Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса об особенностях формирования понятия числа у детей с легкой степенью умственной отсталости
Задачи данной работы:
Провести анализ основных теоретических подходов к формированию понятия числа у детей;
Выявить комплекс педагогических условий эффективного формирования понятия числа у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Введение…………………………………………………………………………4
Теоретический анализ основных подходов к формированию понятия числа в современной педагогике…………………………………………..
2. Генезис понятия числа у детей с легкой степенью умственной отсталости……………………………………………………………………
Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков детьми с нарушением интеллекта…………………………………………
Коррекционно-развивающая роль математики в обучении детей с умственной отсталостью………………………………………………….
Методические основы преподавания математики в коррекционной школе VIII вида……………………………………………………………..
Содержание методики формирования числа у детей с легкой степенью умственной отсталости……………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………..
Г.А.Корнееву и Э.Ф.Николаеву интересовала проблема соотношения логических операций и действий с величинами, их взаимозависимость в процессе формирования понятия числа у дошкольников.
Так, в работе Г.А.Корнеевой исследовалась взаимосвязь между уровнем сформированности операций классификации и сериации и процессом формирования понятия числа у детей, устанавливались возрастные возможности в формировании понятия числа на основе действия, связанного с поиском кратного отношения величин при условии их опосредствованного уравнивания. Г.А.Корнеева установила, что наличие у ребенка достаточно полноценных операций классификации и сериации не приводит к их имманентному синтезу, т. е. к понятию числа (согласно Ж.Пиаже). Такой синтез предполагает выполнение ребенком особого предметного действия по определению кратного отношения величины к единице измерения при условии опосредствованного уравнивания величин.
В ходе исследования удалось выявить, что хорошо сформированные операции классификации и сериации создают логические предпосылки для формирования понятия числа и поднимают общий уровень интеллектуального развития детей.
Результаты работы Г.А.Корнеевой показали возможность формирования научного понятия числа у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании Э.Ф.Николаевой решались вопросы о характере зависимости предметного действия, связанного с опосредствованным уравниванием величин, от уровня развития операций классификации и сериации; о психологических условиях перехода дошкольника от логических предпосылок к понятию числа.
В ходе эксперимента Э.Ф.Николаева решала вопросы, касающиеся связи логических операций и понятия числа, соотношения стихийного синтеза операций и его целенаправленного формирования.
Данное исследование экспериментально доказало, что основным психологическим условием формирования понятия числа у детей является специальное обучение детей предметным действиям с величинами.
Исследования Г.А.Корнеевой и Э.Ф.Николаевой раскрыли логико-психологические предпосылки генезиса понятия числа у дошкольников. Они разработали содержание и методику формирования полноценных логических операций классификации и сериации и научного понятия числа у детей старшего дошкольного возраста.
На базе этих исследований была разработаны методики обучения дошкольников и младших школьников математике (В.В.Давыдов, Г.И.Минская, Е.В.Родина).
2.
Генезис понятия числа
у детей с легкой степенью
умственной отсталости.
Легкая степень умственной отсталости (дебильность) характеризуется сниженным интеллектом, соматическими нарушениями, общей физической ослабленностью (особенно на ранних годах обучения), нарушениями моторики, особенностями эмоционально волевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения детей.
Изучение и усвоение учебного материала по любому предмету школьной программы для таких детей чрезвычайно сложны. Например, овладевая устной и письменной речью, понятием числа, навыками счета, они испытывают затруднения в понимании связей между звуком и буквой, множеством и его числовым выражением и т.п. Все это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического восприятия и фонетико-фонематического анализа. Одним из недостатков мышления умственно отсталых детей является нарушение его операционной стороны. В процессе обучения это обычно проявляется в трудностях при нахождении общих свойств предметов и явлений при выделении их существенных признаков, замедленности и низком качестве усвоения нового материала.
Усвоение даже элементарных математических знаний требует достаточно высокой степени абстрактного мышления, а поскольку эта функция у детей-дебилов нарушена, они с большим трудом овладевают простейшими математическими операциями. Отсутствие умения устанавливать адекватные причинно-следственные зависимости приводит к серьезным затруднениям даже при решении относительно простых арифметических задач.
Успех в обучении математике умственно отсталых школьников во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой — от учета потенциальных возможностей учащихся.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают определенные трудности в понимании задачи, математического задания учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, т. е. по частям, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения.
Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке.
Трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительных восприятий и моторики учащихся. У умственно отсталых школьников младших классов нередко наблюдается зеркальное письмо цифр:
Несовершенство моторики умственно отсталых школьников (двигательная недостаточность, скованность движений или, наоборот, импульсивность, расторможенность) создает значительные трудности в пересчете предметов: ученик называет один предмет, а берет или отодвигает сразу несколько предметов, т. е. называние чисел опережает показ или, наоборот, показ опережает называние чисел.
Известно,
что у умственно отсталых школьников
с большим трудом вырабатываются
новые условные связи, особенно сложные,
но, возникнув, они оказываются непрочными,
хрупкими, а главное
Одна из причин уподобления знаний, состоит в том, что приобретенные знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом, системы этих знаний недостаточно расчленены.
Трудности умственно отсталых учащихся обусловливаются косностыю и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Косность и тугоподвижность мышления выражается в «застревании» на принятом способе решения примеров, задач, практических действий, затрудненностью переключения с одной умственной операции на другую, в стереотипности ответов, в «приспосабливании» заданий к своим знаниям и возможностям и в «буквальном переносе» имеющихся знаний без учета ситуации, без изменений этих знаний в соответствии с новыми условиями.
Несовершенство анализа приводит к тому, что умственно отсталые школьники руководствуются при сравнении лишь внешними признаками, при решении задач или выполнении заданий исходят из несущественных признаков, руководствуются отдельными словами и выражениями или пользуются усвоенными ранее схемами-шаблонами
Дефекты мышления таких детей проявляются в трудностях перехода от выявления сходства к установлению на этой основе общности и от выявления различия к установлению своеобразия в геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике и прямоугольнике.
Также у них снижена способность к обобщению. Это проявляется в трудностях формирования математических понятий, усвоения законов и правил. С трудом формируются понятия числа, счета, усваиваются закономерности десятичной системы счисления.
Нередко учащихся затрудняет счет непривычных или непривычно расположенных предметов.
Слабость
обобщений проявляется в
Умственно отсталые школьники в силу неумения мыслить обратимо, с большим трудом связывают взаимообратные понятия и, усвоив одно из них, могут не иметь представления о другом, обратном (много — мало, вверху — внизу и т. д.), не связывают их в пары, воспринимают обособленно, затрудняются в сравнении чисел, установлении отношений эквивалентности и порядка при изучении отрезков натурального ряда чисел.
У данной категории учащихся имеют место недостатки и своеобразие общего речевого развития. Бедность словаря, неточность речи, непонимание значения слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике,
Такие дети испытывают затруднения в использовании имеющихся знаний в новой ситуации, а также в практической деятельности. Причиной этого являются трудности переноса знаний без критического отношения к ним, без учета ситуации, трудности в актуализации имеющихся знаний, а также отсутствие «гибкости ума», трудности обобщений при решении новых задач умственно отсталыми школьниками.
Трудности в обучении математике умственно отсталых учащихся усугубляются слабостью регулирующей функции мышления этих детей.
Умственно отсталым учащимся свойственны некритичность в выполнении действий, слабость самоконтроля. Причиной этого является некритичность мышления умственно отсталых школьников. Они редко сомневаются в правильности своих действий, не проверяют ответов, не замечают даже абсурдных ошибок,
Для успешного обучения детей с умственной отсталостью, учитель должен хорошо знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности eго поведения, определить его потенциальные возможности. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, т. е. обеспечить их всестороннее развитие.
Таким образом, при обучении детей с отставанием умственного развития необходимо учитывать, что учащиеся данной категории
Учитывая разные возможности учащихся в усвоении математических знаний, необходим индивидуальный подход к обучению,.
Поскольку одной из основных задач обучения детей с отставанием умственного развития является подготовка их к жизни, к овладению доступными им профессиями и к посильному участию в труде, необходимо большое место отводить привитию учащимся практических умений и навыков.
Учитывая
все вышеописанные особенности мыслительной
деятельности детей с отставанием умственного
развития, на начальном этапе обучения
математике таким детям необходим значительный
подготовительный (пропедевтический)
период. Задача подготовительного периода
— выявление количественных, пространственных,
временных представлений учащихся, представлений
о размерах, форме предметов, установление
потенциальных возможностей детей в усвоении
математических знаний и подготовка их
к усвоению систематического курса математики
и элементов наглядной геометрии, формирование
общеучебных умений и навыков. Продолжительность
пропедевтического периода определяется
индивидуальными особенностями учащихся,
их подготовленностью к школьным занятиям,
уровнем их математических представлений.
Информация о работе Генезис числа у детей с умственной отсталостью