Формирования толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить является ли формирование толерантности условием предупреждения межличностных конфликтов.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
Раскрыть содержание понятий «межличностный конфликт» и «толерантность» в контексте начальной школы.
Обосновать необходимость формирования толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов.
Выявить и экспериментально обосновать педагогических условий, обеспечивающих формирование толерантности младших школьников.
Разработать методические рекомендации для педагогов по проблеме исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
Характеристика общения младших школьников
1.2. Конфликт и особенности проявления конфликтности младших школьников
1.3. Толерантность как педагогический феномен
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
2.1. Содержание, методика экспериментальной работы по формированию толерантности младших школьников
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2003.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

   По  степени эмоциональной вовлеченности  можно выделить товарищеское и приятельское общение. Первое из них свойственно почти всем младшим школьникам и реализуется ими чаще всего в общении со сверстниками своего пола. Оно протекает главным образом в рамках классного коллектива и в процессе той жизнедеятельности, которая организуется учителем или возникает спонтанно в среде самих детей. Приятельское общение (которое самими детьми, а вслед за ними часто и взрослыми называется дружбой) реализуется, по некоторым данным, у 54% мальчиков и 63% девочек главным образом в процессе игр и связано в основном с общением лиц одного пола. Но до 8% мальчиков и 11% девочек реализуют его периодически в общении со сверстниками противоположного пола. Приятельское общение протекает как в организованной  жизнедеятельности классного коллектива, так и вне ее.

   Общение сверстников разных полов в младшем  школьном возрасте имеет некоторую специфику. В целом общение между мальчиками и девочками в 1 – 4 классах неинтенсивно, протекает главным образом в сферах жизнедеятельности, организованных учителем, и в играх во дворе по месту жительства.

   Среди младших школьников выделяется группа мальчиков и девочек, общение между которыми намного интенсивнее. При этом явно выделяется два типа подобного общения. Первый – это общение между собой мальчиков и девочек, которые находятся в неблагоприятном положении в системе общения сверстников своего пола и для  которых общение со сверстниками противоположного пола является компенсацией этого неблагополучия. [7] Этот тип общения по своим содержательным показателям и степени эмоциональной вовлеченности в  него  школьников аналогичен товарищескому или приятельскому общению со сверстниками своего пола.

   Во  втором типе общения между мальчиками и девочками участвуют как  ребята, занимающие неблагоприятное  положение в системе общения  сверстников своего пола, так и  занимающие удовлетворяющее их положение в этой системе. В рассматриваемом случае общение строится чаще всего на основе подражания образцам, заимствованным у старших ребят: прогулки вдвоем, посещение друг друга на дому, совместные просмотры кино, элементы ухаживания и т. д.  В содержании разговоров обращают на себя внимание рассказы друг другу о своих родных, знакомых семьи, о своих товарищах и подругах.

   В исследовании Мудрика А. В. Была выявлена группа младших школьников, в круг общения которых входят ребята более  младшего возраста, живущие с ними в одном доме. Содержание общения в этом случае определяется совместными играми, а иногда и общими увлечениями, например коллекционированием. Кроме того автор выяснил, что в круг общения мальчиков (10%) входят старшие ребята (разница в возрасте 2-5 лет). В общении со старшими младшие школьники выступают обычно в роли подчиненных (нередко «на побегушках»). В этих случаях содержание общения определяется интересами старших ребят, и зачастую характеризуются примитивностью, а иногда асоциальным содержание. У младших школьников с таким типом общения наблюдается намного менее интенсивное общение со взрослыми, чем у их сверстников.

   Структура круга общения младших школьников весьма не устойчива и подвижна. У большинства ребят возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий. Образуются широкие ситуативные игровые общности и более стабильные (относительно предыдущих объединений) приятельские группы. Количественный состав приятельских групп невелик: от 2 – 3 человек в первом до 4-6 в четвертом классе. Персональный состав этих групп весьма подвижен, к четвертому классу явно наблюдается рост устойчивости предпочтений.

   Следует отметить, что при всей неустойчивости структуры круга общения младших  школьников ретроспективные исследования позволяют утверждать, что в небольшом числе случаев общение, возникшее в начальной школе, продолжается на протяжении 10, а иногда более 20 лет. По выбору пространства общения младшие школьники подразделяются на две группы: Ориентированных на общение дома и в школе; ориентированных на общение на улице.

   У школьников первой группы общение происходит в школе, квартире, во дворе. У школьников второй группы в пространство общения входят также прилегающие дворы и улицы.

   Для школьников, ориентированных на общение на улице, характерны более широкий круг общения, большие по составу группы общения (до 15 человек). Эти школьники больше ориентированы на общение в процессе подвижных игр и различных «мероприятий» (походов в кино, в парк и т. д.), меньше общаются со взрослыми, именно для них характерно общение с ребятами раннего возраста.

