Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:39, курсовая работа
Нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.
Введение стр.2
Глава 1. Формирование нравственных отношений у старшеклассников как педагогическая проблема стр.4
1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания стр.4
1.2 Возрастные особенности старшеклассников стр.8
1.3 Понятие о нравственных отношениях у учащихся старших классов стр.12
Вывод по главе 1 стр.15
Глава 2. Воспитательная работа по формированию нравственных отношений у старшеклассников стр.16
2.1 Активная позиция старшеклассников как условие эффективности
нравственных отношений стр.16
2.2 Влияние волевых качеств личности на формирование
нравственных отношений стр.23
Вывод по главе 2 стр.28
Заключение стр.29
Список использованной литературы стр.31
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды, убеждения и действия [13, с. 107]. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
В этом
смысле нравственность личности органически
связана с ее моральными чувствами,
с ее совестью, с постоянной оценкой
своего поведения и стремлением
к искреннему раскаянию в тех
случаях, когда допущены нарушения
моральных принципов. Совесть и
раскаяние личности в своих аморальных
поступках - сильнейшие стимулы ее нравственного
развития и самосовершенствования.
К сожалению, формированию этих чувств
не всегда придается должное значение.
Все это показывает, что нравственное
развитие личности невозможно без формирования
ее моральной сознательности, моральной
совести и глубокого
1.2 Возрастные особенности старшеклассников
Формирование разносторонне развитой и социально зрелой личности каждого школьника есть главная цель школы. Чтобы выявить пути и методы осуществления этой цели, надо сначала разобраться в том, что такое личность, какая личность является разносторонне развитой, социально зрелой.
Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», то есть уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.
Личность
рассматривается как система
относительно устойчивых, внешне проявляемых
характеристик
Личность описывается как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.
Таким образом, личность - это целостная психическая система, которая выполняет определённые функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. [12, с. 85]
Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.
Каждый человеческий индивид обладает неповторимым своеобразием физических и психических особенностей (физической конституцией, типом нервной системы, характером, темпераментом, потребностями, способностями и т. д.). Рассматривая и изучая это своеобразие, можно говорить об индивидуальности человека.
Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальных условий и общественной среды, в которой живет, воспитывается и работает человек, а также в процессе самовоспитания, играющего огромную роль в развитии индивидуальности человека.
Наконец, когда рассматривают человека как члена определенного общества, как субъекта человеческих отношений и сознательной деятельности, то говорят о его личности.
О человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа его жизнедеятельности. Иными словами, не всякий человеческий индивид со своей индивидуальностью является личностью. С. Л. Рубинштейн так характеризовал различия между этими понятиями: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему». [16, с. 31]
Следовательно, учащийся является личностью в той мере, в какой у него развиваются социальные качества, в какой он становится сознательным субъектом своей учебной и общественно полезной деятельности. Однако процессы социализации имеют противоречивый характер. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от воспитания. Воспитание личности - процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. При этом, формирование личности - это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. [12, с. 90]
Каждая личность в процессе формирования и воспитания приобретает определённые черты и качества. Черта - это всего лишь отдельное свойство или отличительная особенность, а качество - это объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. [14, с. 561]
Поэтому для того, чтобы сформировать гармонично развитую личность, Джон Дьюи разработал педагогическую концепцию, в основу которой положил ряд тезисов:
Поэтому-то учителю имеет смысл глубоко изучать личность каждого своего ученика, ибо такое изучение даст возможность предвидеть, как поступит тот или иной ученик в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей этого ученика и что можно ожидать от него в будущем.
Учитель в результате такого изучения личности учащихся сможет вполне обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять и развивать, а какие изменять.
1.3 Понятие о нравственных отношениях у учащихся старших классов
Старший школьный
возраст характеризуется
В отношении наших старшеклассников к жизни, её ценностям заметен один тревожный симптом, который требует пристального педагогического внимания. Определенная часть юношей и девушек стала допускать, что в реальности сосуществуют два параллельных потока, которые не сливаются, но и не препятствуют один другому. Первый-это добро, справедливость, все героическое и возвышенное, о чём следует говорить на собраниях, писать в сочинениях, отвечать на экзаменах. А второй сопровождает неофициальную часть жизни человека - полный скептицизма, трезвого расчёта и жестокой борьбы за жизненный успех. И оказывается, можно не выбирать между ними: верить во всё святое, чистое, светлое, а в средствах достижения жизненных целей слишком не церемониться: всё равно как, но добиваться своего. [6, с. 30-32]
Настораживает и некоторая поверхность, проявляющаяся у старшеклассников по отношению к своим трудовым обязанностям, к делам, которые им поручается выполнить: первая забота - найти наиболее легкий путь к финишу, лишь бы поскорее сбросить с себя бремя ответственности, а каков будет результат - неважно! В круговороте школьных забот классные руководители редко успевают проверять не только факт выполнения - невыполнения учащимися данных ими заданий, но и их качество. На первый раз школьник может даже огорчиться - никто не оценил, как старательно он выполнил порученное. Но постепенно он приходит к мысли, что стараться-то вовсе незачем, раз это никому не нужно. И начинается понемногу формирование безнравственного стереотипа, который с горькой иронией можно назвать «тяп-ляп, кое-как». [6, с.34]
Отношение школьников к труду как к общественной ценности предопределяет и их отношение к учению. И хотя многовековые традиции школы способствуют выработке у школьников осознания высокой значимости учебного труда, нравственные основы этого осознания меняются с приходом новых поколений учащихся. Пренебрежительное отношение к учебному труду, нежелание учиться сегодня не редкость. [6, с. 39]
Было бы ошибкой
выводить прямую зависимость между
отношением старшеклассников к учёбе,
их успеваемостью и нравственным
развитием. «Учение – это лишь
один из лепестков того цветка, который
называется воспитанием…» ,- писал
В. А. Сухомлинский. Однако никто не
сомневается в том, что широта
и глубина знаний человека создают
предпосылки для более
По-разному формируется отношение к сверстникам. Старшеклассники отлично умеют разглядеть сильные и слабые стороны своих товарищей, отделить хорошее от плохого и дать соответствующую оценку. Но это отнюдь не значит, что они сами всегда на стороне хорошего в общепринятом понимании, избирают его для себя. Возрастная мораль оказывает очень сильное влияние на поведение старшеклассников. Принимая общие нравственные требования и установки, старшеклассники в то же время строго соблюдают нормы своей чисто юношеской морали, а иногда и морали замкнутой группы, которая не во всем согласуется с общечеловеческой, но накладывает большой отпечаток на их отношения со сверстниками. [6, с. 41]
Старший школьный
возраст для многих - пора любви.
Любовь накладывает большой
Успехов же
в нравственном воспитании
Старшеклассники
сами готовы прийти на помощь
учителю, потому что возраст
активного заражения