Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:39, курсовая работа
Нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.
Введение стр.2
Глава 1. Формирование нравственных отношений у старшеклассников как педагогическая проблема стр.4
1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания стр.4
1.2 Возрастные особенности старшеклассников стр.8
1.3 Понятие о нравственных отношениях у учащихся старших классов стр.12
Вывод по главе 1 стр.15
Глава 2. Воспитательная работа по формированию нравственных отношений у старшеклассников стр.16
2.1 Активная позиция старшеклассников как условие эффективности
нравственных отношений стр.16
2.2 Влияние волевых качеств личности на формирование
нравственных отношений стр.23
Вывод по главе 2 стр.28
Заключение стр.29
Список использованной литературы стр.31
Введение
Глава 1.
Формирование нравственных
отношений у старшеклассников
как педагогическая
проблема
1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания стр.4
1.2 Возрастные особенности
старшеклассников
1.3 Понятие о нравственных отношениях у учащихся старших классов стр.12
Вывод по главе
1
Глава 2.
Воспитательная работа
по формированию нравственных
отношений у старшеклассников
2.1 Активная позиция старшеклассников как условие эффективности
нравственных
отношений
2.2 Влияние волевых качеств личности на формирование
нравственных
отношений
Вывод
по главе 2
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.
Нравственные отношения — одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, выработка индивидом способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении человека. Эти вечные вопросы на протяжении многих веков оставались важными для общества, раскрывались во многих трудах деятелей науки и культуры. И сегодня воспитание нравственности и волевых качеств подростков является актуальным вопросом современной педагогики. Это один из основополагающих факторов развития культуры общества, уважения его моральных и духовных ценностей, гуманизации отношений между людьми.
Одно из важных требований сегодняшнего дня – воспитание нравственных отношений между людьми, во всех сферах общественной жизни. Формирование таких отношений зависит от уровня воспитанности нравственных чувств.
Нравственные отношения предполагают совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.
Типичным
случаем включения воли в управление
деятельностью является ситуация, связанная
с борьбой трудносовместимых
мотивов, каждый из которых требует
в один и тот же момент времени
выполнения различных действий. Тогда
сознание и мышление человека, включаясь
в волевую регуляцию его поведения,
ищут дополнительные стимулы для того,
чтобы сделать одно из влечений более
сильным, придать ему в сложившейся обстановке
больший смысл. Это означает активный
поиск связей цели и осуществляемой деятельности
с высшими духовными ценностями человека,
сознательное придание им гораздо большего
значения, чем они имели вначале.
Глава 1. Формирование нравственных отношений у старшеклассников как педагогическая проблема
1.1 Сущность и содержание
нравственного воспитания
«Тот, кто не почувствовал нравственности, тот и не понял её» В. Г. Белинский
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении человека [14, с.26].
В
процессе воспитания личности исключительно
важное значение имеет формирование
ее нравственности. Люди, будучи членами
социальной системы и находясь во
множестве общественных и личных
связей между собой, должны быть определенным
образом организованы и в той
или иной мере согласовывать свою
деятельность с другими членами
сообщества, подчинятся определенным
нормам, правилам и требованиям. Вот
почему в каждом обществе вырабатывается
множество разнообразных
Нормы и правила, которые относятся к сфере нравственности или морали, обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Поэтому она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
Иначе
говоря, нравственность - это личностная
характеристика,
объединяющая такие качества и свойства,
как доброта, порядочность,
честность, трудолюбие, дисципл
регулирующие индивидуальное поведение человека. [15, с. 51-52]
Поведение человека оценивается по степени соответствия определённым правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т. е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы, которая может побуждать ребёнка к определённым поступкам и действиям, а может и запрещать их, предостерегать от них.
Нормы
объединяются в группы в зависимости
от тех областей
отношений между людьми, в которых они
действуют. Для каждой такой
области есть своё начало, которому подчинены
нормы, - нравственные
принципы. Так, например, нормы отношений
в какой-либо
профессиональной среде, отношения между
представителями разных
национальностей регулируются н
взаимоуважения, интернационализма и др.
Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т. е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В
их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье.
Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает понятие нравственный идеал, т. е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.
Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества. [15, с. 52-53]
Осмысливая сущность нравственности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль.
Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.
Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:
доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
Как
видим, каждое из перечисленных отношений
включает в себя целый ряд норм,
правил и требований, которых должна
придерживаться личность и которые
составляют основу ее жизни и поведения.
Именно эти правила и требования
не только детализируют содержание нравственного
воспитания, но и указывают на его
исключительно большую
Но
для нравственного воспитания необходимо
хорошо ориентироваться не только в
его содержании. Не менее важно
детально осмыслить, какого человека можно
считать нравственным и в чем,
собственно говоря, проявляется настоящая
сущность нравственности вообще. При
ответе на эти вопросы, на первый взгляд,
напрашивается вывод: нравственным
является тот человек, который в
своем поведении и жизни
условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.
В условиях обновляющихся социальных ситуаций, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона».