Гендерное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:53, реферат

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать эффективность комплекса педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
-Определить содержание гендерного воспитания дошкольников
-Определить специфику гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
-Определить комплекс педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………
1.1 Принципы и содержание гендерного воспитания……………4
1.2 Методика гендерного воспитания дошкольников……………7
1.3 Учет особенностей дошкольников с нарушениями зрения в реализации процесса гендерного воспитания……………………………....9
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения………………………….………….12
2.2 Формирование гендерного опыта у дошкольников с нарушениями зрения………………………………………………………………...….......16
2.3 Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание дошкольников с нарушениями зрения……………..…………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

    -принцип доступности для полисенсорного восприятия предполагает, что предметно-развивающая среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от сохранных органов чувств

    -принцип развивающего характера  предполагает наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью взрослых

    -принцип ориентации на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных возможностей.

    -принцип погружения в систему социальных отношений. Организация среды обеспечивает  ребенку событийную общность, стимулирует его активное взаимодействие с окружающими его людьми.

    Многие ученые отмечают, что существует определенный дисбаланс между имеющимися в дошкольных учреждениях предметно-развивающими средами для девочек и для мальчиков. Предметно-развивающая среда для девочек имеет более приглядный, эстетичный вид, ее организация требует меньше места, чем  предметно-развивающая среда для мальчиков. Такая диспропорция не способствует становлению у мальчиков адекватной гендерной идентичности. Чтобы заложить в них основы мужского характера, необходимо организовать среду так, чтобы она размещалась на достаточном для мальчиков пространстве. По возможности она должна содержать в себе большое количество разнообразных предметов: игрушек, деталей, которые можно использовать не только по прямому назначению, но и в качестве предметов-заместителей.

    Развивающая среда для девочек  не нуждается  в излишнем пространстве. В ней  все должно быть четко структурировано. Заполнять ее необходимо предметами и игрушками, имеющими четкое, однозначное  предназначение.

    При организации предметно-пространственной среды в специальном дошкольном учреждении, следует опираться на возраст детей, а также на уровень их знаний и умений.

    Таким образом,  элементами  предметно-пространственной среды  в младшей и средней группах («Малыши» и «Почемучки» соответственно) могут выступать:

    1. «Гостиная»  - мини-среда светского этикета (диванчик, сервант со столовым и чайным сервизом, стол, красивый торшер, цветы на столе и стенках и т.д.), где дети с помощью воспитателя упражняются в правилах хорошего тона (как сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, передавать хлеб, посадить девочку за стол, вести беседу и т.д.)

    2. Мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (фрагмент кухонного блока, включающего шкаф с полочками и ящиками, содержащие посуду, игрушечную газовую плиту, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, фрагмент ванного блока, содержащего тазики для белья; мастерская по ремонту игрушек с материалом, предназначенным для ремонта кукол, запасными деталями игрушек, шкафчик с игрушечными образцами инструментов и т.д.)

    3. Уголок мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машинки, конструкторы, строительный материал, фуражки, пилотки, строительные каски т.д.), позволяющими мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли (военные, моряки, милиционеры, строители и т.д.)

    4. «Домашний очаг» - микропространство для девочек, представляющее модель домашнего уголка, в котором размещались куклы-мальчики, куклы – девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами, пуговицами и т.д., способствующие выполнению различных социальных ролей (кукла - мать, кукла-хозяйка, кукла-мастер и т.д.)

    5. Схемы действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола

    6. Уголок красоты, представляющий закрытое ширмой пространство, включающий зеркала, полочки с расческами, одежными щетками, заколками, бантиками и т.д., позволяющий ребенку навести порядок во внешнем виде

    7. Карточки - символы: добра, красоты, честности, смелости, силы и т.д., которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки

    Элементами  предметно-пространственной среды  в старшей группе («Фантазеры») могут выступать:

    1. Мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений

    2. Мини-среда светского этикета,  где сосредоточены костюмы, шляпки, галстуки, цветы, книги и т.д., обеспечивающие  возможность ребенку самостоятельно  проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета

    3. Атрибуты женских и мужских  профессий (портреты с изображением  людей разных специальностей, элементы  одежды, профессиональные принадлежности)

    4. Уголок «Мужской доблести», в  центре которого находится портрет рыцаря, а также рыцарские доспехи (шлем, кольчуга, щиты), современное военное обмундирование и оружие (фуражка, гимнастерка, фляга, пистолет, граната и т.д.)

    5. Уголок девочек, где сосредоточены  атрибуты для игр «Дочки-матери»,  «Парикмахерский салон», «Больница» и т.д.

    6. Художественная мини-галерея, в  которой размещены экспозиции  произведений живописи, графики,  отражающие образы мальчиков,  девочек, мужчин, женщин. Вся экспозиция  должна быть адаптирована для  детей с нарушение зрения

    7. Схемы-действия, отражающие культурные  эталоны поведения представителей  мужского и женского пола.

    Предметно-развивающая  среда – это система материальных объектов деятельности ребенка и  взаимоотношений с ними, функционально  моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда,  будет способствовать активному усвоению детьми гендерного опыта, что является одним из эффективных условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения.  
 
