Гражданское воспитание у младших школьников в условиях стандартов нового поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Становление гражданского общества и модернизация российского государства на современном этапе требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.
Предпосылки для решения обозначенной выше проблемы созданы в трудах классиков отечественной педагогики

Содержание

Введение.....................................................................................................................
1. Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике……………………………………….....
2. Воспитание гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения ……………………………………………………..
3. Организация гражданского воспитания младших школьников в условиях образовательных стандартов нового поколения ………………………………...
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………...
Приложения………………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

реферат Фомина.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

         Диагностика   была   начата     по   методике   М. Рокича   «Составление   понятийного  словаря»   и   «Ранжирование»,   которая   позволила   выявить   представления   учащихся   о  качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.  (Приложение №1).

         Предварительная      диагностика    по   методике    П.В.  Степанова,    Д.В.Григорьева,   проведенная     в начале 2 и 4    классах,   показала    следующий      уровень    сформированности   отношения школьников:

   к  обществу  (отношение  к  родной  природе,  к  Отечеству):    высокий   уровень  –         40%, средний уровень – 28%, низкий уровень – 32%;

   к      людям  (уважительное  отношение   к  старшим,  дружелюбие,  милосердие,  честность):  высокий уровень – 68%, средний уровень – 27%, низкий уровень – 5%;

   к   себе   (добрая   воля,   самоуважение,   требовательность   к   себе,   организованность):  

высокий уровень - 70%,  средний уровень - 16%, низкий уровень - 14%.

       Диагностика показала,  что значительное  число учащихся  не  имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Они не  испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся. Осознание собственного  «я»  у  детей  преобладает  над  понятием  «мы».  Анкетирование  показало,  что  во 2 и 4  классе  ребенку важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы,  Отечества.

В своей работе использую различные принципы для реализации целей и задач:

  Принцип гуманистической направленности и целеустремленности воспитательного  процесса. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного  развития  личности,  воспитание  гражданственности,  трудолюбия,  уважения  к  правам  и  свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. 

    Принцип  коллективной  деятельности.    В  правильно  организованной  коллективной  деятельности  формируется  чувство  ответственности  за  порученное  дело,  его  результат;  проявляются лидерские качества, умение сотрудничать с другими. 

    Принцип      разумной     требовательности.       Основывается     на   развитии    правового  самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все,  что  не  противоречит  закону,  правилам  школьного  распорядка,  не  вредит  здоровью,  не унижает достоинство других.

    Принцип  стимулирования  самовоспитания.  Каждый  школьник  должен  знать себя,  научиться    критически    рассматривать     свои  поступки,    воспитывать    в   себе  чувство ответственности. Задача педагогов – создать такие условия, в которых ребенок приобретет  опыт планирования и рефлексии своей деятельности.

          В   качестве     форм     гражданско-патриотического          воспитания      школьников через внеклассную и внеурочную деятельность  выделяю:  деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями марийского народа, фольклором.

      А    в   качестве     методов:     метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. 

Работа  по гражданско-патриотическому  воспитанию организуется в три этапа:

          I  этап.  Развитие  интереса  к истории своей родословной,  бережное  отношение к семейным традициям.

          II  этап.  Изучение  истории своего  края,  его настоящего  и будущего,  культуры,  быта, традиций. 

          III  этап.  Изучение  истории,    культуры,  быта, традиций    Отечества. 

          На  первом    этапе  проводятся  тематические  классные  часы:  «История  нашей  семьи»,  «Моя  семья  в  фотографиях», «Моя мама лучшая на свете».       Детям   предлагается  отобразить  тему  «Моя  семья»  в рисунках,  подобрать фотографии,  рассказывающие  о

членах   их   семей.   Эта   работа   необходима   при   проведении   диагностики.   Затем   дети  рассказывают о  своих семьях.  Часто занятия  на эту тему проводятся в форме  ролевой игры. 

Классный час, посвященный Дню Матери, позволяет детям испытать чувство гордости за своих мам, дает  наглядный пример проявления внимания и чуткости. 

          Конечно же, такие проекты ребёнку невозможно выполнить без помощи взрослых,  но использование  данного метода,  несомненно, эффективно. 

          Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться  к своим традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость за свою  семью не только у детей, но и у взрослых.

          В результате реализации первого этапа значительно укрепились семейные связи, у  детей  появилось  чувство  гордости  за  свою  семью,  стал  расти  интерес  родителей  к  своим  генеалогическим корням, пополнились семейные библиотеки литературой краеведческого и патриотического содержания,  выявились новые факты семейных  биографий,  связанные с Великой Отечественной войной. 

          На   втором   этапе   начинается   изучение   истории   своего   края,   его  настоящего и будущего, культуры, быта и традиций. 

          Классные  часы  «Мой  край»,  «День флага»,  «Край  любимый»,   «Моя малая Родина» частично выстраиваются на знаниях учащимися своего  родного города,  его улиц,  предприятий,  культурных  и исторических  памятников  и затем пополняются в течение последующих лет обучения.

