Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 20:49, реферат
Объект исследования: психическое развитие дошкольника.
Предмет исследования: игрушка как средство общения и психического развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить и описать роль игрушки в общении и психическом развитии детей дошкольного возраста.витии дошкольников, виды игрушек и требования к ним
Введение
1. Разнообразие игрушек и их назначение
1.1 Виды игрушек
1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
2. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
2.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
2.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
3. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах
3.2 Роль игрушки в личностном развитии дошкольников
4.2.2 Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы
Заключение
Список литературы
К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая, где детей привлекает сам процесс совместной деятельности: сооружение построек, убегание, обыгрывание. [45]
Интерес к игрушке сверстника приводит к попыткам установить определенные отношения. Содержание игровой ситуации еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. [46]
В возрасте с 4 до 6 лет у
дошкольников наблюдается ситуативно-
В старшем возрасте главным средовом общения является речь. Игрушки остаются важными в жизни ребенка. Дети начинают конкурировать, соревноваться: кто лучше построит, кто дальше кинет и т.д.
Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре, по поводу игры или игрушки, различных других предметов.
4. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста
4.1 Роль игрушки в развитии
познавательной сферы
Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все психическое развитие детей также проходит через игру, через действия с предметами, в том числе и с игрушками.
Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. [47]
На пороге раннего детства
у ребенка впервые появляются
действия, которые можно считать
признаками мыслительного процесса
- использование связи между
Игрушка для ребенка - это
инструмент познания мира и в то
же время существенная часть этого
самого мира, а игра - способ его познания.
Мышление совсем маленького ребенка
психологи называют наглядно - действенным
(у взрослых, вспомним, мышление в
основном понятийное). То есть, манипулируя
доступными ему предметами (игрушками),
малыш познает мир, мыслит, развивается.
И от того, что именно будет ему
предложено для этих самых манипуляций,
зависит, как и в каком направлении
будет развиваться его
В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений с детьми. Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, то есть вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.
Воображение в раннем возрасте работает, прежде всего, на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или в рисунке. Воображение работает как механизм, а не как активная деятельность. В своих действиях с игрушками ребенок в раннем возрасте обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослого, не строя собственного замысла.
К концу раннего возраста ребенок стремится сочинять собственные сказки, рассказы, действуя с предметами, обыгрывая тут же эти истории. Возникновение воображении имеет большое значение для умственного развития.
Внимание ребенка к концу дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполненным с ними действиями. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока его интерес не угаснет. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности и их передвижение в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. [48]
Часто детская игра, как
и игра животного, выполняет функцию
исследования окружающего. В процессе
игры происходит освоение внешнего мира,
изучение свойств и особенностей
самых разных предметов и явлений.
Активно влияющее на развитие ребенка
исследовательское поведение
Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры, то есть игрушки, становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета - это тоже интереснейший предмет для детского изучения. [49]
Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. [50]
Разбрасывание игрушек часто
становится одной из первых исследовательских
игр для многих малышей. Нередко
можно наблюдать такую картину:
ребенок бросает погремушку и
затаивается, прислушивается, какой
эффект это вызовет, ему интересно,
как она упадет, какой звук издаст,
как поведут себя при этом взрослые.
Ребенок тянет в рот и
Взрослого тоже привлекают игрушки, но характер интереса взрослого и ребенка к игрушке качественно различны. Взрослого в игрушке значительно больше привлекают эстетические характеристики, достоверность, точность исполнения деталей, художественная выразительность. Игрушка интересует взрослого, прежде всего, как рукотворная вещь. В этом кроется одна из причин коллекционирования взрослыми кукол, моделей автомобилей, самолетов, кораблей. Взрослый способен оценить мастерство, качество исполнения игрушки, и поэтому он относится к ней бережно и нередко очень высоко ценит.
Ребенок интересуется совсем другими сторонами игрушки. Ему не знакомо еще ощущение ее самоценности как рукотворной вещи, как особой части культуры. Для ребенка совершенно неважно, какая перед ним кукла или машинка - коллекционная или серийная из обычного магазина, его значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать? Взрослые, не желая понимать этого, часто сетуют на то, что маленькие исследователи небрежно относятся к игрушкам, подвергают их суровым испытаниям, разбирают, ломают. При этом, как правило, даже неспециалистами точно фиксируется основная причина подобного поведения - поисковая активность.
Ребенок в процессе развития активно воссоздает и изображает ту реальность, которую он наблюдает и в которой непосредственно принимает участие. В целом, игрушки должны соответствовать возрасту, а какая-то часть - быть игрушками "на вырост", которые достаются иногда и предлагаются как тест: интересно или еще нет? Например, мишки, машинки, посудка - и конструктор на вырост. Или игры Никитиных.
Какие игрушки принципиальны в каком возрасте? Многое зависит от ребенка, но общие моменты все же можно назвать. Поэтому относиться к выбору игрушек взрослым нужно очень серьезно.
С первых месяцев жизни
игрушка занимает особое место среди
предметов, окружающих ребенка. Практически
во всех культурах есть традиция подвешивать
над кроватями детей до года различные
игрушки. Задача этих игрушек - расширить
сенсорный опыт малыша, привлекая
его внимание своими нехитрыми возможностями:
формой, цветом, звуком. Игрушки, висящие
над кроваткой, ребенок может
рассматривать и изучать. Они
качаются, издают звуки, отражают солнечные
лучи. Главная задача этих игрушек -
предотвращать скуку и
Весь мир для малыша
заключается в маме, ее улыбке. Через
общение с ней ребенок
В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки), в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящих действий. В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек заместителей реальных предметов: орудий, предметов труда и др. через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. [52]
Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах. Авторы назвали ее грохотушкой. Красный, синий, зеленый, желтый и голубой, деревянные шарики свободно свисают на шнурах и, ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить ребенка с деревянным перестуком, основными цветами, по погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках.
Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков считаются спокойной игрушкой. Созданы и специальные бусы-подвески, когда при перемещении бусины по шнуру вначале взрослым, а затем и самим ребенком, меняется пространственная и цветовая композиция. Подвеска "зеркало" - необходимый элемент первого набора игрушек эталонной системы. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, не зная еще, что это он. Музыкальные игрушки типа "музыкальных шкатулок" также разнообразят слуховые впечатления ребенка.
Для детей от трех до семи-восьми
месяцев жизни основную часть
составляют дидактические игрушки.
Это "подвеска с кольцом" - состоит
из кольца, подвешенного на шнуре и
высоко висящих разноцветных шариков.
Случайно захватив кольцо, ребенок
начинает ими манипулировать и тем
самым раскачивать висящие
Малыш от 1 года до 3 лет становится самостоятельным, появляется возможность самостоятельно передвигаться. Ребенок начинает усваивать функциональные назначения предметов. Поэтому необходимо расширять кругозор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна приближаться по размеру к детской, но быть более легкой. Имеют место игрушки, побуждающие творить, создавать самому. Это кубики из дерева, поролона, пластмассы; конструкторы. Можно и пирамидки, хотя не все дети их любят, машинки, паровозики, тележки. Спортивные игры, много материалов для художественного творчества: краски, бумага, пластилин, глина, мелки, песок и т.д. Чего не надо детям в этом возрасте (они просто не оценят): большие мягкие игрушки, большие куклы, хрупкие сувениры, сложные сюжетные игры (железная дорога, кукольный дом и пр.)
После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим - это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6 - 8 дет.
Информация о работе Игра и игрушки в жизни ребенка, классификация и требования