Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа
Становление гражданского общества и модернизация российского государства на современном этапе требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.
Предпосылки для решения обозначенной выше проблемы созданы в трудах классиков отечественной педагогики
Введение.....................................................................................................................
1. Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике……………………………………….....
2. Воспитание гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения ……………………………………………………..
3. Организация гражданского воспитания младших школьников в условиях образовательных стандартов нового поколения ………………………………...
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………...
Приложения………………………………………………………………………...
Основные тематические блоки:
Содержание проекта программы гражданского воспитания младших школьников "Я - гражданин"
№ |
Наименование мероприятия |
Цель |
Методы и средства |
Ответственные |
1. Моя Родина | ||||
1 |
Кл. час "Я, ты, он, она - вместе дружная страна" |
Дать первые понятия (основные) о гражданственности, которые знакомят школьников с такими понятиями, как "генеалогическое древо", "малая и большая Родина", "государство", "патриот", расширяют представления младших школьников об истории родной республики, ее традициях, достопримечательностях. |
Беседа
Праздник
Посещение краеведческого музея |
Кл. руководители |
2 |
Урок-викторина "Все мы люди разные, а Родина одна". |
Кл. руководители | ||
3 |
"Гражданственность - чудесная страна" |
Кл. руководители, экскурсовод музея | ||
2. "Государственные символы России" | ||||
4 |
Проведение конкурсов, сочинений рисунков, викторин на темы: "Моя Родина - Россия" |
Познакомить с символикой Российской Федерации и республики Хакасия, с историей их возникновения. Дать первые понятия о выборах и избирательной компании. Воспитывать уважение к своей Родине, любовь, чувство долга, ответственности. |
Выставка творчества детей |
Кл. руководители, педагог-организатор |
5 |
"Геральдика- наука о гербах" |
Посещение краеведческого музея |
Кл. руководители | |
6 |
Кл. час "Главный документ страны- конституция" |
Беседа |
Кл. руководители | |
7 |
Патриотическая игра "Я - будущий избиратель." |
Игра |
Кл. руководители, педагог-организатор | |
8 |
Родительское собрание "Воспитание патриота - гражданский долг" |
Дискуссия |
Кл. руководители | |
3. "Уголок России - отчий дом" | ||||
9 |
Фольклорный праздник "Масленица" |
Познакомить учащихся с
традициями оформления русской избы,
народной одежды и бытовых предметов,
формировать потребность в |
Праздник |
Кл. руководители, педагог-организатор |
10 |
Кл. час "День согласия и примирения" |
Беседа |
Кл. руководители | |
11 |
"Как одевались и обувались наши предки" |
Посещение краеведческого музея |
Кл. руководители, экскурсовод музея | |
4. "Богатыри земли русской" | ||||
11 |
Кл. час "Мы - защитники отечества" |
Познакомить школьников с героическим прошлым нашей родины, библиографиями русских богатырей, полководцев и космонавтами, формировать у них представления о таких понятиях, как "героизм", "мужество", "патриотизм", "верность" и "преданность Отечеству" |
Праздник |
Кл. руководители, педагог-организатор |
12 |
Смотр- конкурс "Песни строя" |
Творческое задание |
Учитель физкультуры и музыки, кл. руководители | |
13 |
"День космонавтики" |
Посещение городской библиотеки |
Библиотекарь | |
5. "Сохраним природу России" | ||||
14 |
Кл. час "Природное богатство - лес" |
Познакомить детей с окружающей их природой, расширять и углублять кругозор и знания о природе своего края, учить практически использовать богатства родного края |
Научно-познавательная деятельность |
Кл. руководители, педагог-организатор |
15 |
"Лес и человек" |
Экскурсия в заповедник |
Кл. руководители | |
6. "Этих дней не смолкнет слава" | ||||
16 |
Фестиваль солдатской песни |
Познакомить учащихся с героическими подвигами соотечественников, а так же учить организовать и проводить своими силами праздничный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. |
Творческий конкурс |
Кл. руководители, учитель музыки |
17 |
Праздник "Этот День победы" |
Посещение митинга |
Кл. руководители, педагог-организатор |
Заключение
В условиях современного этапа развития российского общества, его ориентации на построение правового демократического государства, формирование гражданственности младших школьников является одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем современной России и одним из основных принципов государственной политики в области образования.
Историко-педагогический анализ развития отечественной системы гражданского воспитания показывает, что в различные исторические периоды гражданское воспитание в России основывалось на разных идеях. Соответственно, на разных исторических этапах акценты в определении ключевых понятий гражданского воспитания расставлялись по-разному. Важными составляющими гражданственности на современном этапе признаются патриотизм, этническая толерантность, нравственная и правовая культура личности.
Процесс формирования гражданственности у современных младших школьников направлен на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом. Одним из главных показателей воспитания личности как гражданина является уровень проявления гражданской воспитанности.
Обобщение изученного в процессе исследования опыта российских школ по формированию гражданственности у младших школьников в условиях государственных образовательных стандартов второго поколения, позволило сделать вывод о том, что требования образовательных стандартов второго поколения предполагают реализацию системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию. В соответствии с данным подходом формирование гражданственности у младших школьников осуществляется в учебно-воспитательном процессе, важной частью которого является внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня по различным направлениям. Наиболее эффективными, с точки зрения формирования гражданственности у младших школьников, являются следующие направления деятельности: гражданско-правовое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, социальное, научно-познавательное, общекультурное, художественно-эстетическое, и проектная деятельность.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что формирование гражданственности у младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения будет проходить успешно, если учитель начальных классов будет подготовлен к реализации задач гражданского воспитания в новых условиях; будет подготовлено методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
Список использованных источников
1. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17 - 20.
2. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18 - 22.
5. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В. И. Даль. Т. 1 - М.: Русский язык, 1978. – 925 с.
6. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
7. Демков, М. И. История русской педагогики / М. И. Демков. - 5-е изд., испр. М.: Педагогика, 2004. – 255 с.
8. Долгих, И. Н. Образовательный стандарт как методическое условие обеспечения качества / И. Н. Долгих // Дополнительное образование и воспитание. - 2009.- № 4. - С. 7 - 13.
9. Дронов, В. П. Новый стандарт общего образования - идеологический фундамент российской школы / В. П. Дронов // Педагогика.-2009. - № 4. - С. 22 - 26.
10. Кондаков, А. М. Стандарт: инновационность и преемственность / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 14 - 18.
11. Кузнецова, Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 9. - С. 28 - 35.
12. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В. И. Лутовинов // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 52-59.
13. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1988. – 304 с.
14. Микрюков, В. Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота / В. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. - 2006. - № 3. - С. 112 - 119.
15. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.
16. Педагогический Энциклопедический словарь/ гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких и др.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.-528 с.
17. Российская педагогическая энциклопедия. В 4 частях. Ч. 2. М.: Большая Российская Энциклопедия / под ред. Б.М. Бим-Бад, 2002. - 647 с.
18. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).