Гендерное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:53, реферат

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать эффективность комплекса педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
-Определить содержание гендерного воспитания дошкольников
-Определить специфику гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
-Определить комплекс педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………
1.1 Принципы и содержание гендерного воспитания……………4
1.2 Методика гендерного воспитания дошкольников……………7
1.3 Учет особенностей дошкольников с нарушениями зрения в реализации процесса гендерного воспитания……………………………....9
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения………………………….………….12
2.2 Формирование гендерного опыта у дошкольников с нарушениями зрения………………………………………………………………...….......16
2.3 Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание дошкольников с нарушениями зрения……………..…………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 165.50 Кб (Скачать)
 

оглавление

                                                                                                                      Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2  

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………… 

            1.1 Принципы и содержание гендерного воспитания……………4

            1.2 Методика гендерного воспитания дошкольников……………7

            1.3 Учет особенностей дошкольников с нарушениями зрения в реализации  процесса гендерного воспитания……………………………....9 

ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 

           2.1 Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения………………………….………….12

           2.2 Формирование гендерного опыта у дошкольников с нарушениями зрения………………………………………………………………...….......16

           2.3 Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание дошкольников с нарушениями зрения……………..…………………………………………………………..20 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность исследования. В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества 20-21 веков в сфере гендерной проблематики наблюдается общая тенденция к трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентировок которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.  Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах  нашего общества и образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов  к воспитанию  дошкольников с нарушениями зрения, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определённого пола.

    Развитие  ребёнка с  первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного  воспитания, но и в результате стихийных  воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдателей, поэтому учёт непреднамеренных  воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности  создает реальные предпосылки для полноценного развития  девочек и мальчиков  в соответствии с их гендерными, индивидуальными особенностями, социальными условиями, т.е. для эффективного воспитания дошкольников, способствующего упорядочению  процесса гендерной социализации.

    Актуальность  исследования обусловлена значимостью  особенностей развития девочек  и  мальчиков с нарушениями зрения дошкольного возраста, как представителей определённого пола, необходимостью осуществления дифференцированного подхода к детям. Выявление особенностей гендерного воспитания детей дошкольного возраста и определение роли в этом процессе дошкольного учреждения  и семьи, является актуальной проблемой.

    Дошкольное  образовательное учреждение как  социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности  и мужественности, способствовать формированию стереотипов самовосприятия и самооценки личности дошкольника по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности воспитанников в выборе дальнейшего жизненного самоопределения. Это связано с отсутствием пособий, дидактического материала, методических рекомендаций как для гендерного воспитания детей дошкольного возраста, так и для совершенствования профессиональной деятельности педагогов и родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольников с нарушениями зрения.

    Предпринимаемые попытки воспитания мальчиков и  девочек в дошкольных учреждениях  недостаточно эффективны, т.к. накопленный  ценный опыт гендерного воспитания игнорируется, упрощается или не учитывает реалий жизни, современный социальный контекст; дошкольникам не даются представления о вариативности гендерного поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами гендерной саморегуляции.

    Цель  исследования –  теоретически обосновать эффективность комплекса педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения.

    Задачи  исследования:

    -Определить содержание  гендерного воспитания дошкольников

    -Определить  специфику гендерного воспитания  дошкольников с нарушениями зрения

        -Определить  комплекс  педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения

    Объект  исследования –  процесс гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения

    Предмет исследования – педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения

    Методы  исследования: изучение научной литературы, теоретический анализ.

 

    ГЛАВА 1

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ  ЗРЕНИЯ 

    1.1. Принципы и содержание  гендерного воспитания 

    В современной научной и методической психолого-педагогической литературе наряду с термином «пол» стало  активно использоваться понятие «гендер».

    Термин  «пол» трактуется как характеристика человека, определяющая его биологические, анатомо-физиологические признаки, в соответствии с которыми он может быть идентифицирован как мужчина или женщина. Однако только лишь принадлежностью к мужскому или женскому полу нельзя объяснить некоторые психологические особенности субъекта, специфику общения его с другими людьми. Человек является носителем определенных социальных стереотипов и установок, кроме этого, он является также и представителем определенного этноса, носителем целого ряда культурных традиций и ценностей. Все особенности, которые характеризуют человека в контексте его социальной жизни и определяются учеными как «гендер» (англ. gender, от лат. genus «род»).