         Исследовательский  проект  «Чьи  имена  носят  деревни  нашего  района»,  викторина  «Знаешь ли ты историю своей деревни, города?» позволяют расширить знания учащихся о родном  городе, деревне.   Тестирование   «Ты   гражданином   быть   обязан!»   (Приложение   №1)   выявляет  представления о  гражданских качествах человека. 

         На  третьем  этапе       дети  готовы  воспринимать  более   сложный  

материал.  Мною разработан  цикл классных часов о родной стране: «С чего начинается  Родина»,  «Символика Российского государства»,  «Я  гражданин  России», «Они сражались за Родину».

         Школьные      стенды,     посвященные     символам  Российского государства и Моркинского района, выдающимся  людям района, позволяют   вести работу  в этом  направлении.     Популяризация среди школьников  государственных символов     является   важнейшей     составляющей      в   воспитании    гражданственности      и патриотизма. Обращение к символам государства способствует  формированию у школьников  уважительного отношения  к своей Родине, гордости за  нее, сопричастности к  ее истории.

         Экскурсии  в    районный краеведческий    музей,  и к памятнику «Скорбящей матери» с  самого  раннего  детства приучают  к бережному отношению к памятным местам.

         Воспитанию  патриотизма  и   гражданственности  способствует      участие  класса  в  школьном  конкурсе  строя и песни,  в  акциях  «Ветеран».

         Большую роль  гражданско-патриотическом воспитании школьников оказывает взаимодействие классного руководителя с семьей.

        Духовно-нравственное   развитие   и      воспитание   личности   начинается   в   семье. 

Семья как субъект  воспитания выполняет следующие  функции:

  • обеспечение   диалога между поколениями в формировании личности;
  • привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и 
  • созидателей Отечества;
  • формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
  • обеспечение здорового образа жизни.

   Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как  «малая Родина»,  «Отечество»,  «родная  земля»,  «родной  язык»,  «моя  семья  и  род»,  «мой  дом».  Поэтому  работа  классного  руководителя  по  гражданско-патриотическому  воспитанию  невозможна  без участия родителей. 

        В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию  школьников выступали:

- родительские собрания  гражданско-патриотической направленности;

- индивидуальные и  тематические консультации;

- тренинги;

- дни творчества детей  и родителей; 

- помощь в организации   и проведении внеклассных мероприятий; 

- привлечение родителей  к организации экскурсий, походов,  праздников; 

- проведение    совместных    внеклассных  мероприятий  (выставки,  конкурсы,  экскурсии,  спектакли, именины детей, родителей);

- наглядные  виды  работы:  информационные  стенды  для  родителей,    выставки  детских  работ;

- дни открытых дверей;

- создание родительского  актива.

         Одной  из  главных  и наиболее  распространенных  форм  является  родительское  собрание. 

   Привлечение  родителей  к    проведению  экскурсий  и  походов,  к  организации  поездок  в   театр   и   кино,   посещение   музеев,   проведение   совместных  праздников   способствовали  установлению      благоприятного      микроклимата      в   отношениях      между     классным  руководителем,     учащимися      и  родителями     и  создавали    благоприятные      условия    для  гражданско-патриотического воспитания младших школьников.

         Применение  в  воспитательной  работе    разнообразных   методов,  форм,    создание  определенных  организационно-педагогических  условий позволили обеспечить  повышение  эффективности   гражданско-патриотического воспитания. 

          Результативность  данного  педагогического  опыта  определялась  по  следующим  критериям: 

1. Уровень сформированности  гражданского и патриотического  сознания личности. 

2.  Выявление  представления    воспитанников  о  качествах   человека,  характеризующих  его 

гражданскую позицию; 

3. Определение характера  отношения школьника к Отечеству. 

   Родина для  школьников  не  абстрактная  категория,  а  конкретная  страна,  где  они  собираются  жить,  которой  они  гордятся.  Они  начинают  осознавать    личную  ответственность  за  судьбу  Отечества.     Их   чувства  становятся     личными,    пережитыми.     

Реализация указанных  мероприятий предполагает:

  • воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
  • формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;
  • развитие у школьников интереса к истории своей деревни, города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;
  • формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;
  • развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
  • формирование устойчивой системы знаний в заданной области;
  • развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Диагностики изучения детского коллектива.

     Психолого    –   педагогическая    диагностика    является   одним    из   компонентов  воспитательного   процесса.   Диагностика   –   это   оценочная   практика,   направленная   на  изучение   индивидуально     –  психологических    особенностей    воспитанников    с  целью  оптимизации воспитательного процесса. 

     Диагностика выполняет следующие  функции:  информационную, прогнозирующую,  оценочную, развивающую.

 Основные  задачи  диагностики: 

  - определить  уровни развития личности;

  - обнаружить изменения   основных характеристик и признаков  личности в   лучшую или   худшую сторону; 

  - увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон);

  - проанализировать  полученные факты; 

  - выработать план  дальнейшей работы по результатам диагностики.

    В исследовании были  применены наиболее  информативные  методы диагностики:

  - беседа с воспитанником;

  - беседа с родителями;

  - беседа с педагогами;

  - наблюдение;

  - анкетирование; 

Информация о работе Гражданское воспитание у младших школьников в условиях стандартов нового поколения