Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 20:49, реферат
Объект исследования: психическое развитие дошкольника.
Предмет исследования: игрушка как средство общения и психического развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить и описать роль игрушки в общении и психическом развитии детей дошкольного возраста.витии дошкольников, виды игрушек и требования к ним
Введение
1. Разнообразие игрушек и их назначение
1.1 Виды игрушек
1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
2. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
2.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
2.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
3. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах
3.2 Роль игрушки в личностном развитии дошкольников
4.2.2 Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Разнообразие игрушек и их назначение
1.1 Виды игрушек
1.2 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
2. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
2.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
2.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
3. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах
3.2 Роль игрушки в личностном развитии дошкольников
4.2.2 Влияние игрушки на
развитие эмоционально-
Заключение
Список литературы
Введение
Первые шесть-семь лет
жизни - наиболее сенситивный[1] и ответственный
период для психического развития ребенка.
В это время закладываются
основы всех психических свойств
и качеств личности, познавательных
процессов и видов
Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, - это превращением беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения, и она делает резкий скачок. [2]
Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.
Общением, как одной ведущих деятельностей ребенка, называется взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера. [3] Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства и результат. Общение направлено на удовлетворение потребностей, связанный с познанием окружающего мира. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя. [4]
Также на протяжении всего дошкольного возраста преобладает игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир, свойства предметов и т.д.
Любой вид деятельности ребенка имеет свою цель. В дошкольном возрасте целью любого вида деятельности ребенка является его всестороннее развитие. Чтобы достигнуть цели, нужны средства, которые являются инструментами ее достижения.
Среди средств общения выделяют две группы: вербальные (речь) и невербальные (экспрессивно-мимические - улыбка, мимика, предметные - позы, жесты - действия). [5]
Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. [6]
Таким образом, происходит непосредственное развитие во всех психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя с товарищем в различные игры.
Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.
Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей, показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Известный психолог Урунтаева Г.А. говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.
Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. [7], 8 Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? задумываются ли они нам тем, что игрушка - это не просто забава?
В своей работе хотелось бы выяснить, как игрушка влияет на общение и психическое развитие детей дошкольного возраста, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.
Объект исследования: психическое развитие дошкольника.
Предмет исследования: игрушка как средство общения и психического развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить и описать роль игрушки в общении и психическом развитии детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятий игра, игрушка.
Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.
Изучить влияние игрушки на общение и психическое развитие детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ
научно-теоретической и
Практическая направленность: данная работа предназначена для педагогов и родителей, интересующихся проблемой роли игрушки в психическом развитии дошкольника, как правильно выбрать игрушки.
2. Разнообразие игрушек и их назначение
2.2 Виды игрушек
Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому существуют различные классификации игрушек: по тематике и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко). Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципам, историческим периодам, формам и конструкциям и т.д. [32]
Чаще в современной литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:
1. Сюжетные или образные
игрушки (куклы, фигурки и т.д.
Игрушки данного вида во многом
определяют сюжет игры, в этом их
основное назначение, отсюда и их название
- сюжетные. Они развивают творчество,
уточняют и расширяют кругозор ребенка,
его социальный опыт. Среди них
особое место занимает кукла - источник
разнообразных переживаний
2. Технические игрушки
вводят детей в мир техники,
знакомят с внешним видом
3. Строительные и конструктивные
материалы рассчитаны на
4. Дидактические игрушки
- это игрушки, направленные на
развитие психических
5. Игрушки для подвижных
и спортивных игр
6. Театрализованные игрушки
- это куклы (театральные
7. Звучащие и музыкальные игрушки.
Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки. Также сюжетные игрушки с музыкальным устройством - пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. [34]
8. Игрушки-самоделки
Образные игрушки составляют одну из групп в общей классификации игрушек, но их тематическое разнообразие, огромное значение и влияние, оказываемое развитие личности ребенка, позволили подвергнуть разделению по классам и этот отдельно взятый вид игрушек.
Е.Б. Моложавая делит образные игрушки, учитывая содержание образа:
образы людей,
образы животных и птиц (домашние, дикие, северные и т.д.),
образы транспорта (автомобили, трамваи, поезда и пароходы, и др.),
образы природы (цветы, деревья, фрукты, водоемы, и др.),
образы быта (посуда, мебель и т.д.);
сюжетные игрушки, направляющие детскую игру на отдельные стороны окружающей жизни (природные явления, быт, спорт, техника и т.д.).
С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая образные игрушки группируют по основаниям:
по содержанию образа (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные);
по степени готовности (готовые, сборно-разборные, состоящие из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты для игрушек-самоделок);
по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.);
по величине (мелкие - от 3 до 10 см, средние - 10-50 см, крупногабаритные - соразмерные росту детей в разные возрастные периоды);
по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические и др.)
по художественно-образному решению (реалистические - передают типичные черты вида, характера объекта, условные - выделяют определенные детали (конь-качалка, конь на палочке), конструктивные - строительный материал, где есть части дома, автомобиля и др.). [35]
В процессе общения с детьми и взрослыми замечаются некоторые взаимосвязи между характером игрушек, которыми играл ребенок, и дальнейшим его развитием вплоть до выбора вида деятельности. Условно их можно разделить на игрушки продуктивные, репродуктивные, и игрушки-друзья.
К продуктивным относятся игрушки, которые позволяют создать что-то "свое", проявить фантазию. Это все конструкторы, творческие наборы, игры с большим количеством вариантов действий, стратегические игры - солдатики, например.
К репродуктивным, повторяющим, относятся все бытовые ролевые игры и игрушки-имитаторы действительности, а также сборные модели и выполнение чего-либо по образцу.
Таким образом, дети, предпочитающие
продуктивные, созидательные игрушки
более склонны к позиции
Таким образом, существуют различные виды игрушек, но чаще встречается классификация на основе использования игрушек в различных видах игр.
2.3 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
Игрушка - это условное изображение
реальных предметов; вещь, которая специально
созданная для развлечения и
обучения детей в живой увлекательной
форме. Игрушка рассматривается
взрослыми преимущественно либо
как забава, либо как дидактическое
средство. При этом отсутствуют ценностные
ориентиры оценки игрушек, связанные
с их влиянием на игровую деятельность
и психическое развитие. Как показывают
опросы, в большинстве случаев
игрушки выбираются и покупаются
стихийно, как правило, из-за внешних,
поверхностных признаков
Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр.
Информация о работе Игра и игрушки в жизни ребенка, классификация и требования