 
 

 

    Заключение 

    В отличие от традиционного подхода  в дошкольном образовании приоритетным становится свободное развитие личности ребенка, создание условий для  самоопределения  и самореализации в дальнейшей жизнедеятельности.  Дошкольное образование, непрерывно связанное с культурой общества, нуждается в корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания детей. Следует вспомнить, что под гендерным воспитанием понимается целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельностью дошкольника, заключающийся в  содействии накоплению социального опыта выполнения гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола.

    В заключение работы можно сделать  выводы о том, что:

    1) Содержание гендерного воспитания  направлено на удовлетворение потребности  ребенка познания себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении гендерным опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, своеобразия, гендерного самосовершенствовании, адаптации, саморегуляции. Основными содержательными компонентами являются: развитие представлений у детей о жизненном предназначении мужчины и женщины, о присущих им положительных  качествах и чертах личности, о мужском и женском достоинстве, о физиологических и психологических особенностях полов, привитие детям способов выполнения определенных половых ролей и свойственных им стереотипов социально одобряемого поведения, развитие у мальчиков и девочек относительно устойчивого образа «Я», обучение правилам и  культуре взаимоотношений между полами, заботе друг о друге.

    2) Организуя процесс гендерного  воспитания дошкольников с нарушениями зрения педагогу следует учитывать специфику развития детей. Педагог должен всячески стимулировать и подталкивать ребенка к открытию новых знаний в сфере гендерного самопознания и развития, помогать находить способы обследования предметов, научить слушать, оценивать те впечатления, которые они получают извне в процессе создания ситуаций выполнения определенных гендерных ролей, а так же должен опираться на жизненный опыт детей, а лишь потом подкреплять его нужными умениями и навыками в данной сфере.

    3)   Основы гендерного воспитания  закладываются в дошкольном возрасте. Между различными влияниями и средами, на фоне которых осуществляется гендерное развитие детей дошкольного возраста нет четких границ – все они, так или иначе взаимосвязаны и обладают своим воспитательным потенциалом.  Эффективность процесса   гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения обеспечивается   комплексом педагогических условий, к которым относятся:

    -просвещение   родителей в вопросах гендерного  воспитания

    -создание  ситуаций выполнения гендерных  ролей детьми

    -организация  предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста.

    Ключевыми  понятиями  здесь являются «комплекс  условий», так как ни одно из этих условий  не будет эффективным  без подкрепления остальных условий  воспитания.  Взаимодействие образовательного учреждения и семьи есть основной и активный субъект  социума, в котором формируется личность.

 

    Библиографический список 

    1. Пятница Т.В. Развивающая среда  дошкольного учреждения / Т.В. Пятница. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2009

    2. С.М. Гунич Дочки-матери или Азы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста/ С.М. Гунич. – Мозырь: Белый Ветер, 2009

    3. Алехнович Е.Ч. Полоролевое воспитание  детей в условиях дошкольного  учреждения / Е.Ч. Алехнович. – Минск: МОИРО, 2010

    4. Воспитание  и обучение слепого дошкольника / Акад. пед. наук СССР. – Москва: Просвещение, 1967

    5. Татаринцева Н.Е. Полоролевое   воспитание дошкольников в условиях  ДОУ / Н.Е. Татаринцева. – 2-е изд. – Москва: Центр педагогического образования, 2008

    6. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения/ М.И. Земцова. – Москва: Просвещение, 1973

    7. Феоктистова В.А.  Воспитание слепых  детей дошкольного возраста в  семье / В.А. Феоктистова {и др.}.  – Москва: РГПУ, 1993

    8. Башкирова И.Л.  Взаимодействие  педагога и семьи ребенка с нарушениями зрения / И.Л. Башкирова.  -  Минск: БГПУ, 2009

    9. Чечет В.В.  Семья и учреждения, обеспечивающее дошкольное образование:  взаимодействие в интересах ребенка  / В.В. Чечет, Т.М. Коростелева. – Минск, 2004

    10. Гендерное воспитание дошкольников / Управление образования Гродненского облисполкома, Учреждение образования «Гродненский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования». – Гродно: Гродненский ГОИПК и ПРР и СО, 2005

    11. Организация предметно - развивающей среды дошкольника / Учреждение образования «Гродненский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования». – Гродно: Гродненский ГОИПК и ПРР и СО, 2002

    12. Радзивилова М.А.  Воспитание дошкольников  в процессе полоролевой социализации: автореф. дис… канд. пед. наук : 15.05. 2001 / М.А. Радзивилова; Томск. гос.ун-т. – Томск, 2002

    13. Евтушенко И.Н. Гендерное воспитание  детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис… канд. пед. наук : 19.12.2007 / И.Н. Евтушенко; Челяб. гос. ун-т. – Челябинск, 2008

    14. Берн Ш.М. Гендерная психология  / Шон Берн.  – 2-е междунар. изд. – СПб.: Прайм-Еврознак : НеваМ. : Олма-пресс, 2002

    15. Пралеска : праграма дашкольнай адукацыi / Л.А. Панько {i iнш.}. – Мiнск : НIА; Аверсэв, 2007

    16. Организация образовательной среды  для детей с ОПФР в условиях  интегрированного обучения: учеб.-метод.  пособие/ С.Е. Гайдукевич (и др.); под общ. ред.С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. – Минск : БГПУ, 2006.

Информация о работе Гендерное воспитание