Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:53, реферат
Цель исследования – теоретически обосновать эффективность комплекса педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
-Определить содержание гендерного воспитания дошкольников
-Определить специфику гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
-Определить комплекс педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………
1.1 Принципы и содержание гендерного воспитания……………4
1.2 Методика гендерного воспитания дошкольников……………7
1.3 Учет особенностей дошкольников с нарушениями зрения в реализации процесса гендерного воспитания……………………………....9
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения………………………….………….12
2.2 Формирование гендерного опыта у дошкольников с нарушениями зрения………………………………………………………………...….......16
2.3 Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание дошкольников с нарушениями зрения……………..…………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…27
оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………
1.1 Принципы и содержание гендерного воспитания……………4
1.2 Методика гендерного воспитания дошкольников……………7
1.3 Учет особенностей дошкольников с нарушениями
зрения в реализации процесса гендерного
воспитания……………………………....9
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения………………………….………….12
2.2 Формирование гендерного опыта у дошкольников
с нарушениями зрения………………………………………………………………
2.3 Организация предметно-развивающей
среды, ориентированной на гендерное самопознание
дошкольников с нарушениями зрения……………..……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК…………………………………….…27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества 20-21 веков в сфере гендерной проблематики наблюдается общая тенденция к трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентировок которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников с нарушениями зрения, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определённого пола.
Развитие ребёнка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдателей, поэтому учёт непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создает реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их гендерными, индивидуальными особенностями, социальными условиями, т.е. для эффективного воспитания дошкольников, способствующего упорядочению процесса гендерной социализации.
Актуальность исследования обусловлена значимостью особенностей развития девочек и мальчиков с нарушениями зрения дошкольного возраста, как представителей определённого пола, необходимостью осуществления дифференцированного подхода к детям. Выявление особенностей гендерного воспитания детей дошкольного возраста и определение роли в этом процессе дошкольного учреждения и семьи, является актуальной проблемой.
Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию стереотипов самовосприятия и самооценки личности дошкольника по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности воспитанников в выборе дальнейшего жизненного самоопределения. Это связано с отсутствием пособий, дидактического материала, методических рекомендаций как для гендерного воспитания детей дошкольного возраста, так и для совершенствования профессиональной деятельности педагогов и родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольников с нарушениями зрения.
Предпринимаемые попытки воспитания мальчиков и девочек в дошкольных учреждениях недостаточно эффективны, т.к. накопленный ценный опыт гендерного воспитания игнорируется, упрощается или не учитывает реалий жизни, современный социальный контекст; дошкольникам не даются представления о вариативности гендерного поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами гендерной саморегуляции.
Цель исследования – теоретически обосновать эффективность комплекса педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
-Определить содержание гендерного воспитания дошкольников
-Определить
специфику гендерного
-Определить комплекс педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
Объект исследования – процесс гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
Предмет исследования – педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
Методы исследования: изучение научной литературы, теоретический анализ.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ
1.1.
Принципы и содержание
гендерного воспитания
В
современной научной и
Термин «пол» трактуется как характеристика человека, определяющая его биологические, анатомо-физиологические признаки, в соответствии с которыми он может быть идентифицирован как мужчина или женщина. Однако только лишь принадлежностью к мужскому или женскому полу нельзя объяснить некоторые психологические особенности субъекта, специфику общения его с другими людьми. Человек является носителем определенных социальных стереотипов и установок, кроме этого, он является также и представителем определенного этноса, носителем целого ряда культурных традиций и ценностей. Все особенности, которые характеризуют человека в контексте его социальной жизни и определяются учеными как «гендер» (англ. gender, от лат. genus «род»).
Осознание
человеком своей половой
Проблемы гендерного воспитания затрагивались многими учеными. Исследования в данной сфере показали, что именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для интенсивного протекания гендерной дифференциации и идентификации, становления гендерного поведения и формирования маскулинных и феминных качеств.
Под
гендерным воспитанием
Гендерное воспитание предполагает целенаправленную педагогическую деятельность в ходе жизни ребёнка, его общего развития, воспитания, взаимоотношений со взрослыми и детьми, как своего, так и противоположного пола. Отношения, направленные на формирование гендерной культуры, позволяют внести качественные изменения в личность, индивидуальность девочки, мальчика, девушки, молодого человека, мужчины и женщины.
Проведение гендерного воспитания в дошкольном учреждении обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.
Основными принципами, которые являются исходными условиями и закономерностями процесса гендерного воспитания, выступили:
Содержание гендерного воспитания направлено на удовлетворение потребности ребенка познания себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении гендерным опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, своеобразия, гендерного самосовершенствовании, адаптации, саморегуляции. Соответственно этому содержание гендерного воспитания включает следующие базовые компоненты:
Ценностный (мировоззренческий) компонент имеет своей целью введение дошкольников в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов:
-культурно-познавательные ценности заключены в познании ребёнком мира культуры, ее общечеловеческой ценности, общности и специфичности эталонных способов поведения и общения, отраженных в художественных образах и исторических фактах, освоении гуманистических традиций воспитания мальчиков и девочек, созданных народом, возрождении и воспроизводстве их в различных ситуациях жизнедеятельности;
-гуманистические ценности, выраженные в идеалах добра, красоты, любви, милосердия, терпимости, способствуют реализации ребёнком своих нравственно-этических потребностей, выражению своих интересов, принятию интересов других, проявлению активности вне зависимости от пола, умению свободно выражать свою внутреннюю позицию посредством оценок и самооценок, приобретению собственного опыта самовыражения и гендерной идентификации
-гендерные ценности представлены в содержании воспитательного процесса нормами, правилами, культурными эталонами женского и мужского поведения, а также способами, знаками, символами, регулирующими действия мальчика (девочки) в обществе. Приобретение в детском возрасте гендерных способов коммуникации и общения обеспечивает воспитание чувств сострадания, сопереживания, почитания, благородства, рождающих нравственно-этическую гармонию в социальном взаимодействии.
-эстетические ценности – обеспечивают формирование у ребенка способности воспринимать, переживать и оценивать мир чувств человека своего и противоположного пола посредством произведений культуры
Познавательный компонент содержания обеспечивает дошкольников научными знаниями о человеке, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях гендерного воспитания.