Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:23, курсовая работа
Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.
Введение…………………………………………………………………………… 2
Глава I Теоретические основы формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
1.1. Сущность основных понятий по проблеме исследования «общение», «взаимодействие», «взаимоотношения»…………………………………… 6
1.2. Возрастные особенности формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста………………………….. 9
1.3. Значение подвижных игр в формировании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста……………………… … 14
Глава II Подвижные игры, как средство формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста
2.1. Подборка диагностик на выявления уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста………..…………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………... 28
Список литературы……………………………………………………………… 30
В данной работе мы решили задачи исследования: раскрыли сущность основных понятий по проблеме исследования «общение», «взаимодействие», «взаимоотношения», определили возрастные особенности формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста, а также выявили значение подвижных игр в формировании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Дополнительно подобрали методы диагностики на выявление уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Теоретическое рассмотрение вопроса позволило нам подробно изучить взаимоотношения детей дошкольного возраста, их возрастные особенности: нестандартность, эмоциональность, инициативность и наличие «детского общества». Изучение теоретических основ игр: понятие, виды, значение подвижных игр и их структурные возможности для развития ребенка и его взаимоотношений со сверстниками – показало педагогические возможности данного средства воспитания.
Подвижные игры являются достаточно сложным, но очень важным средством развития у дошкольников положительных взаимоотношений.
При выборе подвижной игры с правилами необходимо учитывать возраст детей и тщательно спланировать игру. Для формирования отношений доброжелательности и уважения необходимо развивать у детей социальную ориентированность на сверстника, используя общение по содержанию игровой деятельности и структурные возможности самой игры.
Подобранные во второй главе диагностические методы позволят нам увидеть уровень сформированности положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста и использовать данные выводы в педагогической работе.
Таким образом, мы сформулировали гипотезу о том, что правильно организованные подвижные игры могут выступать способом коррекции взаимоотношений детей и считаем, что гипотеза нашла свое подтверждение.
Список литературы
1. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Педагогика, 1986. - 250 с.
2. Былеева Л.В., Яковлев В.Г. Подвижные игры. - М.: ФиС, 1982. - 224 с.
3. Дворкина, Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности и психических процессов детей 3-6 лет // Теоретико-методологические основы физического образования / Под общ. ред. доц. В.А.Вострикова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - 480 с.
4. Детские подвижные игры / Сост. В. Гришков. - Новосибирск: Кн. изд-во, 1992. - 96 с.
5. Диагностика развития дошкольника. Методическое пособие. - Орёл: ОГУ, 1999. - 216 с.
6. Дмитриенко И.С. Подвижные игры как средство развития физических качеств у младших школьников. - М.: РГУ, 2001. - 56 с.
7. Кальпио Н.Н. 80 игр для детского сада. - М.: Просвещение, 1973. - 48 с.
8. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
9. Р. С. Немов «Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 640с.
10. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.
11. Подвижные игры практический материал / Под ред. Л. Былеевой. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 279 с.
12. Психология / Под ред. Крылова А.А. - М.: Проспект, 2000. - 584 с.
13. Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник. Методические рекомендации. - М.: МГППУ, 2003. - 140 с.
14. Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития //Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. С.69-74.
15. Смирнова Е. О. «Межличнотные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 158с: ил. – (Психология для всех)
16. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986. - 79 с.
17. Усова А.П. Игра и организация жизни детей. - М.: Педагогика, 1962. - 114 с.
18. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Педагогика, 1976. - 258 с.
19. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста учебник. - М.: Просвещение, 1976. - 239 с.
20. Шебеко В. Н., Шишкина В. А., Ермак К. И. Физическое воспитание дошкольников (Практикум). - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - 282 с.
Приложение 1
Метод вербальных выборов
Старшие дошкольники (5—7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:
1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?
2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?
Обработка данных и анализ результатов.
В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.
Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):
ФИО |
Юра К. |
Боря Ж. |
Инна Г. |
Света Ч. |
Коля И. |
Юра К. |
|
+ |
|
— |
— |
Боря Ж. |
+ |
|
+ |
|
+ |
Инна Г. |
|
+ |
|
— |
— |
Света Ч |
— |
|
|
|
|
Коля И. |
_ |
|
— |
— |
|
Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в
группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:
<* популярные («звезды») — дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,
*> предпочитаемые — дети, получившие Один-два положительных выбора,
•:» игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),
*:* отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы.
При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.
Следует подчеркнуть, что далеко не всякая группа имеет столь четкую социометрическую структуру. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы. По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной.
Беседа «Понятливость»
Для беседы можно выбрать шесть наиболее понятливых детей ( и соответствующих современным условиям вопросов из тест Д. Векслера для измерения общего интеллекта (субтест «Понятливость»):
1. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?
2. Что ты будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дали поиграть?
3. Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба там не оказалось?
4. Что ты будешь делать, если маленький мальчик (девочка меньше тебя ростом, стал(а) бы с тобой драться?
5. Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?
6. Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?
Степень решения проблемы измеряется по трехбалльной шкале в соответствии с критериями, используемыми в тест Д. Векслера:
0 баллов — отсутствие ответа;
1 балл — обращение за помощью к кому-либо;
2 балла — самостоятельное
и конструктивное решение пробл
Картинки
Здесь детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации
1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру
2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу.
3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
4. Мальчик рушит постройку
из кубиков у детей. Картинки
изображают взаимодействие
Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей с жизнью общества.
Степень решения проблемы оценивается по той же шкале, что и в предыдущем тесте.
Помимо уровня развития социального интеллекта, методика [«Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребенка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:
1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).
2. Агрессивное решение
(побью, позову милиционера,
3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
4. Продуктивное решение
(подожду, пока другие
В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.
Методика Рене Жиля
Данная методика выявляет избирательные предпочтения детей, а также преобладающую позицию ребенка среди других.
Начиная с 4 лет можно использовать эту методику для определения того, с кем ребенок стремится общаться, как он относится к своим сверстникам. Методика позволяет выявить следующие данные:
* Чье общество — сверстников или взрослых — ребенок
предпочитает;
*Наличие внутрисемейных конфликтов; стиль поведения ребенка в конфликтных ситуациях.
Для проведения методики необходимы картинки с изображением различных ситуаций из детской жизни.
Ребенку одна за одной предлагаются картинки, по поводу каждой из которых взрослый задает вопросы.
1. Ты на прогулке за городом. Покажи: где находишься ты?
2. Размести на этом рисунке себя и еще нескольких человек. Скажи: что это за люди?
3. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил подарок гораздо лучше, чем у других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?
4. Твои друзья идут на прогулку. Где находишься ты?
5. С кем ты больше всего любишь играть?
6. Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по-моему, даже дерутся. Покажи, где находишься ты. Расскажи, что произошло.
7. Товарищ взял твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать: плакать, жаловаться, кричать, постараешься отобрать, начнешь бить?
Ситуации (1—2) помогают выяснить отношения, с какими людьми ребенок предпочитает поддерживать. Если он называет только взрослых, это означает, что он испытывает трудности в контактах со сверстниками или сильную привязанность к значимым взрослым. Отсутствие же на рисунке родителей может означать отсутствие эмоционального контакта с ними.
Ситуации (3—7) определяют отношения ребенка с другими детьми. Выясняется, есть ли у ребенка близкие друзья, кто поучает вместе с ним подарки (3), находится рядом на прогулке с кем малыш предпочитает играть (5). Ситуации (6—7) определяют стиль поведения ребенка в конкретных ситуациях и его умение решать их.