Формрование нравственных отношений у старшеклассников в услових современной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.

Содержание

Введение стр.2
Глава 1. Формирование нравственных отношений у старшеклассников как педагогическая проблема стр.4
1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания стр.4
1.2 Возрастные особенности старшеклассников стр.8
1.3 Понятие о нравственных отношениях у учащихся старших классов стр.12
Вывод по главе 1 стр.15
Глава 2. Воспитательная работа по формированию нравственных отношений у старшеклассников стр.16
2.1 Активная позиция старшеклассников как условие эффективности
нравственных отношений стр.16
2.2 Влияние волевых качеств личности на формирование
нравственных отношений стр.23
Вывод по главе 2 стр.28
Заключение стр.29
Список использованной литературы стр.31

Работа содержит 1 файл

Содержание (Автосохраненный).docx

— 61.84 Кб (Скачать)

 
                                Содержание 
Введение                                                                                                                           
стр.2

Глава 1. Формирование нравственных отношений у старшеклассников как педагогическая проблема                                                                                      стр.4

1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания                                     стр.4

1.2 Возрастные особенности старшеклассников                                               стр.8

1.3 Понятие о нравственных отношениях у учащихся старших классов        стр.12

Вывод по главе 1                                                                                                         стр.15

Глава 2. Воспитательная работа по формированию нравственных отношений у старшеклассников                                                                                      стр.16

2.1 Активная позиция старшеклассников как условие эффективности

нравственных отношений                                                                       стр.16

2.2 Влияние волевых качеств личности на формирование

      нравственных  отношений                                                                      стр.23

      Вывод по главе 2                                                                                                      стр.28

      Заключение                                                                                                             стр.29

Список  использованной литературы                                                                стр.31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Введение 

         Нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.

     Нравственные  отношения — одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, выработка индивидом способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении человека. Эти вечные вопросы на протяжении многих веков оставались важными для общества, раскрывались во многих трудах деятелей науки и культуры. И сегодня воспитание нравственности и волевых качеств подростков является актуальным вопросом современной педагогики. Это один из основополагающих факторов развития культуры общества, уважения его моральных и духовных ценностей, гуманизации отношений между людьми.

     Одно  из важных требований сегодняшнего дня  – воспитание нравственных отношений  между людьми, во всех сферах общественной жизни. Формирование таких отношений зависит от уровня воспитанности нравственных чувств.

     Нравственные  отношения предполагают совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.

      Типичным  случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная  с борьбой трудносовместимых  мотивов, каждый из которых требует  в один и тот же момент времени  выполнения различных действий. Тогда  сознание и мышление человека, включаясь  в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале. 

 

 

      Глава 1. Формирование нравственных отношений у старшеклассников как педагогическая проблема

    1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания 

                «Тот, кто не почувствовал нравственности, тот и не понял её»  В. Г. Белинский

     Нравственное  воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления  личности, освоение индивидом моральных  ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться  на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения  и представления о должном  воплощаются в реальных поступках  и поведении человека [14, с.26].

     В процессе воспитания личности исключительно  важное значение имеет формирование ее нравственности. Люди, будучи членами  социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той  или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами  сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот  почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция  поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности. Такую  регулирующую функцию, в частности, и выполняет нравственность.

     Нормы и правила, которые относятся  к сфере нравственности или морали, обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит  от самой личности. Поэтому она  выступает в качестве хранительницы  и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает  нравственное воспитание, повышение  его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние  на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

     Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, 
объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, 
честность,
 трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм,

регулирующие  индивидуальное поведение человека. [15, с. 51-52]

     Поведение человека оценивается по степени  соответствия определённым правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли  бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т. е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы, которая может побуждать ребёнка к определённым поступкам и действиям, а может и запрещать их, предостерегать от них.

     Нормы объединяются в группы в зависимости  от тех областей 
отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой 
области есть своё начало, которому подчинены нормы, - нравственные 
принципы
. Так, например, нормы отношений в какой-либо 
профессиональной среде, отношения между представителями разных 
национальностей
 регулируются нравственными принципами

взаимоуважения, интернационализма и др.

     Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т. е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В

их числе  такие  категории,  как добро  и  справедливость,  долг и  честь, достоинство и счастье.

      Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает понятие нравственный идеал, т. е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

      Формирование  основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества. [15, с. 52-53]

      Осмысливая  сущность нравственности, следует иметь  в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется  термин мораль.

      Но  что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к  поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью  общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении  и контактах с другими людьми.

      Мораль  общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

  • отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
  • отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине;    нетерпимость    к    национальной    и    расовой    неприязни;

    доброжелательность  ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

  • отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
  • отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;
  • отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
  • отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность.

    Как видим, каждое из перечисленных отношений  включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые  составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного  воспитания, но и указывают на его  исключительно большую многогранность.

    Но  для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в  его содержании. Не менее важно  детально осмыслить, какого человека можно  считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая  сущность нравственности вообще. При  ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в  своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет  их. Но можно выполнять их под  влиянием внешнего принуждения или  стремясь показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или  желая добиться других преимуществ  в обществе. Подобная внешняя «нравственная  благовидность» есть не что иное, как  лицемерие. При малейшем изменении  обстоятельств и жизненных

условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и  начинает отрицать и ругать то, что  раньше хвалил.

    В условиях обновляющихся социальных ситуаций, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона».

Информация о работе Формрование нравственных отношений у старшеклассников в услових современной школы