Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:39, курсовая работа
Нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.
Введение стр.2
Глава 1. Формирование нравственных отношений у старшеклассников как педагогическая проблема стр.4
1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания стр.4
1.2 Возрастные особенности старшеклассников стр.8
1.3 Понятие о нравственных отношениях у учащихся старших классов стр.12
Вывод по главе 1 стр.15
Глава 2. Воспитательная работа по формированию нравственных отношений у старшеклассников стр.16
2.1 Активная позиция старшеклассников как условие эффективности
нравственных отношений стр.16
2.2 Влияние волевых качеств личности на формирование
нравственных отношений стр.23
Вывод по главе 2 стр.28
Заключение стр.29
Список использованной литературы стр.31
Вывод по главе
1:
В главе I мы изучили вопрос, что такое нравственное воспитание, дали определение нравственности и нравственного воспитания, выделили основные задачи и направления, содержание и методы нравственного воспитания.
Многие
общественные деятели, писатели и педагоги
с давних времен считали, что нравственное
воспитание не только оказывает решающее
влияние на формирование положительных
качеств личности, но и является
главной задачей школы и должно
быть в центре ее воспитательной деятельности.
Нравственным нужно считать такого человека,
для которого нормы правила и требования
морали выступают как его собственные
взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные
и привычные формы поведения. Говоря точнее,
в своем истинном значении нравственность
не имеет ничего общего с послушно-механическим,
вынуждаемым только внешними обстоятельствами
и требованиями выполнением установленных
в обществе моральных норм и правил. В
этом смысле А.С. Макаренко большое значение
придавал «поступку наедине с собой»,
или тому, как ведет себя воспитанник в
отсутствие других людей, когда не испытывает
контроля. Таким образом личностью является
человек, у которого есть своя позиция
в жизни, к которой он пришел в итоге большой
сознательной работы. Такой человек не
просто выделяется благодаря тому впечатлению,
которое он производит на другого; он сам
сознательно выделяет себя из окружающего.
Он проявляет самостоятельность мысли,
небанальность чувств, какую-то собранность
и внутреннюю страстность. Глубина и богатство
личности предполагает глубину и богатство
ее связей с миром, с другими людьми; разрыв
этих связей, самоизоляция опустошают
ее. Личностью является лишь человек, который
относится определенным образом к окружающему,
сознательно устанавливает это свое отношение
так, что оно проявляется во всем его существе.
Глава 2. Воспитательная работа по формированию нравственных отношений у старшеклассников
2.1 Активная позиция старшеклассников как условие эффективности нравственных отношений
Активная позиция - наиболее яркое и действенное проявление нравственной зрелости подростков. Она выступает как комплексная характеристика личности, выражение её сущности, наиболее свидетельствующая о результативности учебно-воспитательной работы отдельных педагогов и школы в целом. Формирование активной позиции школьника невозможно отделить от процесса обучения. Общепризнано, что прочное и осмысленное усвоение школьных дисциплин, развитая культура творческого и самостоятельного мышления, широкий кругозор - совершенно необходимая основа формирования нравственных взглядов, убеждений, чувств, качеств личности школьника, его активной жизненной позиции.
Процесс нравственного воспитания учащихся нуждается в целенаправленном руководстве. Сущность его состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности урока: цели, содержание учебного предмета, средства, методы, приёмы работы учителя. Воспитывает весь урок в целом, в каждом своём элементе, мгновении, включая такие факторы, как общение, методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся и внутренние стимулы (потребности, мотивы) личности, создающие реальные предпосылки для активной позиции ученика на уроке. [8, с. 144-145]
Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы в процессе обучения обеспечить активную познавательную позицию всем учащимся, то есть перевести их из объекта педагогического воздействия в активный субъект деятельности. Никакие знания не станут прочными, равно как и никакое качество не сформируется у личности, если она при этом не проявит собственных усилий, личной активности.
Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием соответственную нравственную работу воспитуемого. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии её стимулировать и направлять. [10, с. 138]
Обеспечить активную познавательную позицию учащемуся в учебном процессе -значит, как указывают педагоги и психологи, обеспечить его интеллектуальную, эмоциональную и действенно-практическую готовность к активной деятельности на уроке, предупредить пассивное отношение к обсуждаемым на уроке вопросам, сделать ученика сопричастным к происходящему, содействуя тем самым сознательному усвоению им основ знаний, прочному овладению сущностью нравственных понятий, развитию его познавательных способностей, интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости. [8, с. 146].
Что
следует понимать под активной позицией
школьника в учебно-
Для того, чтобы активизировать позиции учеников, необходимо создать определённые мотивы.
Как любая другая деятельность человека, воспитательная деятельность полимотивирована.
Мотивы могут быть двух типов - внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся побудители такого типа, как наказание и награждение, угроза и требование, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние по отношению к непосредственной цели учения. Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других
основных целей (избежание неприятного, достижение общественных или личных успехов, удовлетворение честолюбия).
Сама цель - учение - при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей. Учение носит до некоторой степени вынужденный характер и выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к основной цели. Для данной ситуации характерно наличие противоборствующих сил. Сила в принципе является конфликтной, поэтому связана со значительным психическим напряжением, требует внутренних усилий и порой борьбы индивида с самим собой. При большой остроте конфликта могут возникать тенденции «выйти из ситуации» (отказ, обход трудностей, невроз). Тогда ученик бросает учебу или «срывается» - начинает нарушать правила, впадает в апатию. Подобная структура учебной ситуации нередко встречается в школьной практике.
К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают человека к учению как к своей цели. Примером могут служить интерес к самим занятиям, любознательность, стремление повысить культурный уровень. Учебные ситуации с такими мотивами не содержат внутреннего конфликта, конечно, они также связаны с преодолением трудностей, встречающихся в ходе учения, и требуют волевых усилий. Но эти усилия, направленные на преодоление внешних препятствий, а не на борьбу с самим собой. Такие ситуации оптимальны с педагогической точки зрения, создание их представляет важную задачу педагога. Они требуют воспитания учащихся, формирования их целей, интересов и идеалов, а не просто управления их поведением.
Определенная вещь, события, ситуация или действие становятся мотивами деятельности, если они связываются с источниками определенной активности человека. Эти источники могут быть разделены на три основных категории.
1. Внутренние источники. Они определяются потребностями человека и могут иметь как врожденный характер, выражающий органические
потребности организма, так и обретенный характер, выражающий социальные потребности, формируемые обществом. Потребность активности и потребность в информации имеют особое значение для стимуляции учения, где стимул - педагогическое средство. [8, с. 148]
Так,
ребенок с первых дней жизни находится
в состоянии непрерывной
активности - улыбается, шевелится, двигает
руками и ногами, бегает, играет,
разговаривает, задает бесконечные вопросы.
Сами действия доставляют ему
удовольствие. Потребность человека в
информации и активности отчетливо
проявляется в опытах, когда испытуемых
на определенный срок изолируют
от каких - либо воздействий внешнего мира,
например, помещают в темную
звукоизолированную камеру. В итоге появляются
серьезные
интеллектуальные, эмоциональны
неуравновешенность, тоска, злоба, апатия, потеря способности к волевым действиям, иногда даже распад систематического мышления, галлюцинации. В жизненных условиях дефицит активности и информации (а иногда их избыток) порождает у человека отрицательное состояние, называемые утомлением и скукой.
Среди
общественно формируемых
2. Внешние источники. Они определяются общественными условиями жизнедеятельности человека. К таким источникам относятся требования, ожидания и возможности.
Требования предлагают человеку определенные виды и формы деятельности и поведения. Так, родители требуют от ребенка есть ложкой, сидеть на стуле, говорить "спасибо". Школа требует от ученика являться в определенное время, слушать, что говорит учитель, выполнять его задания. Общество требует от индивида соблюдать в поведении определенные
моральные нормы и формы общения людей, выполнять определенную работу.
Ожидания
характеризуют отношения
3. Личные источники. Они определяются интересами, стремлением, установками, убеждениями и мировоззрением человека, его представлением о себе, его отношением к обществу. Эти источники активности называют ценностями. Такими ценностями могут быть самосовершенствование, удовлетворение определенных потребностей, жизненные идеалы и образцы.
Перечисленные источники деятельности в разных сочетаниях и видоизменениях наблюдаются у каждого человека. Но не всегда порождаемая ими деятельность отливается в форму учения. Для этого надо, чтобы потребности и влечения индивида, требования, ожидания и возможности, представляемые ему средой, его личные ценности и установки, т.е. внутренние, внешние и личностные стимулы его поведения, должны быть связаны с одной из сторон учения (результатом, целью, процессом) или со всеми. Тогда эти стороны превратятся в мотивы, побуждающие к соответствующей деятельности. Этот процесс называют мотивированием. Как он достигается, зависит от того, какую сторону учения выдвигают в качестве мотива и с какими источниками деятельности его связывают. Например, если в качестве мотива выдвигают результаты учения, а для побуждения обращаются к внутренним источникам деятельности, то мотивирование достигается путем увязывания учебных успехов с наградой, общественным одобрением, полезностью для будущей работы и т.д. Использование внешних стимулов выражается в требовании, доверии, предоставлении подходящих возможностей. Примером личностного мотивирования результатов учения может служить увязывание их с самооценкой индивида (похвала). Разнообразие возможных приемов и
сочетаний мотивирования столь же обширны, как сама жизнь, как те побуждения, которые определяют деятельность человека. [3, с. 8] Существуют различные уровни познавательной активности: