Игра и игрушки в жизни ребенка, классификация и требования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Объект исследования: психическое развитие дошкольника.
Предмет исследования: игрушка как средство общения и психического развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить и описать роль игрушки в общении и психическом развитии детей дошкольного возраста.витии дошкольников, виды игрушек и требования к ним

Содержание

Введение
1. Разнообразие игрушек и их назначение
1.1 Виды игрушек
1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
2. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
2.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
2.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
3. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах
3.2 Роль игрушки в личностном развитии дошкольников
4.2.2 Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

игрушка.docx

— 51.15 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

1. Разнообразие игрушек и их назначение

1.1 Виды игрушек

 

1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек

2. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста

2.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

2.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками

 

3. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста

3.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах

3.2 Роль игрушки в личностном развитии дошкольников

 

4.2.2 Влияние игрушки на  развитие эмоционально-нравственной  сферы

 

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

Введение

 

 

Первые шесть-семь лет  жизни - наиболее сенситивный[1] и ответственный  период для психического развития ребенка. В это время закладываются  основы всех психических свойств  и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

 

Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, - это превращением беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения, и она делает резкий скачок. [2]

 

Психическое развитие зависит  от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния  здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом  развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими  людьми.

 

Общением, как одной ведущих  деятельностей ребенка, называется взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией  познавательного или оценочного характера. [3] Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства и результат. Общение направлено на удовлетворение потребностей, связанный с познанием окружающего мира. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя. [4]

 

Также на протяжении всего  дошкольного возраста преобладает  игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир, свойства предметов и т.д.

 

Любой вид деятельности ребенка  имеет свою цель. В дошкольном возрасте целью любого вида деятельности ребенка  является его всестороннее развитие. Чтобы достигнуть цели, нужны средства, которые являются инструментами  ее достижения.

 

Среди средств общения  выделяют две группы: вербальные (речь) и невербальные (экспрессивно-мимические - улыбка, мимика, предметные - позы, жесты - действия). [5]

 

Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка  в активной деятельности, в разнообразных  движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его  действия реальными. [6]

 

Таким образом, происходит непосредственное развитие во всех психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и памяти, так как все  полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя с товарищем в  различные игры.

 

Изучением проблемы влияния  игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

 

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей, показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

 

Известный психолог Урунтаева Г.А. говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.

 

Сейчас, широко рассматривается  проблема о неправильном использовании  игрушки. [7], 8 Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? задумываются ли они нам тем, что игрушка - это не просто забава?

 

В своей работе хотелось бы выяснить, как игрушка влияет на общение и психическое развитие детей дошкольного возраста, и  как правильно ее нужно выбирать и использовать.

 

Объект исследования: психическое  развитие дошкольника.

 

Предмет исследования: игрушка  как средство общения и психического развития детей дошкольного возраста.

 

Цель исследования: определить и описать роль игрушки в общении  и психическом развитии детей  дошкольного возраста.

 

Задачи исследования:

 

Раскрыть сущность понятий  игра, игрушка.

 

Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.

 

Изучить влияние игрушки  на общение и психическое развитие детей дошкольного возраста.

 

Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы.

 

Практическая направленность: данная работа предназначена для  педагогов и родителей, интересующихся проблемой роли игрушки в психическом  развитии дошкольника, как правильно  выбрать игрушки.

 

2. Разнообразие игрушек  и их назначение

 

 

2.2 Виды игрушек

 

 

Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому  существуют различные классификации  игрушек: по тематике и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко). Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципам, историческим периодам, формам и конструкциям и т.д. [32]

 

Чаще в современной  литературе классификация игрушек  строится на основе их использования  в разных видах игр:

 

1. Сюжетные или образные  игрушки (куклы, фигурки и т.д.).

 

Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название - сюжетные. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них  особое место занимает кукла - источник разнообразных переживаний малыша.

 

2. Технические игрушки  вводят детей в мир техники,  знакомят с внешним видом технических  предметов (машины, механизмы, транспортные  средства), с характерными для  них действиями. К ним относятся  игрушечные фотоаппараты, бинокли,  подзорные трубы, летательные  модели, калейдоскопы, детские швейные  машины и многие другие. Также  технические игрушки делятся:  технико-сюжетные, демонстрирующие  производственные процессы или  законы физики, химии и других  наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования  и технического изобретательства.

 

3. Строительные и конструктивные  материалы рассчитаны на детское  конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей  разных форм для сооружений  и построек. Большими развивающими  возможностями обладают конструкторы  нового поколения "LEGO". [33]

 

4. Дидактические игрушки  - это игрушки, направленные на  развитие психических процессов,  содержат в себе развивающую  задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на  развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек:  матрешки, пирамидки, разноцветные  шары, бочонки, бирюльки и др. К  ним относятся и мозаики, настольные  и печатные игры.

