Игра и игрушки в жизни ребенка, классификация и требования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Объект исследования: психическое развитие дошкольника.
Предмет исследования: игрушка как средство общения и психического развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить и описать роль игрушки в общении и психическом развитии детей дошкольного возраста.витии дошкольников, виды игрушек и требования к ним

Содержание

Введение
1. Разнообразие игрушек и их назначение
1.1 Виды игрушек
1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
2. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
2.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
2.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
3. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах
3.2 Роль игрушки в личностном развитии дошкольников
4.2.2 Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

игрушка.docx

— 51.15 Кб (Скачать)

 

Требования, предъявляемые  к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных  составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом, задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют  свое содержание и операции. Мотив  к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную  составляющую игровой деятельности. Привлекательность игрушки связана  с различными характеристиками игрушки  и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними физическими качествами. Внешне не должны раздражать своим цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок, предметов и т.д. Психика ребенка не справится - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохо деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, лишает ребенка уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на цветовую гамму, звучание и пр. [37]

 

Во-вторых, это возможность  действовать с ней, понятность и  осмысленность игрового действия с  ней. Эта возможность определяется для разного типа игрушек разными  качествами. В образных игрушках важно  наличие яркого определенного образа - человека или животного. Также привлекательность  игрушки определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание  новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее ее привлекательной  и стимулирующее детскую активность. [38]

 

В-третьих, привлекательность  определяется ее рейтингом в детской  субкультуре. Как бы ни противоречили  вкусы детей эстетическим и этическим  представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и  популярность в детской субкультуре. [39]

 

Психологическая задача возрастного  развития решается при реализации действий, осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка  как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать возможность  становления новых умственных действий, психических способностей и личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка. Чтобы игрушка выполняла  свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных действий ребенка, т.е. подсказывать, что  и как с ней делать, и направлять на осуществление заложенных в ней  возможностей. Однако наличие ориентиров не должно препятствовать инициативным действиям ребенка. Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для развивающей игрушки. Реализация инициативы ребенка обеспечивается также операционными возможностями  игрушки. Так как игра является самостоятельной  деятельностью ребенка, поэтому  игровой материал должен учитывать  несколько требований: прочность, качество ее изготовления. Они безусловно влияют на реализацию игрового действия. Даже самый интересный замысел может быть не реализован из-за поломки игрушки. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать возможность самостоятельного действия ребенка.

Таким образом, основным психологическим  требованием в игрушкам является возможность активизации соответствующих  возрасту деятельностей ребенка, которая  обеспечивается:

 

привлекательностью игрушки  для ребенка, задающей мотивационную  основу игры;

 

полнотой, адекватностью  и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;

 

операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельно действие ребенка.

 

Серийная игрушка, с которой  чаще всего имеет дело современный  ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости. Современные дети не играют с игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя, трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.

 

А почему кукла Барби - антиигрушка? Современные Барби, имея различные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходи, как бы на все готовое - это квази-игрушки по определению психолога А.Н. Леонтьева. ребенок оказывается в путях стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать ранний сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ способствуют сексуализации детского сознания и по сути является интеллектуальным растлением. [40]

 

Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные на принципе "не навреди!". В соответствии с этим принципом игрушки не должны:

 

провоцировать ребенка на агрессивные действия;

 

вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям  и животным);

 

наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

 

возбуждать нездоровый интерес  к сексуальным проблемам, выходящим  за компетенцию детского возраста.

 

В основе современных критериев  оценки детских игр и игрушек  лежат ценные педагогические и психологические  качества игрушки. Существует два типа критериев оценки игр и игрушек.

 

Критерии I группы связаны  с безопасностью ребенка, защитой  от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное  благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушка:

 

провоцирует ребенка на агрессивные  действия;

 

вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают  играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

 

провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие;

 

вызывает нездоровый интерес  к сексуальным проблемам, выходящей  за рамки возрастной компетенции  ребенка;

 

провоцирует ребенка на пренебрежительное  отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей.

 

Такие критерии отбора игрушек  важны в развитии мотивационно-потребностной сферы ребенка, то есть развитии личности.