    Осознание человеком своей половой принадлежности со стремлением соответствовать  представлениям, которые в обществе  соотносятся с данным полом, определяется как гендерная социализация.

    Проблемы гендерного воспитания затрагивались многими учеными. Исследования в данной сфере показали, что именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для интенсивного протекания гендерной дифференциации  и идентификации, становления гендерного поведения  и формирования маскулинных и феминных качеств.

    Под гендерным воспитанием понимается целенаправленный процесс педагогического  сопровождения жизнедеятельностью дошкольника, заключающийся в содействии накоплению социального опыта выполнения гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных целей.

    Гендерное воспитание предполагает целенаправленную педагогическую деятельность в ходе жизни ребёнка, его общего развития, воспитания, взаимоотношений со взрослыми и детьми, как своего, так и противоположного пола. Отношения, направленные на формирование гендерной культуры, позволяют внести качественные изменения в личность, индивидуальность девочки, мальчика, девушки, молодого человека, мужчины и женщины.

    Проведение гендерного воспитания в дошкольном учреждении обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.

    Основными принципами, которые являются  исходными условиями и закономерностями процесса гендерного воспитания, выступили:

    1. принцип научности, предполагающий отражение в содержании гендерного воспитания основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения
    2. принцип доступности, обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых особенностей личностного развития детей дошкольного возраста
    3. принцип непрерывности: гендерное воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте  и каждый этап которого является базой для последующего этапа
    4. принцип культуросообразности, предполагающий ориентацию на мир образцов общества, традиции народа, культурный уровень конкретного ребёнка, формирование культуры взаимоотношений полов, гендерной культуры
    5. принцип понятности, ясности и правдивости: правдивые сведения и желательные образцы должны соответствовать этапу формирования ребёнка, его мировосприятию
    6. принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания  гендерной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом и т.д.) и его реализацию в различных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, экспериментальной  и т.д.)
    7. принцип единого подхода родителей, педагогов и психологов: общность взглядов на необходимость гендерного   воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей.

    Содержание  гендерного воспитания  направлено на удовлетворение потребности  ребенка  познания себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении гендерным опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, своеобразия, гендерного самосовершенствовании, адаптации, саморегуляции. Соответственно этому содержание гендерного воспитания включает следующие базовые компоненты:

    Ценностный (мировоззренческий) компонент имеет своей целью введение дошкольников в мир ценностей и оказание помощи в выборе  личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов:

    -культурно-познавательные ценности заключены в познании ребёнком  мира культуры, ее общечеловеческой ценности, общности и специфичности эталонных способов поведения и общения, отраженных в художественных образах и исторических фактах, освоении гуманистических традиций воспитания мальчиков и девочек, созданных народом, возрождении и воспроизводстве их в различных ситуациях жизнедеятельности;

    -гуманистические ценности, выраженные в идеалах добра, красоты, любви, милосердия, терпимости, способствуют реализации ребёнком своих нравственно-этических потребностей, выражению своих интересов, принятию интересов других, проявлению активности вне зависимости от пола, умению свободно выражать свою внутреннюю  позицию посредством оценок  и самооценок, приобретению собственного опыта самовыражения и гендерной идентификации

    -гендерные ценности представлены в содержании воспитательного процесса нормами, правилами, культурными эталонами женского и мужского поведения, а также способами, знаками, символами, регулирующими действия мальчика (девочки) в обществе. Приобретение в детском возрасте гендерных способов коммуникации и общения обеспечивает воспитание чувств сострадания, сопереживания, почитания, благородства, рождающих нравственно-этическую гармонию в социальном взаимодействии.

    -эстетические ценности – обеспечивают формирование у ребенка способности воспринимать, переживать и оценивать мир чувств  человека  своего  и противоположного пола посредством произведений культуры

    Познавательный компонент содержания обеспечивает дошкольников научными знаниями о человеке, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях гендерного воспитания.

Информация о работе Гендерное воспитание