Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:53, реферат
Цель исследования – теоретически обосновать эффективность комплекса педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
-Определить содержание гендерного воспитания дошкольников
-Определить специфику гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
-Определить комплекс педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………
1.1 Принципы и содержание гендерного воспитания……………4
1.2 Методика гендерного воспитания дошкольников……………7
1.3 Учет особенностей дошкольников с нарушениями зрения в реализации процесса гендерного воспитания……………………………....9
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения………………………….………….12
2.2 Формирование гендерного опыта у дошкольников с нарушениями зрения………………………………………………………………...….......16
2.3 Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание дошкольников с нарушениями зрения……………..…………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…27
ГЛАВА 2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ГЕНДЕРНОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1.
Просвещение родителей
в вопросах гендерного
воспитания
В настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориетированную модель взаимодействия с ребенком, признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, образовательный процесс в дошкольном учреждении не может строиться без учета этого фактора. В Концепции дошкольного образования отмечается, что одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования является усовершенствование работы с семьей, а именно включение родителей в воспитательно-образовательный процесс в качестве наблюдателей, добровольных помощников, сотрудников, а также организация разных форм содействия семье в формировании личности ребенка.
Семья является тем социальным институтом, в котором с момента рождения осуществляется воспитание ребенка, его социализация.
Особенностью семейного воспитания является наиболее близкий эмоциональный контакт детей с родителями — самыми дорогими для них людьми. Любящие родные и близкие могут лучше и больше знать о своем ребенке, видеть, что он может и что еще нет, ведь каждый ребенок индивидуален в своем развитии, в своем облике, поведении и в своих особенностях.
Появление в семье ребенка с глубокими нарушениями зрения и, особенно с тотальной слепотой создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Возникает ряд проблем, связанных с отношениями к нему самих родителей и их окружения. Любовь дает возможность родителям преодолеть свои стрессовые состояния и начать осуществлять планомерное воспитание своего ребенка, решать задачи формирования активной и целеустремленной личности, способной принимать и осуществлять требования родителей и окружающего общества, способствующие развитию в ребенке самостоятельно ориентирующегося в жизни человека.
Зачастую слепые и слабовидящие дети оказываются в неблагоприятных семейных условиях (неполная семья, неблагополучная семья). После постановки диагноза многие родители испытывают состояние шока, растерянности и беспомощности, поскольку не знают, как можно воспитывать такого ребенка. В этот момент важно поддержать родителей и предложить им квалифицированную педагогическую и психологическую помощь. Отсутствие такой своевременной помощи родителям может привести к аномальным формам воспитания: гиперопека, гипоопека или одностороннее развитие ребенка.
Гиперопека – это усиленная опека, когда родители все делают за ребенка и не дают ему свободы действий. Чаще это наблюдается в однодетных семьях или в семьях с поздним ребенком. Последствием гиперопеки является своего рода болезненное состояние, когда ребенок не владеет навыками коммуникации, не самостоятелен, ему трудно найти общий язык в коллективе и он слишком высокого мнения о себе.
Гипоопека – это недостаточное внимание к ребенку, предоставление ребенка самому себе, негативное отношение к ребенку, его игнорирование, изоляция ребенка от окружающего мира и т. п. Гипоопека часто приводит к навязчивым движениям у детей: ребенок качает головой или, стоя, раскачивается из стороны в сторону, кружится, подпрыгивает с ноги на ногу, машет руками, машет рукой перед глазами или надавливает на глаза. Навязчивые движения так укореняются в обычное поведение, что с ними становится трудно бороться.
Одностороннее развитие ребенка означает, что уделяется внимание только какой-либо одной его способности (хорошо поет, читает стихи), что может привести к задержке психического развития ребенка и, в дальнейшем, к отставанию ребенка в освоении школьной программы.
Поэтому педагогу важно в первую очередь помочь родителям сформировать адекватное отношение к своему ребенку, осознать свою значимость для ребенка, помочь преодолеть психологические и эмоциональные трудности, и только после этого направлять их в нужном направлении в вопросе гендерного воспитания.
Комплексное осуществление гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения возможно только при условии тесного сотрудничества детского сада и семьи. Именно в семье закладываются основы гендерной идентичности. Семья – это первый социальный мир, в который вступает ребенок. Учеными доказано, что становление гендера ребенка происходит по типу отождествления с родителями своего пола и подражания ему. Семья закладывает основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка, воспитывает его чувства и эмоциональную культуру. Полноценное нравственное воспитание невозможно вне гендерного воспитания. Именно родители в первую очередь ответственны за правильность этого воспитания.
