Гражданское воспитание у младших школьников в условиях стандартов нового поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Становление гражданского общества и модернизация российского государства на современном этапе требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.
Предпосылки для решения обозначенной выше проблемы созданы в трудах классиков отечественной педагогики

Содержание

Введение.....................................................................................................................
1. Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике……………………………………….....
2. Воспитание гражданина России в условиях подготовки и реализации стандартов нового поколения ……………………………………………………..
3. Организация гражданского воспитания младших школьников в условиях образовательных стандартов нового поколения ………………………………...
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………...
Приложения………………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

реферат Фомина.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

На VI этапе - 1985 - 1995 гг. происходит кризис гражданского воспитания в связи  с коренной, часто необоснованной, ломкой всего созданного ранее. На смену  гражданскому воспитанию пришло идейно-политическое, целью которого было «формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни» [16, с. 265].

В этот период были утрачены прежние системные, коллективообразующие основания воспитательного процесса. Воспитательная система, традиционно сложившаяся в образовательных учреждениях страны, распалась и во многом подменилась узким предметным обучением. Единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации. Оказавшись в новой рыночной среде без государственной поддержки, они не могли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи [13, с. 10].

VII этап – конец  90-х годов XX века - это период  введения граждановедческих курсов, главные содержательные линии которых: государство, общество, демократия, права человека, примеры высокой гражданственности в деятельности выдающихся исторических личностей. На этом этапе вновь начинает оформляться содержательный компонент гражданского воспитания [10, с. 80].

VIII этап - с 2000 г. по  настоящее время - характеризуется  становлением правового государства и гражданского общества. Проблема гражданского воспитания и становления личности как гражданина выдвигается на первый план и становится наиболее значимой для современного общества и будущего страны. Важно не только, какие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция [7, с. 99].

На современном этапе, согласно Национальной доктрине образования  в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов».

Основной задачей гражданского воспитания является формирование гражданственности  у подрастающего поколения. Гражданственность на современном этапе определяется как «интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» [4, с. 27].

В современной педагогической литературе существуют различные трактовки термина «гражданское воспитание». При этом многие российские ученые указывают на интеграционный характер этого понятия. Так, например, В. Воронов в своей книге «Педагогика школы в двух словах» определяет понятие «гражданское воспитание» как формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений [8, с. 135].

Другой современный  российский исследователь - доктор педагогических наук, профессор С. Д. Поляков под гражданским воспитанием понимает процесс формирования гражданских умений, гражданского поведения посредством побуждения воспитанников к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей как личной и групповой ценности.

По мнению этого ученого, сущностью гражданского воспитания является «создание у школьников опыта социального группового и индивидуального поведения - как опыта совместного анализа, совместного решения групповых и социальных проблем, совместного социального действия, культурной защиты своих групповых и индивидуальных интересов» [8, с. 57].

По нашему мнению, наиболее точно сущность понятия «гражданское воспитание» раскрывает Г. Н. Филонов. Он рассматривает гражданское воспитание как «целостный социально-педагогический и культурный процесс, направленный на создание социальной и духовной основы формирования гражданского общества и его главного субъекта – граждански образованной и всесторонне развитой личности» [15, с. 19].

В Педагогическом энциклопедическом  словаре под редакцией Б. М. Бим-Бад гражданское воспитание определяется как «формирование гражданственности в виде интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным» [5, с. 190].

Это определение наиболее часто встречается и в другой педагогической литературе, что позволяет нам признать данное определение общепринятым на современном этапе.

Термин «гражданственность» также нуждается в конкретизации. Рассмотрим различные определения этого понятия на современном этапе. В современном философском словаре гражданственность определяется как «нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность в готовности отстаивать и защищать их от всяких посягательств на их права и интересы» [13, с. 287].

Современный Политический словарь дает следующую трактовку  этого понятия: «гражданственность – качество, свойство человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами и свободами, выполнять свои обязанности. Понятие «гражданственность» тесно связано с понятием «патриотизм» [17, с. 215].

Г. Н. Филонов определяет гражданственность как «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении к деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций, осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, свободной приверженности к ориентациям на общественные нормы и нравственные ценности» [19, с. 38].

Ю. Н. Никифоров, А. Н. Скалина в своей работе «О понятии "гражданственность"» указывают на то, что в российском понимании гражданственности, в отличие от западного, акцент делается на духовно-нравственных объединяющих началах. В западном же контексте приоритет отдается знанию юридических, политических, моральных норм и их применению [2, с. 40].

