Игра и игрушки в жизни ребенка, классификация и требования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Объект исследования: психическое развитие дошкольника.
Предмет исследования: игрушка как средство общения и психического развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить и описать роль игрушки в общении и психическом развитии детей дошкольного возраста.витии дошкольников, виды игрушек и требования к ним

Содержание

Введение
1. Разнообразие игрушек и их назначение
1.1 Виды игрушек
1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
2. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
2.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
2.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
3. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах
3.2 Роль игрушки в личностном развитии дошкольников
4.2.2 Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

игрушка.docx

— 51.15 Кб (Скачать)

 

В возрасте 4-5 лет у ребенка  появляется воображение, возможность  фантазировать и, как следствие, интерес к истории, динозаврам, космосу, монстрам, трансформерам. В созидаемом ребенком мире появляется место для других детей. Обычно с этого возраста детям интересно играть друг с другом. Сначала это игра-взаимодействие: дети сообща строят башню или кормят куклу. Здесь нужны игрушки-имитации взрослых вещей. Чем точнее они будут изображать настоящую вещь, тем лучше. Поэтому термометр в наборе "Доктор" должен быть максимально похож на термометр. То же относится и к машинкам, автотрекам, посуде, кукольным домикам, оружию, кукольной одежде и мебели и т.д. [53]

 

Как общий вид игр и  игрушек для этого возраста выступают  игры с буквами, цифрами, магнитные  азбуки - обучающие игры. Большую  ценность предоставляют дидактические  игрушки, которые знакомят ребят  с цветом, формой, величиной и  т.д. Дидактические игрушки несут  в себе задачи интеллектуального  плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка  дает цельный, конкретный образец. Она  обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра форму, цвет, величину. Дидактические  игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей  и средней группы.

 

В строительный материал можно  играть бесконечно. "Строительные игры" ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. "Строительство" в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью  человека. Любая простейшая постройка  требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо  преодолеть трудности. Чтобы ребенок  долго не оставался на стадии беспомощных  действий с кубиками и другими  формами, нужно показать ему, что  и как можно построить.

 

Игры детей 2 - 4-х лет  значительно обогатит набор игрового строительного материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трехгранные  призмы. Эти материалы дают возможность  детям соорудить самые разнообразные  постройки. Кроме того, окрашенные в 4 основные цветы, они позволяют упражнять  детей и в названии цвета. Эта  полезная игрушка дает ребенку значительно  больше, чем дорогие куклы или  заводные эффектные машины, не говоря уже о "огнестрельных" автоматах.

 

Среди игрушек основное место  занимают стилизованные под человека животные: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках  и т.п. Их можно купать, кормить, водить за ручку, катать в коляске, разговаривать  с ними, т.е. действовать как с  куклой. Такая аналогия позволяет  взрослому, во - первых, организовать игры и инициирование с игрушками - животными как с "живыми" объектами на уровне знаний, доступных ребенку; во-вторых учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в-третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; в-четвертых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.

 

Дети от 5 до 7 лет уже  не просто играют вместе, а определяют и описывают роли - период ролевой  игры. Роли могут быть различные: персонажи  сказок, мультфильмов и комиксов, профессиональные, семейные, социальные. Что с игрушками? В силу вступает символическая функция: похожесть уже не важна. Важны  отношения персонажей по поводу игрушки. Вместо термометра теперь может использоваться любая палочка. Нужны игры и игрушки, побуждающие отыгрывать различные  социальные роли и ситуации: от кухонь и парикмахерских до "набора полицейских" и рыцарских доспехов. Очень интересны  куклы-перчатки и возможность организовать театральное действо. [54]

 

В дошкольном возрасте технические  игрушки могут иметь большое  значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой  деятельности человека.

 

Технические игрушки способствуют развитию конструктивного мышления, самостоятельности и изобретательства.

 

В отличие от модели, игрушка  не воспроизводит облик предмета со всеми его подробностями, а  рассказывает о нем средствами художественного  образа, отбирая главное, а в отличии от сувенира игрушка имеет функционально решенную схему - она приспособлена к действию с ней.

 

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и  тем расширяют и уточняют представления  детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему.

 

Исходным звеном всякой сюжетно-ролевой  игры является игровое действие. Первоначально  оно формируется в тесной связи  с предметами.

 

Поэтому на данном этапе детям  нужны игрушки, имитирующие реальные предметы: ложки, чашки, тарелочки и  т.д. Период возникновения сюжетной - ролевой игры сопровождается развитием  детского воображения. Очень важно  всячески стимулировать различные  действия замещения и обобщения.

 

Поэтому не рекомендуется  увеличивать число игрушек, находящихся  в пользовании ребенка.

 

Основное внимание должно быть направлено на разнообразие действий с одними и теми же игрушками.

 

 Игрушка в развитой  сюжетно-ролевой игре выполняет  самые разнообразные функции. 

 

Она может определять тему игры, помогает начать и развернуть ее; поможет выступить в качестве недостающего партнера и т.д. [55]

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, в данной работе было выявлено, что решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек.

 

Значение игрушки в  воспитании детей велико. Игрушка - непременный спутник детства  и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования  в разных видах игр. Так как  сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и  педагоги задаются вопросами о влиянии  игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются  сейчас игрушки для дошкольников.

 

В данной работе были выделены две группы критериев отбора игрушек: первые, связаны с безопасностью, защитой от негативных влияний игрушек  на психику ребенка; вторые, связанные  с качествами игрушек, направленные на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Взрослые должны четко осознавать то, зачем они приобретают ребенку  данную игрушку, какое влияние она может оказать на ребенка. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Изучение опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье показывает, что подход к созданию и отбору игрушек должен учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей. Наблюдая за игрой детей, можно попутно ознакомиться и с детской оценкой игрушек.

