Гражданское воспитание у младших школьников в условиях стандартов нового поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Становление гражданского общества и модернизация российского государства на современном этапе требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.
Предпосылки для решения обозначенной выше проблемы созданы в трудах классиков отечественной педагогики

Содержание

Введение.....................................................................................................................
1. Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике……………………………………….....
2. Воспитание гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения ……………………………………………………..
3. Организация гражданского воспитания младших школьников в условиях образовательных стандартов нового поколения ………………………………...
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………...
Приложения………………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

реферат Фомина.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

Основные тематические блоки:

  1. "Моя Родина".
  2. "Государственные символы России".
  3. "Уголок России - отчий дом".
  4. "Богатыри земли русской".
  5. "Сохраним природу России".
  6. "Этих дней не смолкнет слава".

Содержание  проекта программы гражданского воспитания младших школьников "Я - гражданин"

№ 
п/п

Наименование мероприятия

Цель

Методы и средства

Ответственные 
за проведение

1. Моя Родина

1

Кл. час "Я, ты, он, она - вместе дружная страна"

 

Дать первые понятия (основные) о гражданственности, которые знакомят школьников с такими понятиями, как "генеалогическое древо", "малая  и большая Родина", "государство", "патриот", расширяют представления  младших школьников об истории родной республики, ее традициях, достопримечательностях.

Беседа 

 

Праздник 

 

Посещение краеведческого музея

Кл. руководители

2

Урок-викторина "Все  мы люди разные, а Родина одна".

Кл. руководители

3

"Гражданственность  - чудесная страна"

Кл. руководители, экскурсовод  музея

2. "Государственные  символы России"

4

Проведение конкурсов, сочинений рисунков, викторин на темы:

"Моя Родина - Россия"

Познакомить с символикой Российской Федерации и республики Хакасия, с историей их возникновения. Дать первые понятия о выборах и избирательной компании. Воспитывать уважение к своей Родине, любовь, чувство долга, ответственности.

Выставка творчества детей

Кл. руководители, педагог-организатор

5

"Геральдика- наука  о гербах"

Посещение краеведческого музея

Кл. руководители

6

Кл. час "Главный документ страны- конституция"

Беседа

Кл. руководители

7

Патриотическая игра "Я - будущий избиратель."

Игра

Кл. руководители, педагог-организатор

8

Родительское собрание "Воспитание патриота - гражданский  долг"

Дискуссия

Кл. руководители

3. "Уголок  России - отчий дом"

9

Фольклорный праздник "Масленица"

Познакомить учащихся с  традициями оформления русской избы, народной одежды и бытовых предметов, формировать потребность в изучении традиций, обычаев и истории своего народа.

Праздник

Кл. руководители, педагог-организатор

10

Кл. час "День согласия и примирения"

Беседа

Кл. руководители

11

"Как одевались и  обувались наши предки"

Посещение краеведческого музея

Кл. руководители, экскурсовод  музея

4. "Богатыри  земли русской"

11

Кл. час "Мы - защитники  отечества"

Познакомить школьников с героическим прошлым нашей  родины, библиографиями русских богатырей, полководцев и космонавтами, формировать  у них представления о таких  понятиях, как "героизм", "мужество", "патриотизм", "верность" и "преданность Отечеству"

Праздник

Кл. руководители, педагог-организатор

12

Смотр- конкурс "Песни  строя"

Творческое задание

Учитель физкультуры  и музыки, кл. руководители

13

"День космонавтики"

Посещение городской  библиотеки

Библиотекарь

5. "Сохраним  природу России"

14

Кл. час "Природное  богатство - лес"

Познакомить детей с  окружающей их природой, расширять  и углублять кругозор и знания о природе своего края, учить практически  использовать богатства родного  края

Научно-познавательная деятельность

Кл. руководители, педагог-организатор

15

"Лес и человек"

Экскурсия в заповедник

Кл. руководители

6. "Этих дней  не смолкнет слава"

16

Фестиваль солдатской песни

Познакомить учащихся с  героическими подвигами соотечественников, а так же учить организовать и проводить своими силами праздничный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Творческий конкурс

Кл. руководители, учитель  музыки

17

Праздник "Этот День победы"

Посещение митинга

Кл. руководители, педагог-организатор


 

 

 

 

 

Заключение

В условиях современного этапа развития российского общества, его ориентации на построение правового демократического государства, формирование гражданственности младших школьников является одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем современной России и одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Историко-педагогический анализ развития отечественной системы  гражданского воспитания показывает, что в различные исторические периоды гражданское воспитание в России основывалось на разных идеях. Соответственно, на разных исторических этапах акценты в определении ключевых понятий гражданского воспитания расставлялись по-разному. Важными составляющими гражданственности на современном этапе признаются патриотизм, этническая толерантность, нравственная и правовая культура личности.

Процесс формирования гражданственности у современных младших школьников направлен на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом. Одним из главных показателей воспитания личности как гражданина является уровень проявления гражданской воспитанности.

Обобщение изученного в  процессе исследования опыта российских школ по формированию гражданственности у младших школьников в условиях государственных образовательных стандартов второго поколения, позволило сделать вывод о том, что требования образовательных стандартов второго поколения предполагают реализацию системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию. В соответствии с данным подходом формирование гражданственности у младших школьников осуществляется в учебно-воспитательном процессе, важной частью которого является внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня по различным направлениям. Наиболее эффективными, с точки зрения формирования гражданственности у младших школьников, являются следующие направления деятельности: гражданско-правовое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, социальное, научно-познавательное, общекультурное, художественно-эстетическое, и проектная деятельность.

Таким образом, проведенное  исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что формирование гражданственности  у младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения будет проходить успешно, если учитель начальных классов будет подготовлен к реализации задач гражданского воспитания в новых условиях; будет подготовлено методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

 

 

Список использованных источников

1. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17 - 20.

2. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18 - 22.

5. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В. И. Даль. Т. 1 - М.: Русский язык, 1978. – 925 с.

6. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.

7. Демков, М. И. История русской педагогики / М. И. Демков. - 5-е изд., испр. М.: Педагогика, 2004. – 255 с.

8. Долгих, И. Н. Образовательный стандарт как методическое условие обеспечения качества / И. Н. Долгих // Дополнительное образование и воспитание. - 2009.- № 4. - С. 7 - 13.

9. Дронов, В. П. Новый стандарт общего образования - идеологический фундамент российской школы / В. П. Дронов // Педагогика.-2009. - № 4. - С. 22 - 26.

10. Кондаков, А. М. Стандарт: инновационность и преемственность / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 14 - 18.

11. Кузнецова, Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 9. - С. 28 - 35.

12. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В. И. Лутовинов // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 52-59.

13. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1988. – 304 с.

14. Микрюков, В. Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота / В. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. - 2006. - № 3. - С. 112 - 119.

15. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с. 

16. Педагогический Энциклопедический словарь/ гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких и др.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.-528 с.

17. Российская педагогическая энциклопедия. В 4 частях. Ч. 2. М.: Большая Российская Энциклопедия / под ред. Б.М. Бим-Бад, 2002. - 647 с.

18. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).


Информация о работе Гражданское воспитание у младших школьников в условиях стандартов нового поколения