Игра в коррекции физических недостатков дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН В. Кучма приводит данные обследования 250 московских дошкольников. Из них абсолютно здоровыми оказались только 5% детей, ни разу за весь год не болели 10%, часто болели 15%. При этом у четверти обследованных выявились хронические заболевания, у 70% - морфофункциональные отклонения, в том числе костно – мышечные патологии. Если пятилетних детей с подобными нарушениями посадить за парты, считает В. Кучма, то через несколько лет эти патологии проявятся прогрессирующим образом.

Работа содержит 1 файл

курсовая без приложений.doc

— 163.00 Кб (Скачать)


38

 

Введение

«Здоровье – это еще не все, но без здоровья - ничто.»

Сократ

Серьёзные трудности, которые приходится преодолевать и общеобразовательной школе, и детским садам, связаны прежде всего с ухудшением психофизического и эмоционального благополучия детей.

Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН В. Кучма приводит данные обследования 250 московских дошкольников. Из них абсолютно здоровыми оказались только 5% детей, ни разу за весь год не болели 10%, часто болели 15%. При этом у четверти обследованных выявились хронические заболевания, у 70% - морфофункциональные отклонения, в том числе костно – мышечные патологии. Если пятилетних детей с подобными нарушениями посадить за парты, считает В. Кучма, то через несколько лет эти патологии проявятся прогрессирующим образом.

Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо проводить серьезную коррекцию недостатков физического развития детей.

Игра в дошкольном возрасте остается ведущим видом деятельности. Именно поэтому в коррекционной работе в дошкольных учреждениях предпочтение отдается игре.

Вторая половина ХХ века в России стала периодом дальнейшего повышения интереса психолого – педагогической науки к детской игре.  В эти годы происходит осмысление проблем игры ребенка – дошкольника (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин).

В психотерапевтической практике использовать игры было инициировано З. Фрейдом.  В основе игровой терапии лежит предоставлении ребенку возможности «выиграться», что приводит к самоисцелению.

В России осмысление опыта игротерапии позволяет психологам рассматривать ее как универсальный инструмент оптимизации не только психического, но и физического развития.

Область исследования: коррекционная педагогика.

Объект исследования: игра, как метод и средство коррекции.

Предмет исследования: влияние игры на  исправление физических недостатков дошкольников.

Цель: доказать, что игра является универсальным инструментом оптимизирующим физическое развитие дошкольников.

Задачи:

      изучить психолого – педагогическую литературу;

      раскрыть психолого – педагогический потенциал игры;

      проанализировать особенности физического развития;

      описать игры, способствующие коррекции физических отклонений в развитии.

Работа имеет реферативный характер, так как в ней не проанализирован свой опыт, хотя в приложении и в параграфе 3 представлены оздоровительные игры для дошкольников, которые в своей деятельности может использовать воспитатель дошкольного образовательного учреждения.

При написании работы были реализованы теоретические методы: анализ, синтез, обобщение и эмпирические – изучение материалов периодической печати, то есть опыта использования оздоровительных игр в детском саду.

Работа не представляет собой глубоко научное исследование, а является попыткой вникнуть в суть проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Теоретико – методологические основы использования игры в работе с дошкольниками

 

1.1.           Психолого – педагогический потенциал  игры

 

«Игра – это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности.»

К. Д. Ушинский

Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей. Наряду с попытками объяснить происхождение вообще «игры» как таковой в работах исследователей прошлого и современности отчетливо прослеживается стремление объяснить историческое происхождение и сущность детской игры, проанализировать закономерности процесса ее становления как специфического и отличающегося от других вида детской деятельности.

Наблюдения за играми детей разных народов и стран, изуче­ние черт сходства и различия в их играх и играх детей более ран­них эпох по сохранившимся в исторических документах описани­ям приводят исследователей к весьма интересным открытиям и находкам.

До настоящего времени сохраняет свою значимость чрезвычайно интересное исследование Е. А. Покровским роли игры в жизни детей, принадлежавших к разным историческим эпохам и разным народам. Ни один народ на свете не ценил разнообразные игры (преимущественно подвижные и спортивные) и их значение для частного и общественного воспитания так высоко, как древние греки. Игры ставились ими в один ряд с умственным и изящным образованием и отражали стремление к прекрасному ибо и в них требовались те же изящество, соразмерность и ловкость тела, ко­торые столь свойственны для всех других образовательных заня­тий Древней Эллады.

Игры детей своеобразно отражали систему общественных от­ношений античного общества. Многие из них носили полити­ческий характер: игры «в царя», «в судью», что было свойственно детям свободных граждан. Дети рабов осваивали иные обще­ственные роли: они рано взрослели, включаясь с трудовую де­ятельность взрослых, их игры были кратковременны и эпизо­дичны, так как труд занимал основную часть времени.

Различия в жизненных укладах, традициях и культуре народов неизбежно привносят определенный и достаточно выраженный от­тенок в игры их детей, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем дети играют с большим увлечением и непринужденностью, а вследствие того с большею свободою для проявления своего на­ционального характера.

В жизни русского народа различного рода игры и игрища с давних времен занимали весьма заметное место. Играми на Руси называли такие разные и, на первый взгляд, далекие по своей природе явления, как пляски, танцы, хождение с песнями, хо­роводы, шалости, забавы, подвижные игры, гулянья молодежи и др. С игрой в широком значении этого слова связано понятие праздника, веселья, отдыха. В старину было особенно много иг­рищ, праздников и обрядов, сохранивших элементы языческого культа. Дети были увлеченными зрителями таких праздников и по мере взросления приобщались к традиционной празднично - игровой культуре взрослых.

Но существует и другое понятие игры - в значении детской забавы с игрушкой в доме, в сообществе с братьями и сестрами, сверстниками, а иногда и родителями. В целом для русской тради­ции на протяжении многих веков характерно невмешательство взрослых в детский быт, признание детской игровой автономии, права на игру. Это нашло отражение, например, в изготовлении взрослыми детских игрушек и существовании особого простран­ства для игр: даже в самой бедной крестьянской избе детям и их играм отводилось особое, «небесное» место — на полатях (доща­тый настил рядом с печкой).

У детей разных стран и эпох, несмотря на расхождения в окружающих условиях, на определенных возрастных ступенях пробуждаются одинаковые «инстинкты игры». Игры, основанные на перебрасы­вании разных предметов, игры в кукол, в войну и т.п., безуслов­но, выходят из рамок как временных, так и географических про­странств, социального слоя, национальной дифференцировки, уровней культуры. Конкрет­ное содержание, например, игры в войну - кто с кем воюет, каким оружием и как организуются игровые действия - всецело обусловлено историческим моментом.

Таким образом, находясь в тесной связи с социально - экономи­ческим уровнем развития общества и культурными традициями на­рода, игра эволюционирует вместе с обществом. Серьезный отпечаток на нее накладывают и особенности исторических эпох, и господствующие в них педагогические взгляды на цели, содержание и методы воспитания подрастающего поколения. Любая игра, по­падая в одни условия, развивается, в других - трансформируется, а в третьих - просто перестает существовать.

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психо­логов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Английский философ  Г.Спенсер (1820-1903) считал игру результатом чрезмерной ак­тивности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности.

К. Гроос считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она ни вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.п. По Гроосу, игра — вечная школа поведения. Гроос рассматривал игры детей как подготовку к будущей трудовой деятельности, к жизни, как средство естественного самовоспитания ребенка.

Идеи К.Грооса развивал В.Штерн (1871-1938) — немецкий психолог и философ, занимавшийся психологией раннего детства. Штерн все - таки приходит к признанию инстинктивности источ­ников игры, к спонтанности и самопроизвольности игровой дея­тельности и вольно или невольно к отрицанию воспитания.

З. Фрейд — основатель психоанализа — ис­следовал идею компенсаторного характера игры, связывая ее с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх симво­лически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и  оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.

Немецкий психолог К. Бюлер (1879-1963) определял игру как деятельность, совершаемую ради получения функционального удовольствия. В теории К. Бюлера внимание обращается на то, что в игре важен не практический результат, а сам процесс игровой деятельности, от которого ребенок испытывает удовольствие.

Игра позволяет вов­лечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым вос­становить жизненное равновесие, доказывает русский педагог и психолог И. Ф. Каптерев (1849-1922): "Не подлежит ни малейшему сомнению полное соответствие живости и увлекатель­ности детской игры состоянию здоровья и запасу энергии у детей. Игра есть верный показатель детской силы, детской энер­гии, детского здоровья" [3; 19]. Если отдых — отстранение от всех забот, то игра представляет собой деятельность, обеспечиваю­щую психофизиологическое состояние ребенка, достигаемое в процессе переключения с одного вида деятельности на другой и заключающееся в восстановлении физических, эмоциональных и интеллектуальных сил.

К. Д. Ушинский (1824-1871) считается родоначальником теории игры в отече­ственной науке. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей систе­ме воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Ушинский, ценя двигательную активность ребен­ка в игре, на первое место выдвигает потребности души: "Мы не должны видеть в телесных движениях дитяти одно удовлетворе­ние телесным стремлениям: в этих движениях принимает учас­тие душа и извлекает из них такую же пользу для своего разви­тия".[10; 369] Великий русский ученый - педагог видит прямую зависи­мость подвижности ребенка от умственной практической дея­тельности его души: "Шалость и игра — это весь мир практи­ческой деятельности для ребенка" [10; 369]. Выступая против чисто гедонической (наслаждение) теории игры, Ушинский свидетель­ствует, что дети в игре ищут не только наслаждение, но и само­утверждение в интересных занятиях. Игра, по Ушинскому, сво­еобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. "Не надо забывать, - подчеркивает К. Д. Ушинский, - что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребенка" [10; 371]. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление. Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него.

В теориях Ж. Пиаже, К. Левина — германо - американского психолога, в работах отечественных психологов Л. Выготского, Д. Эльконина моделирующая и ориентирующая функции игры объясняются способностями ребенка оперировать игровыми символами. Данные символы заменяют безусловные раздражители и служат для детей элементами культуры. Д. Эльконин полагал, что организуя с помощью символов деятельность, игра учит ориентироваться в явлениях культуры, духовности в целом, использовать их соответствующим образом [13; 141].

С. Л. Рубинштейн (1889-1960), советский психолог и философ, первым сделал по­пытку создать отечественную теорию игры. Он не отрицал кон­цепции Гросса, Спенсера, Бюлера, Фрейда и других, но полагал, что эти исследователи отметили лишь отдельные сущностные проявления игры. Рубинштейн понимает игру как вечную по­требность ребенка, рождающуюся из контактов с внешним ми­ром, как реакцию на них. Согласно Рубинштейну, сущность иг­ры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: "В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздей­ствовать на мир" [7; 589].

Выводы Ушинского и Рубинштейна о том, что игра есть ос­мысленная деятельность, развил в своих трудах А. Н. Леонтьев. Леонтьев считает игру ведущим видом деятельности дошкольников. "Специфическое отличие игры преддошкольника, — пишет Леонтьев, — от игры животных характеризуется тем, что это не инстинктивная, но именно предметная деятельность, которая, составляя основу сознания ребенком мира человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка" [5; 470].

Грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886-1950), поборник дет­ской игры, рассматривает ее в аспекте иных типов поведения, а именно как художественное творчество ребенка, как интрогенные формы поведения, содержание которых определяют прежде всего внутренние мотивы личности, ее эмоционально-интимные побуждения, связанные с ощущениями радости и удовольствия. Узнадзе буквально не отождествляет искусство и игру, но свидетельствует о близости игры и художественного творчества через наличие у них одинаковых условностей, иллюзий, импровиза­ции и фантазии. Он подчеркивает наличие чувственного удо­вольствия в процессах игры, художественного творчества, а бли­зость между ними видит в интрогенных формах поведения, во внутренних установках .

Идя по стопам идеалиста К. Д. Ушинского, опираясь на пози­ции Платона и Аристотеля, марксист Плеханов продолжал рас­крытие и такой важнейшей общественной ценности игры, как первородство в ней искусства, эстетических и коммуникативных начал социальной практики людей. Плеханов полагает, что игра — деятельность, кото­рая предваряет, готовит ребенка к труду, к серьезной творчес­кой активности. Именно под влиянием трудовой деятельности: охоты и других социальных отношений — между людьми возни­кают социальные игры, из которых затем развивается искусство танцев и театрализованных представлений.

Информация о работе Игра в коррекции физических недостатков дошкольника