Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:28, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить является ли формирование толерантности условием предупреждения межличностных конфликтов.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
Раскрыть содержание понятий «межличностный конфликт» и «толерантность» в контексте начальной школы.
Обосновать необходимость формирования толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов.
Выявить и экспериментально обосновать педагогических условий, обеспечивающих формирование толерантности младших школьников.
Разработать методические рекомендации для педагогов по проблеме исследования.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
Характеристика общения младших школьников
1.2. Конфликт и особенности проявления конфликтности младших школьников
1.3. Толерантность как педагогический феномен
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
2.1. Содержание, методика экспериментальной работы по формированию толерантности младших школьников
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
1.2. Конфликт и особенности проявления конфликтности младших школьников
1.3. Толерантность как педагогический феномен
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
2.1. Содержание, методика экспериментальной работы по формированию толерантности младших школьников
2.2
Анализ результатов
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность воспитания толерантности обусловлены теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Сегодня решение задачи воспитания толерантности должно пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Педагоги часто сталкиваются с неблагоприятным воздействием стереотипного мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой средствами массовой информации.
В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения. [12]
На наш взгляд, именно с начальной школы необходимо формировать толерантность, так как именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для проведения специального педагогического исследования по проблеме формирования толерантности: обосновано философское понимание толерантности в работах Р.Р. Валитовой, В. М. Золотухина, В.А. Лекторского,Л.В. Скворцова и др.; изучены особенности межличностных конфликтов в работах В.П. Ратникова, В.Ф. Голубь,А.В. Дмитриева и др., психолого-педагогические аспекты формирования толерантности находят отражение в работах В.В. Глебкина, П.В. Степанова и др. [11]
Анализ литературы показал недостаточную разработанность данной проблемы. Заслуживает внимание недостаточная разработка форм, методов, средств воспитания толерантности адаптированных для младших школьников.
Таким образом, на лицо противоречие между объективной необходимостью совершенствования воспитательно-образовательного процесса в начальной школе, формированием толерантности младших школьников как структурного элемента данного процесса, изучением межличностных конфликтов младших школьников как показателя сформированности толерантности и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике.
Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования толерантности в начальной школе.
Объект исследования:.
Предмет исследования: формирование толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить является ли формирование толерантности условием предупреждения межличностных конфликтов.
Задачи исследования:
Гипотеза: В основу исследования положено предположение (гипотеза) о том, что снижение межличностных конфликтов будет происходить при реализации ряда следующих условий:
-
увеличение объема знаний
-
расширение представлений
- развитие позитивного отношения к взрослым и сверстникам;
- обучение способам поведения, способствующим установлению и поддержанию позитивных межличностных отношений, а так же предупреждению межличностных конфликтов;
-
внедрение комплексных мер
Методы исследования:
-Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования, анализ школьной документации
- Эмпирические: включенное наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование, обработка результатов проведенного исследования.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2010 год – февраль 2011 года) – констатирующий – определение и обоснование темы исследования, плана, структуры работы, разработка диагностирующего инструментария, его использование в начале эксперимента.
Второй этап (февраль 2011 года –март 2011 года) – формирующий этап – целенаправленная опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности младших школьников.
Третий этап (март 2011 – май 2011)- итоговый - обработка результатов проведенного исследования и литературное оформление их в виде курсовой работы.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены методологической четкостью исходных положений, адекватностью теоретических и эмпирических методов исследования, объекту, предмету, цели, и задачам исследования.
Практическая значимость заключается в том, результаты эксперимента могут быть использованы для повышения эффективной обученности и воспитанности младших школьников в системе общеобразовательной школы, дополнительного образования, в работе с семьей и т. д.
Содержание
курсовой работы представлено во введении,
двух главах, заключении.
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы формирования толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются появление произвольности действия, выделение внутреннего плана действий и рефлексии как умения разумно анализировать свои поступки и суждения с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. [2] Особенностями младших школьников можно считать высокий уровень значимости для них учебы и игры; в коллективе слабо выраженное разделение отношений на деловые и межличностные. Высокий авторитет учителя как носителя коллективных норм и ценностей. В начальных классах происходит много конфликтов, которые возникают чаще всего на почве нарушения дисциплинарных требований или в играх. Они обычно открыты для взрослых, и взрослые могут вмешаться в них.