   Для младших школьников, ориентированных  на общение  дома и в школе, свойственно  стремление к уединению, чаще всего  связанное с каким – либо предметным занятием. Они читают, рисуют, лепят  из пластилина  и т. д. По данным Н. П. Аникеевой, в уединении младшие школьники занимаются фантазированием и играми с вымышленными партнерами [1]. Это дает им возможность компенсировать отсутствие приятелей или каких-либо возможностей, привлекательных для них или имеющихся у товарищей. [9]

   1.2. Конфликт и особенности проявления конфликтности младших школьников

   Конфликт  это всегда сложный и многоплановый  социальный феномен. В нем участвуют  самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т. д., но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.

   Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения  конфликта.

   В отечественной литературе большинство  определений конфликта носит  также  социологический характер.  Приведем для примера  некоторые из определений конфликта:

   А.Г. Здравомыслов: Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. [6]

   А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. [5] Наряду с социальным конфликтом, о котором говорилось выше, существует внутриличностный конфликт. Это конфликт – проявление противоречий не на  уровне социальных групп или целых народов, а на личностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным.

   Необходимо  также отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия вызывают противоборство между сторонами конфликта.

   Всякий  конфликт возникает только при наличии  его объекта. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта.[8]

   Мы  же будем говорить о конфликтах и  об особенностях проявления конфликтности  младших школьников. Специфика возникновения, развития и разрешения межличностных конфликтов в начальной школе находится в прямой зависимости от следующих факторов:

    возрастные особенности младшего школьника;

    специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

    отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.

   Таким образом, существуют следующие возрастные особенности проявления конфликтности младших школьников:

    преобразование социальной ситуации развития (переход от беспечного детства к позиции ученика), изменение привычного образа жизни ребенка, распорядка дня;

    начало формирования отношений с классным коллективом, с учителями, необходимость считаться с мнением других участников-субъектов учебно-воспитательного процесса;

    значительные физические изменения в организме, что ведет к избытку физической энергии;

    нарушение психического равновесия,  неустойчивость  в  волевом  отношении, изменчивость настроений, излишняя впечатлительность в силу физиологических изменений организма;

    неустойчивость внимания младшего школьника, так как, во-первых, у него преобладает возбуждение над торможением и, во-вторых, проявляется естественное стремление к подвижности, вследствие чего он не может заниматься одним и тем же видом деятельности продолжительное время, так как быстро наступает утомление, запредельное торможение;

    преобладание впитывающего характера познания, а не запоминание, стремление детей к исследовательской деятельности в силу восприимчивости и впечатлительности, сравнению и анализу окружающих их явлений, выражению своего личного отношения к той или иной ситуации;

    появление новых потребностей и обязанностей: подчиняться требованиям учителя, выполнять домашние задания, овладевать новыми знаниями, умениями, получать хорошую оценку и похвалу учителя, общаться с учениками и учителем, что часто приводит к противоречиям с возможностями и интересами ребенка;

    доверчивое подчинение авторитету, но вместе с тем и становление его собственного Я в окружающем мире, формирование самооценки, потребность в защите со стороны взрослых;

    недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, не имеют место глубокие потрясения;

    отсутствие житейского опыта конструктивного поведения в случае возникновения конфликтной ситуации, преобладание стиля поведения на интуитивном уровне;

    преобладание игровой деятельности, как одного из средств формирования умений и навыков ребенка при возрастающей роли учебной деятельности.[3] 

   1.3. Толерантность как социо-педагогический феномен

   Исследование  толерантности как социо-педагогического  феномена является объективной потребностью современного общества.

   Прежде  чем дать более полную характеристику понятию толерантность, хотим выделить основные подходы к феномену толерантности:

    1. Толерантность не является механическим результатом действия каких-либо «факторов» (внутренних или внешних) как таковых; подлинная толерантность - это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений (экзистенционально-гуманистический подход).
    2. Психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике – это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений» (диверсификационный подход).
    3. В сложной « анатомии» толерантности ее психологической основой и ключевым измерением являются личностное измерение толерантности – ценности, смыслы, личностные установки (личностный подход).
    4. Среди всех разнообразных видов и форм толерантности основанием общей толерантности человека является межличностная толерантность: толерантность как особый способ взаимоотношения межличностного взаимодействия… общение с Другим, как межличностный диалог (диалогический подход)
    5. Полноценная толерантность – и прежде всего своей личностной основе не может быть результатом только внешних воздействия: толерантность не  столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности – это создание условий для развития (фасилитативный подход).[4]

   Основным  принципом в общении между  людьми должны стать терпимость, причем терпимость не пассивная, а активная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъединяет, а то, что их объединяет.

   Людям свойственны разные воззрения и  интересы (социальные, экономические, национальные, вероисповедные). В этой связи терпимость (толерантность) становиться  основой цивилизованных отношений  между людьми. Особенно она важна сегодня в России, когда мы переживаем период радикальных трансформаций, переоценке ценностей, возникновения популярных по своим убеждениям партий, расслоения общества.

   Толерантность считается признаком высокого интеллектуального развития индивидуума, группы, общества  в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

   Мы  знаем, что различных людей следует  воспринимать такими, какие они есть – со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому – это наш долг, причем в первую очередь – перед своей совестью.

Информация о работе Формирования толерантности младших школьников как условие предупреждения межличностных конфликтов