Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:53, реферат
Цель исследования – теоретически обосновать эффективность комплекса педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
-Определить содержание гендерного воспитания дошкольников
-Определить специфику гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
-Определить комплекс педагогических условий гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ……………………
1.1 Принципы и содержание гендерного воспитания……………4
1.2 Методика гендерного воспитания дошкольников……………7
1.3 Учет особенностей дошкольников с нарушениями зрения в реализации процесса гендерного воспитания……………………………....9
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения………………………….………….12
2.2 Формирование гендерного опыта у дошкольников с нарушениями зрения………………………………………………………………...….......16
2.3 Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание дошкольников с нарушениями зрения……………..…………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…27
Поведенческий компонент способствует формированию разнообразного гендерного репертуара, развитию у дошкольников способов мужского (женского) поведения, деятельности, становлению чистосердечных и взаимодоверительных отношений между полами, формированию умений и навыков, необходимых для самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия: забота о женском (мужском) здоровье, общение с родителями и друзьями своего и противоположного пола, преодоление конфликтных ситуаций с учетом интересов людей своего и противоположного пола, овладение опытом мужского (женского) поведения в хозяйственно-бытовой и игровой деятельности, экскурсии и путешествия и т.д.
Личностный
компонент обеспечивает познание
образа «Я» мальчика (девочки), развитие
рефлексивных способностей, овладение
способами саморегуляции, самооценки,
самосовершенствования женской (мужской)
индивидуальности, нравственного самоопределения,
формирует личностную позицию мальчика
(девочки), способствует нравственно оправданному
выбору линии поведения, поступков и принятию
ответственности за свой выбор.
1.2.
Методика гендерного
воспитания дошкольников
Период дошкольного детства является одним из определяющих для формирования адекватной гендерной идентичности ребенка. Поэтому задача педагога дошкольного учреждения – создать условия и содействовать удовлетворению потребности ребенка в познании себя и окружающих взрослых и сверстников как представителей определенного пола, в овладении гендерным опытом, ценностями, смыслами и способами гендерного поведения, в гендерном самосовершенствовании, адаптации и саморегуляции.
Педагогическое сопровождение в области формирования отношений между полами начинается с раннего детства. Содержательными компонентами педагогического сопровождения являются:
-развитие
представлений у детей о
-привитие
детям способов выполнения
-развитие
у мальчиков и девочек
-обучение
правилам и культуре
-помощь растущей личности в освоении новых социальных ролей и социальной позиции. Это позволит формировать гендерное равенство, умение быть внимательным к окружающим, считаться с половой принадлежностью и гендерными различиями и тем самым способствовать внедрению современных общественных ценностей и норм в систему взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
На
пути к достижению гендерной социализации
в дошкольном детстве ребенок
проходит ряд этапов. Основываясь
на программу дошкольного
«Малыши» (2-3 года)
В этом возрасте ребенок приобретает первоначальные знания о себе и об окружающем мире, знакомится со строением человеческого тела, узнает, что взрослые люди делятся на мужчин и женщин, а дети – на мальчиков и девочек. Ребенок определяет свою собственную половую принадлежность. Он начинает проявлять внимание к различным частям своего тела. Однако его знания о половых различиях еще не устойчивы, нередко, определяя пол людей ребенок опирается только на внешние данные, и в случае, если внешность человека в чем-то нетипична, ошибается. Можно обратить внимание также и на то, что дети в этом возрасте допускают и обратимость половой принадлежности, не выделяют существенных, определяющих пол человека признаков.
Отметим также внимание и на особенности речи ребенка данного возраста. К трем годам он практически не ошибается, используя в своей речи глаголы разного рода, а также личные местоимения.
«Почемучки» (4-5 лет)
В
этом возрасте у ребенка начинает
формироваться гендерная
Все
более начинают просматриваться
предпочтения в выборе игр, а также
в целом различных видов
У детей уже сформированы не только элементарные представления о правилах гендерного поведения, но и наблюдается ориентация на соблюдение данных правил в разных видах деятельности.
«Фантазеры» (6-7 лет)
В
старшем дошкольном возрасте дети
четко и безошибочно определяют
как собственную половую
Детям данного возраста свойственно также и перспективное планирование своих будущих поступков.
«Фантазерам» характерна также и четкая избирательность при выборе партнеров для совместных игр. Как правило, дети предпочитают товарищей своего пола. Помимо этого возрастает также и устойчивость их взаимоотношений.
Исходя из специфики каждого периода дошкольного детства и содержательного компонента, можно определить задачи гендерного воспитания для каждой возрастной группы:
Группа «Малыши»
Группа «Почемучки»
Группа «Фантазеры»
Реализация
данных задач в условиях дошкольного
учреждения приведет к накоплению знаний,
опыта, в сфере гендерной социализации
детей, что позволит нам более эффективно
влиять на процесс гендерного воспитания
дошкольников.
1.3.
Учет особенностей дошкольников
с нарушениями зрения
в реализации процесса
гендерного воспитания
Ребенок
с нарушениями зрения развивается
немного иначе, чем зрячий. Дошкольник
не может самостоятельно овладеть всеми
необходимыми ему знаниями об окружающем
мире. Развитие незрячих дошкольников
подчинено общим
Гендерная социализация
В развитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности.
Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием нормально видящего. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Несколько замедленное общее развитие слепого ребенка обусловлено меньшим и бедным запасом образных представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира. Овладение дошкольниками гендерным опытом предполагает активность самого ребенка и умение педагогов, родителей передать этот опыт в доступной для детей с нарушениями зрения форме. Активность ребенка с нарушениями зрения ниже активности его нормально видящего сверстника, кроме этого без специального обучения дошкольника ориентировке в малом и большом пространстве воспитание активности не будет действенным. Чтобы сформировать активного мобильного человека при дефиците у него зрения, воспитателю самому необходимо знать специальные приемы ориентировки, уметь научить этим приемам детей, создавать ситуации, в которых дети овладевали бы ими и использовали в своей жизни.
Процесс развития нормально видящего ребенка неравномерен. В разные периоды жизни детей темп их развития различен. Темп развития слепого ребенка также неравномерен в различные периоды его жизни. Однако периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. Это – вторая особенность развития слепого дошкольника. Несовпадение развития зрячих и слепых детей связано с тем, что слепому приходится вырабатывать свои способы познания предметного мира, не свойственные зрячим. До того времени, пока у слепого ребенка не выработают способы компенсации слепоты, способы познания окружающих предметов на суженной основе, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее. Поэтому перед воспитателями, реализующими процесс гендерного воспитания, встает задача помочь своим воспитанникам овладеть способами обследования предметов, научиться слушать и оценивать те впечатления, которые они получают извне.
Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что психические процессы и качества личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие, которые напрямую связаны со зрением, медленнее (движения, овладение пространством). Диспропорциональность вызвана отсутствием приемов и способов компенсации, основанных на зрительной информации.
На эти особенности развития детей дошкольного возраста и будет опираться воспитатель при построении и реализации процесса гендерного воспитания.
Как
уже говорилось выше, педагогическое
сопровождение в области
Основываясь
исключительно на принципы и содержание
гендерного воспитания дошкольников с
нарушениями зрения невозможно достигнуть
высокого уровня гендерного воспитания
детей. Для процесса активного усвоения
гендерного опыта детьми необходимо создать
вокруг них определенные условия, в которых
усвоение этого опыта и новых знаний
в этой сфере происходило бы быстрее и
эффективнее. Только комплекс определенных
педагогических условий поможет нам ускорить
и усовершенствовать процесс гендерного
воспитания дошкольников с нарушениями
зрения.