Формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 2
Глава I Теоретические основы формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
1.1. Сущность основных понятий по проблеме исследования «общение», «взаимодействие», «взаимоотношения»…………………………………… 6
1.2. Возрастные особенности формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста………………………….. 9
1.3. Значение подвижных игр в формировании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста……………………… … 14
Глава II Подвижные игры, как средство формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста
2.1. Подборка диагностик на выявления уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста………..…………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………... 28
Список литературы……………………………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

В данной работе мы решили задачи исследования:  раскрыли сущность основных понятий по проблеме исследования «общение», «взаимодействие», «взаимоотношения», определили возрастные особенности формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста, а также выявили значение подвижных игр в формировании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.  Дополнительно  подобрали  методы   диагностики на выявление уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

Теоретическое рассмотрение вопроса позволило нам подробно изучить взаимоотношения детей дошкольного возраста, их возрастные особенности: нестандартность, эмоциональность, инициативность и наличие «детского общества». Изучение теоретических основ игр: понятие, виды, значение подвижных игр  и их структурные возможности для развития ребенка и его взаимоотношений со сверстниками – показало педагогические возможности данного средства воспитания.

Подвижные игры являются достаточно сложным, но очень важным средством развития у дошкольников положительных взаимоотношений.

При выборе подвижной игры с правилами необходимо учитывать возраст детей и тщательно спланировать игру. Для формирования отношений доброжелательности и уважения необходимо развивать у детей социальную ориентированность на сверстника, используя общение по содержанию игровой  деятельности и структурные возможности самой игры.

Подобранные во второй главе  диагностические методы позволят нам увидеть уровень сформированности положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста и использовать данные выводы в педагогической работе.

 

 

Таким образом, мы сформулировали гипотезу о том, что правильно организованные подвижные игры могут выступать способом коррекции взаимоотношений детей и считаем, что гипотеза нашла свое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Педагогика, 1986. - 250 с.

2. Былеева Л.В., Яковлев В.Г. Подвижные игры. - М.: ФиС, 1982. - 224 с.

3. Дворкина, Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности и психических процессов детей 3-6 лет // Теоретико-методологические основы физического образования / Под общ. ред. доц. В.А.Вострикова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - 480 с.

4. Детские подвижные игры / Сост. В. Гришков. - Новосибирск: Кн. изд-во, 1992. - 96 с.

5. Диагностика развития дошкольника. Методическое пособие. - Орёл: ОГУ, 1999. - 216 с.

6. Дмитриенко И.С. Подвижные игры как средство развития физических качеств у младших школьников. - М.: РГУ, 2001. - 56 с.

7. Кальпио Н.Н. 80 игр для детского сада. - М.: Просвещение, 1973. - 48 с.

8. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.

9. Р. С. Немов «Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.:  Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 640с.

10. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.

11. Подвижные игры практический материал / Под ред. Л. Былеевой. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 279 с.

12.    Психология / Под ред. Крылова А.А. - М.: Проспект, 2000. - 584 с.

13. Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник. Методические рекомендации. - М.: МГППУ, 2003. - 140 с.

14. Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития //Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. С.69-74.

15. Смирнова Е. О. «Межличнотные отношения дошкольников: диагностика,  проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 158с: ил. – (Психология для всех)

16. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986. - 79 с.

17. Усова А.П. Игра и организация жизни детей. - М.: Педагогика, 1962. - 114 с.

18. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Педагогика, 1976. - 258 с.

19. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста учебник. - М.: Просвещение, 1976. - 239 с.

20. Шебеко В. Н., Шишкина В. А., Ермак К. И. Физическое воспитание дошкольников (Практикум). - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - 282 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Метод вербальных выборов

Старшие дошкольники (5—7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

1. С кем ты хотел  бы дружить, а с кем дружить  никогда не станешь?

2.  Кого ты позвал  бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3. С кем ты хотел  бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Обработка данных и анализ результатов.

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их отрицательные  и положительные выборы) заносятся  в специальный протокол (матрицу):

 

ФИО

Юра К.

Боря Ж.

Инна Г.

Света Ч.

Коля И.

Юра К.

 

 

+

 

 

Боря Ж.

+

 

 

+

 

 

+

Инна Г.

 

 

+

 

 

Света Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Коля И.

