежде всего у дошкольников развиваются и начинают функ­ционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы-сгиба­тели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3 - 4 лет довольно часто принимают неправильные позы - голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая. К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и рабо­тоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.

Работа с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении). Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост.

Сердечно - сосудистая система у дошкольников  хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Кровеносные со­суды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений. В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85 - 105 уд./мин. Пульс изме­няется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается. В старшем дошкольном возрасте (6 - 7 лет) пульс становится более устойчивым и достигает 78 - 99 уд./мин. Причем у девочек на 5 - 7 ударов боль­ше, чем у мальчиков. Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса состав­ляет 150 -180 % по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физиче­скую нагрузку следует снизить.

Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3 - 4 года оно составляет 96/58 мм рт. ст., в 5 - 6 лет  - 98/60 мм рт. ст. Продолжительные физические и психические напряжения мо­гут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблю­дать большую осторожность при дозировании физической нагруз­ки на организм ребенка.

Верхние дыхательные пути у детей отно­сительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатически­ми и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается. Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких еще пол­ностью не закончено: носовые ходы, трахея и бронхи сравнитель­но узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Вот почему частота их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых (у детей грудного возраста - 40 - 35 дыханий в минуту, к 7 годам - 24 - 22 дыхания в минуту). У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интен­сивным обменом веществ. С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, мик­робов, а также согревается и увлажняется.

Информация о работе Игра в коррекции физических недостатков дошкольника