В исследовании Л. В. Кузнецовой «Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в.» гражданственность определяется как «интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным». Это определение на современном этапе является общепризнанным.

Таким образом, проведенный  мною историко-педагогический анализ развития отечественной системы гражданского воспитания показывает, что современной российской школой накоплен богатый педагогический опыт гражданского воспитания подрастающего поколения. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, трудовым воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием. С начала XX века до наших дней система гражданского воспитания в России развивалась в направлении утверждения понимания гражданственности как интегративного качества личности, гармонично сочетающего патриотические, интернациональные чувства и чувство собственного достоинства. На разных исторических этапах акценты в определении ключевых понятий гражданского воспитания в отечественной педагогике расставлялись по-разному. Важными составляющими гражданственности на современном этапе являются патриотизм, этническая толерантность, нравственная и правовая культура личности.

2. Воспитание гражданина России в условиях реализации стандартов нового поколения.

Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать  гражданином. Это означает быть причастным к судьбе своего народа, способным  к активной деятельности на благо  своей страны и общества. Воспитание гражданина России является приоритетной задачей современной государственной политики в области образования, а также общей целью системы гражданского воспитания и российской образовательной системы.

На современном этапе  происходит модернизация российской системы  образования. Один из основных элементов модернизации образования - Государственный образовательный стандарт. Федеральные государственные стандарты образования ориентируют школу не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на духовно-нравственное развитие личности. В условиях апробации образовательных стандартов нового поколения гражданское воспитание младших школьников направлено на формирование у них идентичности гражданина России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, духовно-нравственное развитие и воспитание.

Специфика гражданского воспитания заключается в том, что  оно приобщает ребенка к коллективному целому - народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут, знать свои права и обязанности и уважать права других. Необходимо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение.

Согласно стратегической политике российского государства, воспитание гражданина России начинается с детского сада и продолжается в средней школе. В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения [9, с. 52].

Деятельность учителя, направленная на передачу исторического  и социального опыта и организацию приобретения ребенком собственного гражданско-правового опыта, является важным звеном в формировании и развитии личности школьника. Великий русский педагог В. А. Сухомлинский, стоявший у истоков гражданского воспитания в России, писал: «Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества» [5, с. 116].

Воспитывая, учитель восполняет недостаток индивидуального гражданско-правового опыта ребенка путем передачи ему части гражданских добродетелей и опыта применения их в общественной жизни. Воспитать гражданина и патриота своей страны можно только в результате системного подхода к вопросам патриотического и гражданского воспитания.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданское воспитание включает в себя патриотическое воспитание (воспитание любви и преданности к своему Отечеству), являясь в свою очередь, частью воспитания в целом [3].

Взаимосвязь воспитания, гражданского воспитания и патриотического  воспитания представлена на рисунке 1.

 



 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Взаимосвязь  воспитания, гражданского воспитания и патриотического воспитания.

Цель и задачи гражданского воспитания определяются, исходя из государственного заказа и социального заказа общества на воспитание личности. Из предыдущего параграфа следует, что на разных этапах развития общества и государства, могут определяться существенно отличающиеся друг от друга цели и задачи гражданского воспитания.

Российское образование  начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». Переход страны к инновационному социально ориентированному типу развития обусловил приоритетное положение образования и необходимость реформирования российской образовательной системы [19, с. 117].

В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты национального  просвещения. При этом делается упор на гуманизацию образования, инновационность обучения, создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности [18, с. 21].

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе и важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [16].

В ряде документов федерального уровня подчеркивается необходимость  воспитания школьников в духе патриотизма, любви к Родине, стремления к активному участию в жизни общества. В государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается важность совершенствования отечественной системы воспитания, «обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей».

На начальном этапе  реформирования отечественной образовательной  системы - в первое десятилетие XXI века на федеральном уровне реализован комплекс программ. Это такие программы, как: «Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации», «Дети России», «Программа развития воспитания в системе образования» [16].

Современная социально-экономическая  ситуация в стране предъявляет новые  требования к результатам воспитания и образования молодого поколения. Для успешного развития страны нужна социокультурная модернизация, направленная на формирование личности с новым мышлением, новой мотивацией и стилем поведения, способной жить и работать в системе все более усложняющихся общественных, экономических и политических отношений.

Сейчас формируется  новый социальный заказ, который  должен определить пути развития российского  общества. В формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа [10, с. 5].

Информация о работе Гражданское воспитание у младших школьников в условиях стандартов нового поколения