 

Современные игры и игрушки  чаще есть антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, распущенности, стяжательству. Поэтому необходимо тщательно относится к отбору современных игрушек, которыми завалены все наши магазины.

 

Хорошая игрушка оказывает  огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок  воображает ту или иную ситуацию, подражает  взрослым, мультипликационным героям. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание  игрушек является исследовательским  действием ребенка. Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Играя, например, различными пирамидками  в младшем дошкольном возрасте, ребенку 5-7 лет лучше подбирать технические  игрушки, где он будет не просто манипулировать с предметами, а осознанно строить, шить, варить и т.д.

 

Игрушки оказывают также  большое влияние на личностное развитие ребенка. Они является неким инструментом для развития многих способностей ребенка. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки, что поможет  в дальнейшем развить у ребенка  многие способности. Игрушки оказывают  огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка. Главное знать  четко различие между так называемыми  полезными и вредными игрушками. Полезная игрушка учит добру и  красоте, пониманию, сопереживанию, сорадости. Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу является кукла. Она является другом, партнером, слугой и т.д. Играя с куклой ребенку легче проявить свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Также игрушки влияют на полоролевое различие между мальчиками и девочками. Уже в дошкольном возрасте можно увидеть какие игрушки и игры предпочитают мальчики, а какие девочки, что является первым признаком отождествления ребенком себя с конкретным полом.

 

Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние  на психику ребенка. Игрушка - это  не только предмет для забавы. Она  несет в себе огромное психологическое  и педагогическое значение. На это  стоит обращать более пристальное  внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую  часть жизни ребенок проводит именно в игре.

 

Список литературы

 

 

1.                Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках. // Дошкольное воспитание, № 4, 2005. - 98-108 с.

 

2.                Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова  Л.В. Игра дошкольника. Под ред.  С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.

 

3.                Аркин Е.А. Из истории игрушки  // Дошкольное воспитание № 3, 1995. - 8-15 с.

 

4.                Белкина В.Н. Психология раннего  и дошкольного детства. - М.: Академический  Проект; Гаудеамус, 2005. - 256 с.

 

5.                Васильева О.К. Образная игрушка  в играх дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО  - ПРЕСС, 2003. - 144 с.

 

6.                Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

 

7.                Возрастная и педагогическая  психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: 1992. - 272с.

 

8.                Дошкольная педагогика. Под ред.  Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 1983. - 270 с.

 

9.                Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В.  Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.

 

10.           Зворыгина Е. Об игрушках для  детей третьего года жизни. // Дошкольное  воспитание, № 8, 1986. - с.57 - 60.

 

11.           Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с.

 

12.           Канаева Г. Воспитание добрых чувств через игру с куклой. // Дошкольное воспитание, № 1, 1980. - с.13-15.

 

13.           Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с.

 

14.           Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.

 

15.           Менджерицкая. Д.В. Воспитателю о детской игре. Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

 

16.           Михайленко Н., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей четвертого года жизни. // Дошкольное воспитание № 6, 1989. - с.12-19.

 

17.           Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,  отрочество. - М.: Издательский центр  Академия, 2000. - 456 с.

 

18.           Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - Издание  3-е, стереотипное. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.

 

19.           Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание № 12, 1997. - 86-89 с.

 

20.           Популярная психология для родителей.  Под ред. Бодалева А.А. - М.: Педагогика, 1988. - 256с.

 

21.           Психология личности и деятельности  дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца  и Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. - 296 с.

 

22.           Психология и педагогика игры  дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца  и А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 1966. - 352.

 

23.           Руководство играми детей в  дошкольных учреждениях. Под ред.  М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.

 

24.           Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.

 

25.           Смирнова Е.О., Н.Г. Салмина, Е.А. Абдуллаева, И.В. Филиппова, Е.Г. Шеина. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек.

 

26.           Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 386 с.

 

27.           Ссылка: htt: // igrushka. kz/vip22/igsrra. shtml

 

 

 

[1] Возрастные периоды  особой чувствительности к определенного рода влияниям окружающей действительности. (Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с. (с.332) .

 

[2] Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Академия, 2006. – 386 с. (с. 5).

 

[3] Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с. (с. 330).

 

[4] Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Академия, 2006. – 386 с. (с. 134).

 

[5] Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Академия, 2006. – 386 с. (с. 134).

 

[6] Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Под редакцией Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1982.–128 с. (с.18)

 

[7] Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдуллаева Е.А., Филиппова И.В., Шеина Е.Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек.

 

8 Абраменкова В. Осторожно:  антиигрушка! Родителям об играх и игрушках. // Дошкольное воспитание, № 4, 2005. – 98-108 с..

 

[8] Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2006. – 386 с. (с.354)

 

[9] Мухина В.С. Детская  психология. М.: Просвещение, 1985. – 272 с. (с.28)

 

[10] Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с. (с. 21).

 

[11] Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2006. – 386 с. (с.25)

 

[12] Обухова Л.Ф. Детская  психология: теории, факты, проблемы. – Издание 3-е, стереотипное. –  М.: Тривола, 1998. – 352 с. ( с.133 – 140).

 

[13] Индивид – отдельный  человек, особь, принадлежащая  к человеческому роду. (Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с. (с. 225).

 

[14] Белкина В.Н. Психология  раннего и дошкольного детства.  – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. – 256 с. (с.107-145).

 

[15] Психология личности  и деятельности дошкольника. Под  ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 1965. – 296 с. (с.6).

Информация о работе Игра и игрушки в жизни ребенка, классификация и требования