Гендерное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:53, реферат

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать эффективность комплекса педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
-Определить содержание гендерного воспитания дошкольников
-Определить специфику гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
-Определить комплекс педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………
1.1 Принципы и содержание гендерного воспитания……………4
1.2 Методика гендерного воспитания дошкольников……………7
1.3 Учет особенностей дошкольников с нарушениями зрения в реализации процесса гендерного воспитания……………………………....9
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения………………………….………….12
2.2 Формирование гендерного опыта у дошкольников с нарушениями зрения………………………………………………………………...….......16
2.3 Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание дошкольников с нарушениями зрения……………..…………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

    Поведенческий компонент  способствует формированию разнообразного гендерного репертуара, развитию у дошкольников способов мужского (женского) поведения, деятельности, становлению чистосердечных и взаимодоверительных отношений между полами, формированию умений и навыков, необходимых для самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского)  своеобразия: забота о женском (мужском) здоровье, общение с родителями и друзьями своего и противоположного пола, преодоление конфликтных ситуаций с учетом интересов людей своего и противоположного пола, овладение опытом мужского  (женского) поведения в хозяйственно-бытовой и игровой деятельности, экскурсии и путешествия и т.д.

    Личностный  компонент  обеспечивает познание образа «Я» мальчика (девочки), развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самооценки, самосовершенствования женской (мужской) индивидуальности, нравственного самоопределения, формирует личностную позицию мальчика (девочки), способствует нравственно оправданному выбору линии поведения, поступков и принятию ответственности за свой выбор. 
 
 

1.2. Методика гендерного воспитания дошкольников 

    Период  дошкольного детства является одним  из определяющих для формирования адекватной гендерной идентичности ребенка. Поэтому задача педагога дошкольного учреждения – создать условия и содействовать удовлетворению потребности ребенка в познании себя и окружающих взрослых и сверстников как представителей определенного пола, в овладении гендерным опытом, ценностями, смыслами и способами гендерного поведения, в гендерном самосовершенствовании, адаптации и саморегуляции.

    Педагогическое сопровождение в области формирования отношений между полами начинается с раннего детства. Содержательными компонентами педагогического сопровождения являются:

    -развитие  представлений у детей о жизненном  предназначении мужчины и женщины,  о присущих им положительных  качествах и чертах личности, о мужском и женском достоинстве, о физиологических и психологических особенностях полов и т.д.

    -привитие  детям способов выполнения определенных  половых ролей и свойственных  им стереотипов социально одобряемого поведения

    -развитие  у мальчиков и девочек относительно  устойчивого образа «Я», то  есть целостного представления  о самом себе, о своей принадлежности  к определенному полу, о способах  самореализации в системе половой  идентификации, что и позволит  адекватно принимать,  оценивать себя, с уважением относится к себе и к представителям противоположного пола

    -обучение  правилам и  культуре взаимоотношений  между полами, заботе друг о  друге

    -помощь  растущей личности в освоении  новых социальных ролей и социальной позиции. Это позволит формировать гендерное равенство, умение быть внимательным к окружающим, считаться с половой принадлежностью и гендерными различиями и тем самым способствовать внедрению современных общественных ценностей и норм в систему взаимоотношений между мужчинами и женщинами.

    На  пути к достижению гендерной социализации в дошкольном детстве ребенок  проходит ряд этапов. Основываясь  на программу дошкольного образования  «Пралеска», остановимся на краткой  характеристике этапов:

    «Малыши»  (2-3 года)

    В этом возрасте ребенок приобретает  первоначальные знания о себе и об окружающем мире, знакомится со строением  человеческого тела, узнает, что  взрослые люди делятся на мужчин и  женщин, а дети – на мальчиков  и девочек. Ребенок определяет свою собственную половую принадлежность. Он начинает проявлять внимание к различным частям своего тела. Однако его знания о половых различиях еще не устойчивы, нередко, определяя пол людей ребенок опирается только на внешние данные, и в случае, если внешность человека в чем-то нетипична, ошибается. Можно обратить внимание также и на то, что дети в этом возрасте допускают и обратимость половой принадлежности, не выделяют существенных, определяющих пол человека признаков.

    Отметим также внимание и  на  особенности  речи ребенка данного возраста. К трем годам он практически не ошибается, используя в своей речи глаголы разного рода, а также личные местоимения.

    «Почемучки» (4-5 лет)

    В этом возрасте у ребенка начинает формироваться гендерная константность. Определение своей половой роли становится более четким.  В ряде случаев к 4-5 годам дети могут объяснить признаки собственной половой принадлежности. И, кроме того, они уже четко осознают, что принадлежность к своему полу сохраняется у них независимо от внешних обстоятельств или желаний.

    Все более начинают просматриваться  предпочтения в выборе игр, а также  в целом различных видов деятельности. Распределяя роли в игре с опорой на пол сверстников, дети становятся более постоянными при выборе партнеров для игр: более четко  осознают социальные роли мужчины и  женщины (прежде всего родителей).

    У детей уже сформированы не только элементарные представления о правилах гендерного поведения, но и наблюдается  ориентация на соблюдение данных правил в разных видах деятельности.

    «Фантазеры» (6-7 лет)

    В старшем дошкольном возрасте  дети четко и безошибочно определяют как собственную половую принадлежность, так и принадлежность других людей. Кроме того, они могут обосновать правильность своего ответа. Дети четко  разделяют функциональные особенности мужчин и женщин. В их поведении наблюдается стремление следовать эталонам  мужского  и женского поведения: мальчики всегда  уступают место девочкам,  мальчики защищают слабых, девочки проявляют заботу о малышах и близких, стараются быть нежными и аккуратными.  Можно  отметить также показательное для данного возраста и характерное для детей  с высоким уровнем гендерной идентификации проявление гордости за свой пол.