Эмоционально-смысловой доминантой общения детского типа является содержание основных сфер жизнедеятельности младших школьников, которыми являются познание, деятельность и игра. Доминанта определяет содержание и характер общения младших школьников со всеми категориями партнеров.
В старших группах детского сада между детьми существует уже довольно сложная система общения. [10] Но в первом учебном полугодии в классе происходит своеобразное свертывание общения по сравнению со старшей группой детского сада. Это объясняется появлением нового вида деятельности – учебы, переходом ребенка в новую социальную ситуацию. Эти обстоятельства требуют определенного периода адаптации ребенка, одним из аспектов которой является постепенное освоение новых социальных отношений в условиях нового коллектива. Ребенку необходимо понять и усвоить нормы нового для него вида общения – общения в процессе учебной деятельности, которые отличаются от норм общения, освоенные в детском саду. Кроме того, происходит весьма существенное изменение состава окружающих его людей, что требует от ребенка определенных (и у многих детей весьма не малых) усилий для того, чтобы определить свое отношение к этим людям и установить с ними контакты.
Потребность в эмоциональном контакте реализуется младшими школьниками в сферах отношений со взрослыми, со сверстниками, реже с ребятами старшего или младшего возраста.
Cо взрослыми учащиеся начальной школы общаются преимущественно в семье (с родителями, родственниками) и в школе (с учителем, ведущим класс). Интенсивность общения со взрослыми у детей этого возраста различна в зависимости от содержания и форм организации жизнедеятельности, стиля общения взрослых с детьми, инициативности взрослых. В младшем школьном возрасте, в отличие от последующих возрастов, содержание общения со взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности детей.
Можно выделить несколько аспектов общения младших школьников со взрослыми: в процессе учебной работы в школе и дома; информирование взрослых о своих делах и делах класса; запрашивание информации у взрослых по конкретным вопросам; запрашивание у взрослых оценки своего поведения и услышанной информации о себе и своих сверстниках. Содержание общения со взрослыми в семье определяется также бытом семьи и организацией свободного времяпрепровождения ее членов. Общение со взрослыми возникает и в ситуациях разрешения конфликтов со сверстниками или со старшими ребятами, тогда к взрослым прибегают как к арбитрам или защитникам. Инициаторами общения со взрослыми чаще бывают девочки.
Общение со взрослыми оказывает большое влияние на то, как складывается общение детей со сверстниками. Благополучие в общении со взрослыми создает благоприятную эмоциональную базу, уверенность ребенка в успехе общения со сверстниками. Как свидетельствуют данные известного украинского педагога А.В. Киричука, оценка взрослыми тех или иных сверстников оказывает прямое воздействие на желание ребенка общаться с тем или иным товарищем (это влияние становиться менее эффективным по отношению к мальчикам раньше, чем к девочкам) [13] Контакты детей друг с другом возникают преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость (место жительства, соседство в классе); совместная деятельности и игры. Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обусловливают содержание их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость. Возрастные различия внутри детского общения проявляются в том, что в 1, в частности во 2 классе содержание общения определяется главным образом учебной деятельностью и игрой, а в 3 – 4 классах в нем в довольно большой мере присутствует общественная деятельность в различных группах и организациях. Со второго полугодия второго класса начинает снижаться роль учебной деятельности как содержательного основания общения. Расширяется тематика разговоров детей друг с другом, главным образом в них обсуждаются: учебная работа, игры, игрушки, мультфильмы, домашние животные, отношения между детьми и семейные события (преимущественно у девочек). Все эти темы раскрываются в разговорах детей сугубо событийно.
Словарь младших школьников достаточно богат. Однако умение вести диалог развито у них еще очень слабо, типичным для них является только информационный диалог. Это особенно явно видно, когда в общении младших школьников появляется диалог дискуссионного типа.