Гражданское воспитание у младших школьников в условиях стандартов нового поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Становление гражданского общества и модернизация российского государства на современном этапе требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.
Предпосылки для решения обозначенной выше проблемы созданы в трудах классиков отечественной педагогики

Содержание

Введение.....................................................................................................................
1. Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике……………………………………….....
2. Воспитание гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения ……………………………………………………..
3. Организация гражданского воспитания младших школьников в условиях образовательных стандартов нового поколения ………………………………...
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………...
Приложения………………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

реферат Фомина.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

  - тестирование;

  - сочинения; 

  - социометрия;

  - ранжирование;

  - недописанный тезис; 

  - графический и  рисуночный тест 

    Метод  беседы  -  один  из  главных  методов  педагогической  диагностики.  Беседа  стала  важным аргументом в изучении интеллектуальной  и личностной сфер ребенка.

    Метод наблюдения       дал возможность изучить участие ребенка в конкретном  виде  деятельности без вмешательства в ее естественный процесс.

    Проективные  тесты  позволили    изучить  отношение  учащихся  к  миру,  самому  себе,  значимой деятельности, своим социальным ролям.

  Анкеты   дали      возможность   выявить   степень   влияния   коллектива   на   личность   и  личности на коллектив.

   Графические и рисуночные тесты позволили изучить отношения в семье.

Тест «Составление понятийного словаря»

Цель:   выявить   представления   учащихся   о   качествах   человека,   характеризующих   его  нравственную культуру и гражданскую позицию.

Ход эксперимента:

1 уровень - располагают  в две колонки: 

а) понятные слова по данной теме;

б) непонятные слова.

2 уровень – расположить  понятия в две колонки: 

А) позитивные понятия;

Б) негативные понятия.

3 уровень – ранжирование  понятий (выбирают самые значимые  для себя).

Основные  понятия:        безразличие,  бескорыстие,    взаимопонимание,  высокомерие,    долг,   доброта,      дружба,      достоинство,      гуманность,   искренность,      любовь,      миролюбие,   милосердие,    невыдержанность,  недоверие,    ненависть,    пренебрежение,    сочувствие,   сопереживание,  содействие,    совесть,    справедливость,    помощь,    теплота,    терпимость, 

толерантность,  холодность,  уступчивость,  человечность,  честь.

Тест «Ты  гражданином быть обязан»

Цель: выявить представления  воспитанников о качествах человека, характеризующих его  гражданскую сферу.

Ход  эксперимента:  воспитанникам  предлагается  список  слов:  патриотизм,  трудолюбие,  требовательность, выдержка, творческое отношение  к   труду,    справедливость,  настойчивость, долг,   совесть,    честь,    мужество,     жизнерадостность,      искренность, гражданственность,       решительность,       отзывчивость,       ответственность,  радушие, сдержанность,  сострадание,  терпеливость,  упорство,  уверенность,  энтузиазм.  Необходимо записать слова в три колонки:

  - самые значимые для тебя слова, характеризующие его  гражданскую направленность;

  - слова, которые присущи тебе;

  - слова, не значимые для тебя.

     Анализ   полученных   данных   позволил         установить   и   проанализировать   причины  расположения  качеств   данным  воспитанником  и  классом  в  целом,  определить  различия  в  этом  плане,  сопоставить  оценку  качеств,  характерных  и  нехарактерных  для  гражданской  зрелости.

          Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

                                  ( разработана А.А.Андреевым)

         Цель: определить степень удовлетворенности  учащихся школьной жизнью.

         Ход  проведения.  Учащимся  предлагается  прослушать  утверждение   и  оценить  степень согласия  с их содержанием по следующей шкале:

                       4 – совершенно согласен;

                       3 – согласен;

                       2 – трудно сказать; 

                       1 – не согласен;

                       0 – совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня  обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе  хороший классный руководитель.

4. К нашему классному  руководителю можно обратиться  за советом и помощью в трудной   жизненной ситуации.

5. В классе я могу  всегда свободно высказать свое мнение.

6. Я считаю, что в  нашей школе созданы все условия  для развития моих способностей.

7. Я считаю, что школа  по-настоящему готовит меня к  самостоятельной жизни. 

8. На летних каникулах  я скучаю по школе. 

                              Обработка полученных данных.

         Показателем удовлетворенности  учащихся школьной жизнью (У) является  частное  от деления общей  суммы баллов ответов всех  учащихся на общее количество  ответов. Если  У  больше  3,  то  можно  констатировать  о  высокой  степени  удовлетворенности,  от  2  до  3  средней степени удовлетворенности; если же У меньше 2, то это свидетельствует о низкой 

степени удовлетворенности  учащихся школьной жизнью.

Затем производится подсчет  количества учащихся в классе, имеющих высокий, средний  и  низкий   уровень   удовлетворенности   школьной   жизнью.   Данные   вносятся   в   сводную таблицу.

         Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного   учреждения.

                                ( разработана  Е.Н.Степановым)

         Цель:  выявить  уровень   удовлетворенности  родителей   работой  образовательного  учреждения  и классного руководителя 

         Ход   проведения.    Родителям   предлагается   прочитать   утверждения   и   оценить   степень согласия с ними по следующей школе:

                           4 – совершенно согласен;

                           3 – согласен;

                           2 – трудно сказать; 

                            1– не согласен;

                           0 – совершенно не согласен.

1. Класс, в котором  учится наш ребенок, можно назвать  дружным. 

2. В среде своих  одноклассников наш ребенок чувствует  себя комфортно. 

3. Педагоги проявляют  доброжелательное отношение к  нашему ребенку. 

4.  Мы  испытываем  чувство  взаимопонимания  в  контактах  с  администрацией  и  классным  руководителем нашего ребенка.

5. В классе, в котором  учится наш ребенок, хороший  классный руководитель.

6.  В  классе    и  школе  проводятся  мероприятия,  которые  полезны  и  интересны  нашему  ребенку.

7. В школе работают  различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. 

8. Классный руководитель  заботятся о физическом развитии  и здоровье нашего ребенка. 

9. Учебное заведение  способствует формированию достойного  поведения нашего ребенка.

10. В школе созданы  условия для проявления и развития  способностей нашего ребенка. 

11. Школа по- настоящему  готовит нашего ребенка к самостоятельной  жизни. 

                                       Обработка результатов. 

         Удовлетворенность   родителей   работой   школы   и   классного   руководителя   (У)  определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее  количество  ответов.  Если  коэффициент  У  больше  3,  то  это  свидетельствует  о  высоком  уровне  удовлетворенности;  от  2  до  3  –   среднем  уровне;  меньше  2  –    низком  уровне  удовлетворенности. Затем производится подсчет количества родителей в классе, имеющий высокий, средний и  низкий   уровень   удовлетворенности   школьной   жизнью.   Данные   вносятся   в   сводную 

таблицу.

 

                                                                                             

 

 

                                                                        

 

 

 

 

Приложение 2.

Проект программы гражданского воспитания младших школьников "Я – гражданин"

Кондратьева Анастасия Николаевна, учитель начальных классов

Программа рассчитана на 3 года.

Целью данного проекта программы является формирование основ гражданской культуры детей младшего школьного возраста в рамках музейной педагогики, соответствующих нормам общества.

Задачи программы:

  • Формирование гражданских чувств к своей Родине, основных прав и обязанностей гражданина.
  • Воспитание бережного и ответственного отношения к природе.
  • Формирование межэтнической толерантности.
  • Организация учащихся в школьном самоуправлении и участие в школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера.

Конструирование материала  в программе строится с учетом следующих принципов:

1. Системности знаний, что предусматривает постепенный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания, способности свободно оперировать приобретенными знаниями.

2. Воспитательной ценности  знаний, что проявляется в смещении  акцентов от содержания к ценностным  ориентирам личности, в рассмотрении  реальных жизненных ситуаций, позволяющих ребенку стать субъектом своего выбора, своей деятельности и поведения.

3. Краеведческий, предполагает  использование в работе с детьми, прежде всего близкого, доступного  им материала.

4. Концентрическое расположение  материала, предполагающее, что ведущие представления, основные понятия, факты изучаются несколько раз, что к ним возвращаются после их элементарного изучения на более высоком уровне по мере взросления детей, их развития, обогащения опытом.

В процессе реализации программы  используются следующие методы, приемы и средства воспитания:

Методы воспитания:

  • Метод разъяснения - патриотический и гражданский долг на примере героических подвигов соотечественников.
  • Методы организации деятельности и опыта поведения - упражнение, задание, поручение, поисковые работы.
  • Методы убеждения и формирования сознания - поисковый, информационный, рассказ, беседа, пример, объяснение.
  • Методы контроля и самоконтроля - специальная диагностика, наблюдение, тестирование, самоконтроль.

Приемы:

  • Показ.
  • Оценивание.
  • Указание.
  • Замечание.
  • Сравнение.
  • Обобщение
  • Анализ.

Средства:

  • Информационные.
  • Окружающий предметный мир.
  • Методическая литература.
  • Слово.
  • Технические, наглядные средства и другие.

Воспитательная работа осуществляется в различных организационных  формах, таких как праздники, утренники, операции, экскурсии, выставки, игры-путешествия, конкурсы, викторины, турниры, игры, субботники, "мастерские", эстафеты и посещение музеев.

Основной формой, то есть внешней организацией деятельности по программе является посещение  музеев.

Практическая значимость программы определяется возможностью использование тематических блоков в практической работе учителей начальных классов, а также повышения уровня знаний учащихся о родном крае.

Программа обеспечивает:

Полноту представлений  о Родине, о гражданине, правах и обязанностях, о людях других национальностей, о культуре народов России и Хакасии, о государственных символах, о духовно-нравственных ценностях человека и гражданина.

Сформированность эмоциональных  проявлений (положительное отношение  к своим правам и обязанностям, удовлетворение от результатов проявлений гражданской активности, эмоционально-положительное чувство к людям разных национальностей), приверженность системе демократических и гражданских ценностей.

Готовность к соблюдению и выполнению своих прав и обязанностей, способность к оценке действий и поступков других людей, к проявлениям межнациональной толерантности, бережному отношению к памятникам культуры, уважение памяти защитников отечества, умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность, уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться личными свободами

Содержание программы  строится так, что учащиеся приобретают  все новые и новые знания, совершенствуют уже приобретенные и формируют умения вести себя в соответствии с этими знаниями. То есть проект будет осуществляться по основным тематическим блокам.

Информация о работе Гражданское воспитание у младших школьников в условиях стандартов нового поколения