Организация
жизни незрячего и
В этой воспитательной работе значительная роль принадлежит знанию родителями и воспитателями специфических приемов и средств работы со слепыми и слабовидящими детьми, создающих у ребенка ощущение любви, комфорта и, что очень важно, чувство безопасности.
Как было сказано ранее, наиболее значимым в развитии, обучении и воспитании ребёнка с нарушениями зрения является период дошкольного детства. В это время он полностью зависит от семьи, процессов, происходящих в ней, условий жизни. Адекватное отношение семьи к ребенку, правильно организованная жизнедеятельность дошкольника в семье будет способствовать формированию адекватной полу модели поведения, обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов.
Двухлетние дети с сохранным зрением способны различать свой пол и пол других людей, они выбирают гендерно типичные игрушки и игры и предпочитают общаться с детьми одного с ними пола. При этом зачастую большинство дошкольников еще не осознает, что характеристики, соотносимые с одним из полов (выбор занятий, игрушек, игр, прически и одежды) не всегда предопределяют биологический пол человека. Зачастую дети испытывают определенные трудности с пониманием того, что различия между мужчинами и женщинами коренятся в особенностях их физиологии и воспитания при возможном множестве других сходств. В пять лет дети начинают более гибко оценивать людей и понимают, что качества, ассоциируемые с представителями разных полов, скорее возможные, нежели обязательные. В 6-7 лет дети достигают гендерной константности: ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчиной и женщиной, у него проявляется повышенное внимание к гендерным моделям поведения, особенно представителей собственного пола, в первую очередь родителей. Так, мужчины воспринимаются как доминирующие, агрессивные, независимые и стремящиеся к соревновательности; женщины — как нежные, сочувствующие, готовые помочь и обладающие хорошими манерами, причем в целом оценка женского пола более позитивная.
Дошкольники с нарушениями зрения также проходят эти этапа гендерной социализации и самопознания, однако данные этапы несколько растянуты во времени.
В рамках гендерного воспитания проводиться работа по формированию у родителей компетентности в вопросах воспитания дошкольников с нарушениями зрения. Такая работа, как и просвещение в вопросах гендерного воспитания, должна носить систематический и целенаправленный характер.
Формирование у родителей компетентности в вопросах воспитания дошкольников с нарушениями зрения включает в себя:
Для повышения уровня гендерного воспитания дошкольное учреждение реализует некоторые формы просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания.
1)
Родительский университет.
2) Лекции - форма, подробно раскрывающая сущность гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций.
3)Тематические
родительские собрания с
4) Индивидуальные тематические консультации. Обмен информацией, дающей реальное представление об уровне гендерного развития ребенка, а также дающие ту информацию, которой родители владеют не в полной мере. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут родителям в сфере гендерной социализации их детей. Формы проведения консультаций различны (сообщение специалиста, обсуждение проблем, возникающих при воспитании ребенка с нарушением зрения).
5) Психологическое консультирование родителей. Эта работа проводится для родителей, которые еще не совсем пережили рождение ребенка с особенностями психофизического развития.
6)Родительские чтения. Форма просвещения родителей, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать соответствующую литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. С помощью специалистов, подбираются книги, в которых можно найти полную информацию о поставленном вопросе гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения. Родители знакомятся с рекомендованными книгами, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
7)Родительские вечера. Форма просвещения, которая сплачивает родительский коллектив. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными, но основой для них должна стать тема эффективного гендерного воспитания детей с нарушениями зрения. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Помимо этих форм просвещения, важное место должна занимать работа по организации досуга детей дома. Периодически в родительском уголке помещаются методические материалы, образцы игр для детей с разной степенью нарушения зрения в будние и выходные дни.
Для укрепления взаимопонимания между родителями и детьми проводится комплексная работа с семьями дошкольников, имеющих нарушения зрения. Рекомендуется организовывать спортландии. Подобные мероприятия носят спортивный, соревновательный характер и как нельзя лучше способствуют налаживанию и укреплению контактов между детьми и взрослыми. Дети, как правило, гордятся своими родителями, их несомненными достоинствами. У детей появляется стремление подражать взрослым, вырасти и стать такими, как мама или папа.
Большое распространение в данной работе получили следующие направления – организация семейных досугов, совместные походы в театр, цирк.
Комплекс
проведенных мер положительно отразится
на повышении уровня знаний о взаимоотношении
полов, дружбе, семье у детей, родителей.
Работа с семьей как одно из
направлений гендерного воспитания
дошкольников с нарушениями зрения, значительно
повышает эффективность гендерного
воспитания, проводимого с дошкольниками.