Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа
Становление гражданского общества и модернизация российского государства на современном этапе требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.
Предпосылки для решения обозначенной выше проблемы созданы в трудах классиков отечественной педагогики
Введение.....................................................................................................................
1. Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике……………………………………….....
2. Воспитание гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения ……………………………………………………..
3. Организация гражданского воспитания младших школьников в условиях образовательных стандартов нового поколения ………………………………...
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………...
Приложения………………………………………………………………………...
- тестирование;
- сочинения;
- социометрия;
- ранжирование;
- недописанный тезис;
- графический и рисуночный тест
Метод беседы - один из главных методов педагогической диагностики. Беседа стала важным аргументом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка.
Метод наблюдения дал возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в ее естественный процесс.
Проективные тесты позволили изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дали возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив.
Графические и рисуночные тесты позволили изучить отношения в семье.
Тест «Составление понятийного словаря»
Цель: выявить представления учащихся о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.
Ход эксперимента:
1 уровень - располагают в две колонки:
а) понятные слова по данной теме;
б) непонятные слова.
2 уровень – расположить понятия в две колонки:
А) позитивные понятия;
Б) негативные понятия.
3 уровень – ранжирование
понятий (выбирают самые
Основные понятия: безразличие, бескорыстие, взаимопонимание, высокомерие, долг, доброта, дружба, достоинство, гуманность, искренность, любовь, миролюбие, милосердие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, сочувствие, сопереживание, содействие, совесть, справедливость, помощь, теплота, терпимость,
толерантность, холодность, уступчивость, человечность, честь.
Тест «Ты гражданином быть обязан»
Цель: выявить представления
воспитанников о качествах
Ход эксперимента: воспитанникам предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, выдержка, творческое отношение к труду, справедливость, настойчивость, долг, совесть, честь, мужество, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, ответственность, радушие, сдержанность, сострадание, терпеливость, упорство, уверенность, энтузиазм. Необходимо записать слова в три колонки:
- самые значимые для тебя слова, характеризующие его гражданскую направленность;
- слова, которые присущи тебе;
- слова, не значимые для тебя.
Анализ полученных данных позволил установить и проанализировать причины расположения качеств данным воспитанником и классом в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, характерных и нехарактерных для гражданской зрелости.
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
( разработана А.А.Андреевым)
Цель: определить степень
Ход проведения. Учащимся предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашему классному
руководителю можно обратиться
за советом и помощью в
5. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
6. Я считаю, что в
нашей школе созданы все
7. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
8. На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, от 2 до 3 средней степени удовлетворенности; если же У меньше 2, то это свидетельствует о низкой
степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Затем производится подсчет количества учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу.
Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и классного руководителя
Ход проведения. Родителям предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними по следующей школе:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1– не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Класс, в котором
учится наш ребенок, можно
2. В среде своих
одноклассников наш ребенок
3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и классным руководителем нашего ребенка.
5. В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
6. В классе
и школе проводятся мероприятия,
которые полезны и интересны
7. В школе работают
различные кружки, клубы, секции,
где может заниматься наш
8. Классный руководитель
заботятся о физическом
9. Учебное заведение
способствует формированию
10. В школе созданы
условия для проявления и
11. Школа по- настоящему
готовит нашего ребенка к
Удовлетворенность родителей работой школы и классного руководителя (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У больше 3, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; от 2 до 3 – среднем уровне; меньше 2 – низком уровне удовлетворенности. Затем производится подсчет количества родителей в классе, имеющий высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную
таблицу.
Кондратьева Анастасия Николаевна, учитель начальных классов
Программа рассчитана на 3 года.
Целью данного проекта программы является формирование основ гражданской культуры детей младшего школьного возраста в рамках музейной педагогики, соответствующих нормам общества.
Задачи программы:
Конструирование материала в программе строится с учетом следующих принципов:
1. Системности знаний, что предусматривает постепенный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания, способности свободно оперировать приобретенными знаниями.
2. Воспитательной ценности
знаний, что проявляется в смещении
акцентов от содержания к
3. Краеведческий, предполагает
использование в работе с
4. Концентрическое расположение материала, предполагающее, что ведущие представления, основные понятия, факты изучаются несколько раз, что к ним возвращаются после их элементарного изучения на более высоком уровне по мере взросления детей, их развития, обогащения опытом.
В процессе реализации программы используются следующие методы, приемы и средства воспитания:
Методы воспитания:
Приемы:
Средства:
Воспитательная работа осуществляется в различных организационных формах, таких как праздники, утренники, операции, экскурсии, выставки, игры-путешествия, конкурсы, викторины, турниры, игры, субботники, "мастерские", эстафеты и посещение музеев.
Основной формой, то есть внешней организацией деятельности по программе является посещение музеев.
Практическая значимость программы определяется возможностью использование тематических блоков в практической работе учителей начальных классов, а также повышения уровня знаний учащихся о родном крае.
Программа обеспечивает:
Полноту представлений о Родине, о гражданине, правах и обязанностях, о людях других национальностей, о культуре народов России и Хакасии, о государственных символах, о духовно-нравственных ценностях человека и гражданина.
Сформированность
Готовность к соблюдению и выполнению своих прав и обязанностей, способность к оценке действий и поступков других людей, к проявлениям межнациональной толерантности, бережному отношению к памятникам культуры, уважение памяти защитников отечества, умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность, уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться личными свободами
Содержание программы
строится так, что учащиеся приобретают
все новые и новые знания, совершенствуют
уже приобретенные и формируют