 

5. Игрушки для подвижных  и спортивных игр предназначены  для физического воспитания. Они  очень разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, серсо, обручи, бильбоке, блошки). Другие способствуют развитию бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки и др.).

 

6. Театрализованные игрушки  - это куклы (театральные персонажи,  куклы бибабо, куклы - марионетки), наборы сюжетных фигурок для  разыгрывания сценок по сказкам.  К ним относятся костюмы и  элементы костюмов, атрибуты, элементы  декораций, маски, бутафория и  др.

 

7. Звучащие и музыкальные  игрушки.

 

Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных  играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки. Также сюжетные игрушки с музыкальным устройством - пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. [34]

 

8. Игрушки-самоделки изготовляются  самими детьми, родителями, воспитателями.  Потребность в таких игрушках  возникает в самих видах игр:  для театров дети мастерят  фигурки "артистов", элементы  декораций; для сюжетно-ролевой  игры - "продукты", "тетрадки". В основе лежит художественных труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели.

 

Образные игрушки составляют одну из групп в общей классификации  игрушек, но их тематическое разнообразие, огромное значение и влияние, оказываемое  развитие личности ребенка, позволили  подвергнуть разделению по классам  и этот отдельно взятый вид игрушек.

 

Е.Б. Моложавая делит образные игрушки, учитывая содержание образа:

 

образы людей,

 

образы животных и птиц (домашние, дикие, северные и т.д.),

 

образы транспорта (автомобили, трамваи, поезда и пароходы, и др.),

 

образы природы (цветы, деревья, фрукты, водоемы, и др.),

 

образы быта (посуда, мебель и т.д.);

 

сюжетные игрушки, направляющие детскую игру на отдельные стороны  окружающей жизни (природные явления, быт, спорт, техника и т.д.).

 

С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая образные игрушки группируют по основаниям:

 

по содержанию образа (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные);

 

по степени готовности (готовые, сборно-разборные, состоящие  из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты  для игрушек-самоделок);

 

по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.);

 

по величине (мелкие - от 3 до 10 см, средние - 10-50 см, крупногабаритные - соразмерные росту детей в  разные возрастные периоды);

 

по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические и др.)

 

по художественно-образному  решению (реалистические - передают типичные черты вида, характера объекта, условные - выделяют определенные детали (конь-качалка, конь на палочке), конструктивные - строительный материал, где есть части дома, автомобиля и др.). [35]

 

В процессе общения с детьми и взрослыми замечаются некоторые  взаимосвязи между характером игрушек, которыми играл ребенок, и дальнейшим его развитием вплоть до выбора вида деятельности. Условно их можно разделить  на игрушки продуктивные, репродуктивные, и игрушки-друзья.

 

К продуктивным относятся  игрушки, которые позволяют создать  что-то "свое", проявить фантазию. Это все конструкторы, творческие наборы, игры с большим количеством  вариантов действий, стратегические игры - солдатики, например.

 

К репродуктивным, повторяющим, относятся все бытовые ролевые игры и игрушки-имитаторы действительности, а также сборные модели и выполнение чего-либо по образцу.

 

Таким образом, дети, предпочитающие продуктивные, созидательные игрушки  более склонны к позиции лидера, у них более гибкое мышление, они  не пугаются и ищут выходы из нестандартных  ситуаций. Это творческие люди и  даже яичницу они могут готовить особенным способом. Дети, которым  нравятся репродуктивные игрушки, отличаются лучшей адаптацией к социальным условиям. Они коммуникабельны, стабильны, легко <вписываются> в рамки ролей  и делают то, чего от них ожидают. Менее склонны к самостоятельному решению задач, чаще ведомые, чем  ведущие. Неконфликтны, соблюдают правила  и законы.

 

Таким образом, существуют различные  виды игрушек, но чаще встречается классификация  на основе использования игрушек  в различных видах игр.

 

2.3 Требования, критерии оценки  и правила подбора игрушек

 

 

Игрушка - это условное изображение  реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и  обучения детей в живой увлекательной  форме. Игрушка рассматривается  взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое  средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные  с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие. Как показывают опросы, в большинстве случаев  игрушки выбираются и покупаются стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, стоимости, желания  угодить ребенку и пр). Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. [36] Поэтому многие психологи и педагоги в настоящее время проводят различные экспертизы современных игрушек. Эти экспертизы опираются на объективные, научно обоснованные критерии оценки развивающего значения игрушек.

 

Основное требование к  игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований  каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр.

Информация о работе Игра и игрушки в жизни ребенка, классификация и требования