    Детям данного возраста свойственно также  и перспективное планирование своих  будущих поступков.

    «Фантазерам»  характерна также и четкая избирательность  при выборе партнеров для совместных игр. Как правило, дети предпочитают товарищей своего пола. Помимо этого  возрастает также и устойчивость их взаимоотношений.

    Исходя  из специфики каждого периода  дошкольного детства и содержательного компонента, можно определить задачи гендерного воспитания для каждой возрастной группы:

    Группа  «Малыши»

  1. формирование половой дифференцированности, в результате которой появляется новообразование: способность дифференцировать себя от представителей другого пола, внешнее усвоение моделей мужского (женского) гендерного поведения, внешних форм взаимоотношений полов посредством неосознанного копирования
 

    Группа  «Почемучки» 

  1. формирование половой идентичности, характеризующееся новообразованием: способностью  идентифицировать себя с представителями своего пола, первичная самооценка себя как представителя своего пола
 

    Группа  «Фантазеры»

  1. развитие различных сфер мужской (женской) индивидуальности, способствующее новообразованию: осознанию собственного «Я» мальчика  (девочки), первичному осознанию своих переживаний, развитию способности противостоять негативным явлениям гендерной социализации дошкольников

    Реализация  данных задач  в условиях дошкольного  учреждения приведет к накоплению знаний,  опыта,  в сфере гендерной социализации детей, что позволит нам более эффективно влиять на процесс гендерного воспитания дошкольников.  
 
 

     

1.3. Учет особенностей дошкольников с нарушениями зрения в реализации процесса гендерного воспитания 

    Ребенок  с нарушениями зрения развивается  немного иначе, чем зрячий. Дошкольник не может самостоятельно овладеть всеми  необходимыми ему знаниями об окружающем мире.  Развитие незрячих дошкольников подчинено общим закономерностям  развитию нормальных детей. Однако при отсутствии зрения возникают значительные особенности в способах восприятия, в ориентировке в пространстве, в формировании предметных и пространственных представлений, некоторое своеобразие в развитии движений. Поэтому при реализации процесса  гендерного воспитания, как одной из сторон всестороннего развития личности дошкольника, следует опираться на эти особенности и учитывать их при организации какой-либо деятельности в сфере этого направления воспитания.

      Гендерная социализация ребенка  формируется в повседневных отношениях  и сложностях жизни, в которых ребенку требуется разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Работа по гендерному воспитанию дошкольников с нарушениями зрения осложняется тем, что, во-первых, они ограничены по сравнению  с нормально видящими  в самостоятельном приобретении опыта взаимодействия,  а во-вторых, педагогу приходится преодолевать негативные последствия отношения к своему дефекту детей и активно заниматься коррекцией личности дошкольников, побуждая их к поступкам, соответствующим их полу, учить управлять своим поведением в соответствии с усвоенными ими нормами поведения. 

    В развитии слепого дошкольника можно  отметить три характерные особенности.

    Первая  заключается в некотором общем  отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием нормально видящего. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Несколько замедленное общее развитие слепого ребенка обусловлено меньшим и бедным запасом образных представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира. Овладение дошкольниками гендерным опытом предполагает активность самого ребенка и  умение педагогов, родителей передать этот опыт в доступной для детей с нарушениями зрения форме. Активность ребенка с нарушениями зрения ниже активности его нормально видящего сверстника, кроме этого без специального обучения дошкольника ориентировке в малом и большом пространстве воспитание активности не будет действенным. Чтобы сформировать активного мобильного человека при дефиците у него зрения, воспитателю самому необходимо знать специальные приемы ориентировки, уметь научить этим приемам детей, создавать ситуации, в которых дети овладевали бы ими и использовали в своей жизни.

    Процесс развития нормально видящего ребенка  неравномерен. В разные периоды жизни  детей темп их развития различен. Темп развития слепого ребенка также  неравномерен в различные периоды его жизни. Однако периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. Это – вторая особенность развития слепого дошкольника. Несовпадение развития зрячих и слепых детей связано с тем, что слепому приходится вырабатывать свои способы познания предметного мира, не свойственные зрячим. До того времени, пока у слепого ребенка не выработают способы компенсации слепоты, способы познания окружающих предметов на суженной основе, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее. Поэтому перед воспитателями, реализующими процесс гендерного воспитания, встает задача помочь своим воспитанникам овладеть способами обследования предметов, научиться слушать и оценивать те впечатления, которые они получают извне.

    Третьей особенностью развития слепого ребенка  является диспропорциональность. Она  проявляется в том, что психические  процессы и качества личности, которые  менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие, которые напрямую связаны со зрением, медленнее (движения, овладение пространством). Диспропорциональность вызвана отсутствием приемов и способов компенсации, основанных на зрительной информации.

    На  эти особенности развития детей  дошкольного возраста и будет опираться воспитатель при построении  и реализации процесса гендерного воспитания.

    Как уже говорилось выше, педагогическое сопровождение в области формирования отношений между полами начинается с раннего детства. В воспитании дошкольников с нарушениями зрения  сохраняются те же содержательные компоненты, что  и у нормальновидящих дошкольников, однако, эти компоненты усваиваются немного иначе.

    Основываясь исключительно на принципы и содержание гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения невозможно достигнуть высокого  уровня гендерного воспитания  детей. Для процесса активного  усвоения гендерного опыта детьми необходимо создать вокруг них определенные условия, в которых усвоение этого опыта и новых знаний  в этой сфере происходило бы быстрее и эффективнее. Только комплекс определенных педагогических условий поможет нам ускорить и усовершенствовать процесс гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения.  
 
 

Информация о работе Гендерное воспитание