Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:28, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить является ли формирование толерантности условием предупреждения межличностных конфликтов.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
Раскрыть содержание понятий «межличностный конфликт» и «толерантность» в контексте начальной школы.
Обосновать необходимость формирования толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов.
Выявить и экспериментально обосновать педагогических условий, обеспечивающих формирование толерантности младших школьников.
Разработать методические рекомендации для педагогов по проблеме исследования.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
Характеристика общения младших школьников
1.2. Конфликт и особенности проявления конфликтности младших школьников
1.3. Толерантность как педагогический феномен
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
2.1. Содержание, методика экспериментальной работы по формированию толерантности младших школьников
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Однако в реальной жизни, в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии.
Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.
Толерантность – реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющих различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.
Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к конкретной группе, обществу; национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере.
Проявление толерантности, которое равнозначно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.
Это означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Толерантность является структурным компонентом личности и затрагивает все сущностные сферы человека.
Сегодня решение задачи воспитания толерантности должно пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Педагоги часто сталкиваются с неблагоприятным воздействием стереотипного мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой средствами массовой информации.
Школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Они могут быть реализованы в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Основой толерантности является признание права на отличие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, какой он есть, уважение другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь; в понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.
В тоже время терпимость вовсе не означает безразличия к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Если невозможно сразу и однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.
В
рамках педагогического влияния
на межнациональное общение
В словаре « национальная толерантность» трактуется как « специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой - либо фактор в межнациональных отношениях».
Таким образом, межнациональная толерантность – это свойство личности, которое появляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.
В рамках школы можно предложить в плане воспитания у школьников веротерпимости специальный курс по истории религии народов России, предусмотрев, прежде всего изучение религии своего народа, затем ознакомление школьников с верованиями других этносов, проживающих на территории России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составляющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.
Воспитание толерантности и веротерпимость является важнейшим элементом и условием формирования культуры межнационального общения.[14]
Выводы по первой главе
Формирование толерантности является объективной потребностью современного общества. Основным принципом в общении между людьми должны стать терпимость.
Людям свойственны разные воззрения и интересы (социальные, экономические, национальные, вероисповедные). В этой связи терпимость (толерантность) становиться основой цивилизованных отношений между людьми. Особенно она важна сегодня в России, когда мы переживаем период радикальных трансформаций, переоценке ценностей, возникновения популярных по своим убеждениям партий, расслоения общества.
Толерантность считается признаком высокого интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.
Решение задачи воспитания толерантности должно пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
На наш взгляд, с начальной школы необходимо формировать толерантность, так как именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. В противном случае, не толерантное отношение к другому человеку приведет к конфликтной ситуации. В начальных классах происходит много конфликтов, которые возникают чаще всего на почве нарушения дисциплинарных требований, в общении или в играх. Они обычно открыты для взрослых, и взрослые могут вмешаться в них. Но открытость конфликтов не делает их менее значимыми.
Поэтому
необходимо научить детей быть толерантными
друг к другу. Только тогда конфликтов
между людьми станет меньше.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
2.1. Содержание, методика экспериментальной работы по формированию толерантности младших школьников
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Гимназии № 7, Сибирская, г. Новосибирск, март 2011г.
Испытуемые: учащиеся 3-Б класса в составе 24 человек, из них 13 мальчиков, 11 девочек в возрасте 10 – 11 лет.
Так как в основу исследования положено предположение (гипотеза) о том, что снижение межличностных конфликтов будет происходить при реализации таких условий как, например, увеличение объема знаний учащихся о феномене толерантности. Мы на практике с этой целью проводили «Урок толерантности». На нем учащиеся впервые познакомились с данным понятием, обсуждали различные ситуации, находили выход из трудных, приводили примеры. Расширение представлений учащихся о себе как субъекте межличностного взаимодействия, развитие позитивного отношения к взрослым и сверстникам; обучение способам поведения, способствующим установлению и поддержанию позитивных межличностных отношений, а так же предупреждению межличностных конфликтов; внедрение комплексных мер профилактики интолерантности детей достигалось при помощи разбора актуальных сейчас для учащихся ситуаций, которые посоветовал учитель-наставник, в беседе, о том, что каждый человек уникален и индивидуален, и что это не недостаток, а достоинство. Что общаться друг с другом мы должны культурно, вежливо и терпимо относиться ко всем людям, независимо от пола, возраста и национальности.
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
Эксперимент проходил на базе Гимназии №7, Сибирская. Он включал в себя 3 этапа:
Первый этап (сентябрь 2010 год – февраль 2011 года) – констатирующий – определение и обоснование темы исследования, плана, структуры работы, разработка диагностирующего инструментария, его использование в начале эксперимента.
Второй этап (февраль 2011 года – март 2011 года) – формирующий этап – целенаправленная опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности младших школьников.
Третий этап (март 2011 – май 2011)- итоговый - обработка результатов проведенного исследования и литературное оформление их в виде курсовой работы.
В данном параграфе представим и проанализируем результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Нами был использован
Констатирующий эксперимент проводился в начале исследования и ставил своей задачей изучение начального состояния уровня толерантности младших школьников, изучение реальной практики по формированию толерантности, как условие предупреждения межличностных конфликтов, выбор конкретных методик оценки начального состояния экспериментального объекта (толерантность младших школьников).
Проведя и проанализировав тест «Незаконченные предложения» (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина), мы выяснили, что учащиеся по разному относятся к таким сферам, как «учеба», «школа», «семья», «сверстники», «я», «люди», «будущее». Результаты отразили в таблице 1.
Таблица 1- Результаты отношения учащихся 3 класса к разным сферам
Оценка Сфера |
Весьма положительная, % | Положительная, % | нейтральная, % | Отрицательная, % | Крайне отрицательная, % |
Учеба | 91,6 | 4,2 | - | 4,2 | - |
Школа | 91,6 | - | 4,2 | 4,2 | - |
Семья | 75 | 20,8 | 4,2 | - | - |
Сверстники | 70,8 | 12,5 | 8,3 | 4,2 | - |
Я | 75 | 12,5 | 8,3 | 4,2 | - |
Люди | 66,7 | 25 | - | 8,3 | - |
Будущее | 79,2 | 20,8 | - | - | - |