 

Критерии II группы связаны  с качествами игрушки, направленными  на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка:

 

полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;

 

возможность применения игрушки  в совместной деятельности;

 

дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального  развития детей, обогащения их знаниями;

 

эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности.

 

Таким образом, игрушка для  ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями  детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять  индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать  их к коллективным играм. Подбор игрушек  должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому  воспитанию детей. Все виды игрушек  должны отвечать всем требованиям, а  также возрастным особенностям детей. [41]

 

3. Игрушка как средство  общения детей дошкольного возраста

 

3.1 Роль игрушки в общении  ребенка со взрослыми

 

 

Назначение игрушек находится  в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности  психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни  ведущей деятельностью является ситуативно-личностное общение младенца со взрослым, также манипулирование с предметами, игрушками.

 

Общение - один из важнейших  факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина). У ребенка в возрасте до семи лет сменяются четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М.И. Лисина). [42]

 

Взрослый для ребенка  раннего возраста - это, прежде всего, соучастник предметной деятельности и  игры. Со стороны взрослого важны  внимательность и доброжелательность.

 

Общение младенца со взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря этому общению у ребенка постепенно развивается важнейшая потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого. При нормальном развитии улыбка при общении со взрослым является закономерной уже у 2-х месячного ребенка, а у 3-х месячного появляется новая эмоционально-двигательная реакция - комплекс оживления. К 4-м месяцам у ребенка формируется ориентировочная реакция перед комплексом оживления. В данном возрасте имеет место ситуативно-личностное общение, где общение ребенка со взрослым является непосредственным, то есть не предполагающим никаких специальных средств или предметов. С самого начала мама и другие члены семьи обращаются с младенцем так, будто тот может включатся в игру, в общение по поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредством игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ребенка или слева или справа от его взора.

 

При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное  для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в  предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует  возможные способы действия с  ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя  его движение. Ребенок направлен  на взрослого: пристально смотрит, как  мама действует с его игрушками. Теперь и он сможет повторить некоторые  действия вслед за ней. Именно в присутствии  взрослого малыш наиболее активно  манипулирует своими игрушками. [43]

 

С 6 месяцев до 3 лет складывается ситуация "ребенок - предмет - взрослый". Разворачивается совершенно новая  форма общения - ситуативно-деловое  общение, которое представляет собой  практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и  действием с ним. Средства общения - это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использования  предметов по назначению, совместные игры.

 

У детей младшего дошкольного  возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому взрослый использует невербальные средства общения - показывает игрушки, обыгрывает сказки. Но и речь играет большую роль. Складывается внеситуативно-познавательная форма общения. Далее общение развертывается на фоне практического познания мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов.

 

Совместная деятельность ребенка и взрослого состоит  в том, что взрослый руководит  действиями ребенка, а также в  том, что ребенок, будучи не в состоянии  сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и содействию взрослого.

 

Решающее значение для  развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения  со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек, с овладением предметной деятельности. [44]

 

Таким образом, взрослый, особенно в раннем возрасте, является главной  фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его предметами, в частности с игрушками.

 

3.2 Роль игрушки в общении  ребенка со сверстниками

 

 

Особое значение в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Общение со сверстниками в  игре более эмоционально насыщено; дети более раскованы, такое общение  богаче по назначению и функциям. На протяжении дошкольного возраста сменяются  три формы общения: эмоционально-практическая (да 2-х лет), ситуативно-деловая (2-4 года), внеситуативно-деловая (6-7 лет).

 

В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать  друг другу свои достижения и даже соревноваться. Самый эффективный  стиль общения детей в дошкольном возрасте, когда взрослый и дети стоят по отношению друг к другу  с позиции дружеского понимания. Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание  значения сотрудничества в совместной деятельности. Игра оказывает большое  влияние на развитие общения со сверстниками, необходимость объяснения со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

 

Д.Б. Эльконин выделил в игре "реальные отношения детей друг с другом, которые являются практикой их коллективных действий". В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют сами условия игры. Одним из средств достижения таких целей является игрушка.

Информация о работе Игра и игрушки в жизни ребенка, классификация и требования