_

 

 

 

 

 

Сумма отрицательных  и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в

группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

<* популярные («звезды») — дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,

*> предпочитаемые — дети, получившие Один-два положительных выбора,

•:» игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),

*:* отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.

Следует подчеркнуть, что  далеко не всякая группа имеет столь  четкую социометрическую структуру. Встречаются  такие группы, в которых все  дети получают примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы. По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной.

 

 

 

 

Беседа «Понятливость»

Для беседы можно выбрать  шесть наиболее понятливых детей ( и соответствующих современным условиям вопросов из тест Д. Векслера для измерения общего интеллекта (субтест «Понятливость»):

1. Что ты будешь  делать, если порежешь себе палец?

2. Что ты будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дали поиграть?

3. Что ты будешь  делать, если пришел в магазин  за хлебом, а хлеба там не оказалось?

4. Что ты будешь  делать, если маленький мальчик  (девочка меньше тебя ростом, стал(а)  бы с тобой драться?

5. Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?

6. Почему при кораблекрушении  надо в первую очередь спасать женщин и детей?

Степень решения проблемы измеряется по трехбалльной шкале в соответствии с критериями, используемыми в тест Д. Векслера:

0 баллов — отсутствие  ответа;

1 балл — обращение  за помощью к кому-либо;

2 балла — самостоятельное  и конструктивное решение проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинки

Здесь детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации

1. Группа детей не  принимает своего сверстника  в игру

2. Девочка сломала  у другой девочки ее куклу.

3. Мальчик взял без  спроса игрушку девочки.

4. Мальчик рушит постройку  из кубиков у детей. Картинки  изображают взаимодействие детей  со сверстниками, и на каждой  из них есть обиженный, страдающий  персонаж. Ребенок должен понять  изображенный на картинке конфликт  между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.

Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями  людей с жизнью общества.

Степень решения проблемы оценивается по той же шкале, что  и в предыдущем тесте.

Помимо уровня развития социального интеллекта, методика [«Картинки» может дать богатый материал для  анализа качественного отношения ребенка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:

1. Уход от ситуации  или жалоба взрослому (убегу,  заплачу, пожалуюсь маме).

2.  Агрессивное решение  (побью, позову милиционера, дам  по голове палкой и т.п.).

3.  Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).

4.  Продуктивное решение  (подожду, пока другие доиграют; (починю куклу и т. п.).

В тех случаях, когда  из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика Рене Жиля

Данная методика выявляет избирательные предпочтения детей, а также преобладающую позицию ребенка среди других.

Начиная с 4 лет можно  использовать эту методику для определения того, с кем ребенок стремится общаться, как он относится к своим сверстникам. Методика позволяет выявить следующие данные:

* Чье общество —  сверстников или взрослых —  ребенок

предпочитает;

*Наличие внутрисемейных  конфликтов; стиль поведения ребенка  в конфликтных ситуациях.

Для проведения методики необходимы картинки с изображением различных ситуаций из детской жизни.

Ребенку одна за одной  предлагаются картинки, по поводу каждой из которых взрослый задает вопросы.

1.  Ты на прогулке  за городом. Покажи: где находишься  ты?

2.  Размести на этом  рисунке себя и еще нескольких  человек. Скажи: что это за  люди?

3. Тебе и некоторым  другим дали подарки. Кто-то  один получил подарок гораздо лучше, чем у других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?

4. Твои друзья идут  на прогулку. Где находишься ты?

5. С кем ты больше  всего любишь играть?

6. Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по-моему, даже дерутся. Покажи, где находишься ты. Расскажи, что произошло.

7.  Товарищ взял  твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать: плакать, жаловаться, кричать, постараешься отобрать, начнешь бить?

Ситуации (1—2) помогают выяснить отношения, с какими людьми ребенок предпочитает поддерживать. Если он называет только взрослых, это означает, что он испытывает трудности в контактах со сверстниками или сильную привязанность к значимым взрослым. Отсутствие же на рисунке родителей может означать отсутствие эмоционального контакта с ними.

Ситуации (3—7) определяют отношения ребенка с другими  детьми. Выясняется, есть ли у ребенка  близкие друзья, кто поучает вместе с ним подарки (3), находится рядом на прогулке с кем малыш предпочитает играть (5). Ситуации (6—7) определяют стиль поведения ребенка в конкретных ситуациях и его умение решать их.

Информация о работе Формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр