Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:39, курсовая работа
Нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.
Введение стр.2
Глава 1. Формирование нравственных отношений у старшеклассников как педагогическая проблема стр.4
1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания стр.4
1.2 Возрастные особенности старшеклассников стр.8
1.3 Понятие о нравственных отношениях у учащихся старших классов стр.12
Вывод по главе 1 стр.15
Глава 2. Воспитательная работа по формированию нравственных отношений у старшеклассников стр.16
2.1 Активная позиция старшеклассников как условие эффективности
нравственных отношений стр.16
2.2 Влияние волевых качеств личности на формирование
нравственных отношений стр.23
Вывод по главе 2 стр.28
Заключение стр.29
Список использованной литературы стр.31
Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения и воспитания.
Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от
жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.
Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.
Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.
Принцип
наглядности, выражая, в основном, единство
конкретного и абстрактного, теснейшим
образом связанный с
Принцип
индивидуального подхода к
Степень
активности школьников является реакцией,
методы и приемы работы учителя являются
показателем его
Указанные уровни активности, принципы и методы, выступающие в тесном единстве, взаимосвязанные между собой, призваны при правильном их использовании содействовать активизации учащихся в учебном процессе, что, в свою очередь, обеспечивает нравственное становление личности школьника. [8, с. 152]
§ 2.2 Влияние волевых качеств личности на формирование нравственных отношений
Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его. Многие из нас, проснувшись утром и понимая, что надо вставать, не сразу делают это и нежатся в постели хоть несколько минут. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией - эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.
Воля - способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. [15, с. 162]
Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и других. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. [15, с. 104]
Волевого
человека отличают решительность, смелость,
самообладание, уверенность в себе.
Такие качества развиваются обычно
в онтогенезе несколько позже, чем
названная выше группа свойств. В
жизни они проявляются в
Наконец,
есть еще третья группа качеств, которые,
отражая волю человека, связаны вместе
с тем с его морально-
По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях. Поэтому рассмотрим мотивационно-волевые теории активности личности:
• самовоспитание
является важным средством развития воли.
[1, с. 54]
Необходимость в волевом действии возникает
тогда, когда на пути
осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие.
Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.
Включение
воли в состав деятельности начинается
с постановки человеком перед
собой вопроса: «Что случилось?»
Уже сам по себе характер данного
вопроса свидетельствует о том,
что воля тесным образом связана
с осознанием действия, хода деятельности
и ситуации. Первичный акт включения
воли в действие фактически заключается
в произвольном вовлечении сознания
в процесс осуществления
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением. [15, с. 106]
Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в
начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.
Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.
Развитие воли у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Структура
волевых качеств - это сложная
система, состоящая из множества
волевых качеств. Каждое качество у
каждого человека развито в определённой
степени. Все вместе присущие конкретной
личности волевые качества образуют
структуру волевых качеств
Развитие
воли у детей тесным образом соотносится
с обогащением их мотивационной
и нравственной сферы. Включение
в регуляцию деятельности более
высоких мотивов и ценностей,
повышение их статуса в общей
иерархии стимулов, управляющих деятельностью,
способность выделять и оценивать
нравственную сторону совершаемых
поступков — все это важные
моменты в воспитании воли у детей.
Мотивация поступка, в которую
включается волевая регуляция, становится
сознательной, а сам поступок произвольным.
Такое действие всегда совершается
на базе произвольно построенной
иерархии мотивов, где верхнюю ступень
занимает высоконравственное побуждение,
дающее моральное удовлетворение человеку
в случае успеха деятельности. Хорошим
примером такой деятельности может
служить сверхнормативная деятельность,
связанная с высшими
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его
общего
психологического развития практически
невозможно. В противном случае вместо
воли и настойчивости могут
Подростковый
возраст является наиболее благоприятным
и «активным» для развития и воспитания
волевой сферы личности. Это уровень,
который является пусковым для становления
морально-волевых понятий и
Вывод
по главе 2:
В главе 2 мы изучили вопрос, что такое активная позиция подростов как условие эффективности нравственных отношений, что следует понимать под активной позицией. А так же что такое воля и как она формирует нравственные отношения?
Мы
может сказать, что процесс нравственного
воспитания учащихся нуждается в
целенаправленном руководстве. Сущность
его состоит в том, чтобы максимально
использовать воспитательные возможности
урока: цели, содержание учебного предмета,
средства, методы, приёмы работы учителя.
Воспитывает весь урок в целом, в
каждом своём элементе, мгновении, включая
такие факторы, как общение, методика
организации учебно-
Что
касается воли, то её задачей является
управление нашим поведением, сознательная
саморегуляция нашей
Функцией
волевой регуляции является повышение
эффективности соответствующей
деятельности, а волевое действие
предстает как сознательное, целенаправленное
действие человека по преодолению внешних
и внутренних препятствий с помощью волевых
усилий.
Формирование и развитие нравственных отношений у старшеклассников происходит в результате воздействия многочисленных факторов. При этом сам человек не пассивное существо, которое отображает внешние воздействия; он субъект своего собственного формирования и развития. При этом ценностные ориентиры являются тем звеном, которое не только связывает сознание и поведение личности, но опосредует его связь с миром, с другими людьми. И такие основы нравственной культуры закладываются и осуществляются в системе нравственного воспитания в условиях школы.