Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:28, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить является ли формирование толерантности условием предупреждения межличностных конфликтов.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
Раскрыть содержание понятий «межличностный конфликт» и «толерантность» в контексте начальной школы.
Обосновать необходимость формирования толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов.
Выявить и экспериментально обосновать педагогических условий, обеспечивающих формирование толерантности младших школьников.
Разработать методические рекомендации для педагогов по проблеме исследования.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
Характеристика общения младших школьников
1.2. Конфликт и особенности проявления конфликтности младших школьников
1.3. Толерантность как педагогический феномен
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
2.1. Содержание, методика экспериментальной работы по формированию толерантности младших школьников
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вывод: В общем из таблицы видно, что «весьма положительная оценка» по всем сферам у некоторых детей достаточно высока. Из этого можно сделать вывод о том, что дети терпимо относятся к учебе, школе, семье, сверстикам, к себе, людям и будущему. «Положительная оценка» по различным сферам уже различна. Положительно дети относятся к людям, уже меньше к семье и будущему, далее к себе, сверстникам и к учебе. Нейтрально некоторые учащиеся относятся к таким сферам, как «сверстники», «я», а так же «семья» и «школа». Отрицательная оценка выявила у одного учащегося к таким сферам как «учеба», «школа», «сверстники», «я». У двух учащихся отрицательная оценка к людям. «Крайне отрицательная оценка» не наблюдалась.
На наш взгляд, эти результаты означают, что младшие школьники склонны к негативным проявлениям и конфликтам как в семье и школе, так и с людьми. А чтобы конфликты не происходили, в детях надо с начальной школы формировать толерантность.
Далее был проведен и проанализирован тест «Несуществующее животное» (М.3. Друкаревич). Из него мы выяснили, что у всех 23 учащихся присутствует чувство страха, боязливости и тревожности. У 12 из 23 учащихся наблюдается агрессия, в том числе и вербальная. Так же у 12 учеников наблюдается тенденция к защите от окружающей среды, людей и т. д. Данные исследования отразили на рисунке №1.
Рисунок 1- Результаты тестирования учащихся 3 класса
Вывод: Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что большинство детей ввиду агрессивности, боязливости и желания защититься от окружающей среды склонны попадать в конфликтные ситуации, быть инициаторами конфликта и соответственно проявлять не толерантное отношение к людям.
Контрольный эксперимент включает описание результатов осуществления экспериментальной системы мер; характеристику условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты. Целью контрольного этапа исследования является повторное исследование по формированию толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов.
Получив определенные результаты на констатирующем этапе эксперимента, нами была осуществлена следующая работа по формированию толерантности: проведено воспитательное мероприятие «Урок толерантности», на котором учащиеся впервые знакомились с данным понятием, обсуждали различные ситуации, находили выход из трудных, приводили примеры; классный час «Дружба – это…», на котором разбирались актуальных сейчас для учащихся ситуаций, которые посоветовал учитель-наставник; беседы, о том, что каждый человек уникален и индивидуален, и что это не недостаток, а достоинство. Что общаться друг с другом мы должны культурно, вежливо и терпимо относиться ко всем людям, независимо от пола, возраста и национальности.
После чего повторно был проведен тест «Несуществующее животное» (М.3. Друкаревич). Выяснили, что из 22 учащихся в рисунке продолжала присутствовать агрессия у 5 человек (23%), защита – у 8 человек (36%), страх – у 20 человек (91%). Результаты отразили на рисунке 2.
Рисунок 2- Результаты повторного тестирования учащихся 3 класса
Вывод: Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что количество учащихся, в рисунках которых были увидены агрессия, страх, тревожность и тенденция к защите от окружающей среды стало меньше.
Так же нами был проведен и проанализирован тест «Проявляешь ли ты толерантность?» (Павленко Е.С.) Из него мы выяснили, что из 22 учащихся – 19 человек имеют высокий уровень толерантности (86,4%), а 3 человека – средний уровень толерантности (13,6%). Низкого уровня толерантности не наблюдалось. Надо отметить, что тестирование проходило на следующий день после проведения «Урока толерантности», на котором учащиеся впервые познакомились с данным понятием. Данные исследования отразили на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результаты теста «Проявляешь ли ты толерантность?» учащихся 3 класса
Вывод: Можно сделать вывод о том, что ребенку с высоким и средним уровнем толерантности будет легче вжиться в социум, не встречая на пути конфликтные ситуации.
Выводы по второй главе
На
наш взгляд, все мероприятия, проведенные
нами с классом за период практики, способствовали
у детей формированию толерантности как
условия предупреждения межличностных
конфликтов. Не смотря на это, у детей наблюдается
тенденция к защите от окружающей среды,
агрессия, в том числе и вербальная, а так
же ощущение страха. Из этого можно сделать
вывод о том, что эти дети, если с ними не
работать и не формировать терпимое отношение
к людям, к их индивидуальности, в последующем
будут попадать в конфликтные ситуации
или быть инициаторами конфликтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы уже говорили, современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.
Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности.
Построение
толерантной среды в
Построение толерантной среды - поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного социума, который характеризуется наличием деструктивных факторов, ведущих к формированию интолерантности. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений.
На наш взгляд, чем человек терпимее (толерантнее) относится ко всему, тем меньше межличностных конфликтов он будет встречать по жизни. Человек не рождается толерантным. Ее надо воспитывать, формировать. Именно этим и должен заниматься учитель в начальной школе.
СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест «Проявляешь ли ты толерантность?», Павленко Е.С.
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
1. Для того чтобы не было войны…
а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) нужно понимать, почему они происходят.
2.
В школе проходит акция «
а) это тебя не интересует;
б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.
3. Ты противостоишь насилию…
а) насилием;
б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.
4. Один товарищ тебя предал…
а) ты мстишь ему;
б) ты пытаешься объясниться с ним.
5. Видишь, когда сильный обижает слабого…
а) равнодушно проходишь мимо;
б) вмешиваешься.
6. Ты не согласен с кем-то…
а) ты не даешь ему говорить;
б)
ты все-таки слушаешь его.
7. Учитель ждет ответа учащегося…
а) кричишь с места;
б)
даешь возможность ответить другому.
8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…
а) ты не общаешься с ним;
б)
помогаешь ему влиться в
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.
Приложение 2. Тест «Незаконченные предложения» (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина)
Лист незаконченных предложений
1. Я учусь так...
2. Школьный учитель...
3. Моя мама...
4. Когда меня нет, мои друзья...
5. Когда мне начинает не везти...
6.
Большинство известных мне
7. Я думаю, что в будущем...
8. Я хотел бы учиться...
9. Наша школа...
10. По сравнению с большинством семей моя семья...
11. Что касается нашего класса...
12. Я достаточно способен...
13. От незнакомых людей...
14. Мне кажется, что в будущем я...
15. В учебе я вижу...
16. В школе я...
17. Моя семья обращается со мной, как с...
18.
Когда я высказываю свое
19. Мне кажется, что я...
20. Люди чаще всего живут...
21.
Я думаю, что планировать
22. Что касается уроков, то я...
23. Наши учителя...
24. Я хотел бы, чтобы мой отец...
25. Я думаю, что мои ровесники...
26.
Я мог бы быть очень
27. Почти все люди стремятся...
28. Думать о будущем...
29. Я могу учиться...
30. Большинство учителей...
31. Считаю, что большинство матерей...
32. В классе я чувствую себя...
33.
Моим скрытым желанием
34.
Мне кажется, что люди в
35. Мне кажется, что лет через пять...
36. Домашние задания я...
37. Когда я иду в школу...