Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:23, курсовая работа
Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.
Введение…………………………………………………………………………… 2
Глава I Теоретические основы формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
1.1. Сущность основных понятий по проблеме исследования «общение», «взаимодействие», «взаимоотношения»…………………………………… 6
1.2. Возрастные особенности формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста………………………….. 9
1.3. Значение подвижных игр в формировании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста……………………… … 14
Глава II Подвижные игры, как средство формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста
2.1. Подборка диагностик на выявления уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста………..…………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………... 28
Список литературы……………………………………………………………… 30
Е. О. Смирнова рекомендует заканчивать каждую игру в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от нее, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться. В качестве прощания лучше всего использовать какой-нибудь ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие (например, взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг; или дети ласково дотрагиваются до плеча своего соседа; или встают в круг и прикладывают свои ладони к ладоням соседей и пр.).
По мнению учёных Р. С. Немова и А. В. Запорожеца игры делятся на несколько видов: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительные игры, дидактические игры, настольные игры-пособия, подвижные игры с правилами и без правил.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются строительные игры.
В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.
Р. С. Немов и А. В. Запорожец считают, что подвижные игры не только средство физического воспитания детей, где детям дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Но и оказывают большое влияние на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В подвижных играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях. Однако, В.Г. Нечаева вскрывает более глубинную связь правил с воспитанием: автор доказывает, что знание правил не обеспечивает нравственного поведения, нередко такое знание вызывает у ребенка чувство превосходства над другими детьми и используется им при обращении с жалобой к воспитателю, что вызывает чувство ущемленности, озлобления или тревоги по отношению к "жалобщику".
Также М.И. Боришевский обращал внимание на то, что дети ревностно относятся к правилам, если их ставят в положение "старшего", т.е. обучающего правилам. К подобному выводу приходит позже и Е.В.Субботский, показывая роль взрослых, которые начинают смотреть на ребенка как на "проводника правил", т.е. как на "большого". Такое воздействие оказывает сильное влияние на дошкольника, изменяет его отношение к самому себе, формирует у него специфическую оценку себя как большого. Именно поэтом необходимо учитывать возрастные особенности и личностные качества детей.
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно. Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление. Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что подвижные игры являются достаточно сложным, но очень важным средством развития у дошкольников положительных взаимоотношений, а так же, при выборе подвижной игры с правилами необходимо учитывать возраст детей и тщательно спланировать игру. А так же, для формирования отношений доброжелательности и уважения необходимо развивать у детей социальную ориентированность на сверстника, используя общение по содержанию той деятельности, которая касается задач и норм отношений между людьми.
Глава II Подвижные игры, как средство формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста
2.1. Диагностика положительных взаимоотношений у дошкольников
Выявление особенностей отношения ребенка к своим сверстникам является достаточно сложной и тонкой областью практической и клинической психологии. Большинство методик достаточно сложно не столько по своей организации, сколько по анализу результатов и интерпретации данных. Их проведение требует достаточно высокой психологической квалификации и опыта работы с детьми. Поэтому первоначально данные методики следует проводить под руководством опытного психолога, обсуждая с ним полученные данные.
Вместе с тем предложенные методики помогают выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка к сверстникам и к самому себе. Особое внимание психолога должны привлекать случаи игнорирования сверстников, страх перед ними, враждебное отношение к другим, подавление и обвинение их и прочее. Использование предложенных методик будет способствовать своевременному выявлению этих тенденций и поможет обнаружить детей, представляющих своеобразную группу риска в развитии проблемных форм межличностных отношений.
«Выбор в действии»
Цель методики — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура её проведения следующая.
Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:
«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».
После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.
В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:
C= К : n – 1 * 100 %
Где С — статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К — количество привлекательных предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе; п — количество детей в тестируемой группе.
Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.
Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т.е. показатель С.
Оценка результатов:
10 баллов - показатель С ребёнка равен 100%. 8-9 баллов — показатель С находится в пределах от 80% до 99%. 6-7 баллов — показатель С располагается в интервале от 60% до 79%. 4-5 баллов — показатель С находится в пределах от 40% до 59%. 2-3 балла — показатель С располагается в пределах от 20% до 39%. 0-1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Капитан корабля
Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
4. Кто еще остался на берегу?
Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).
Беседа
Для выявления представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним проводится индивидуальная беседа. Перед ее началом взрослый знакомится с ребенком |и предлагает поговорить с ним, создавая при этом доброжелательную атмосферу общения с ребенком. Ребенку задаются следующие вопросы:
1. Нравится ли тебе ходить в детский сад, почему?
2. Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе? Кто? Почему?
3. Если ты дашь другу
игрушку поиграть и сразу
4. Смог бы ты подарить
другу какую-нибудь игрушку
5. Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь, каково ему будет? Почему?
6. Когда тебя наказывают,
какое у тебя бывает
7. Если воспитательница хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?
8. Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, что будет чувствовать он?
9. Если у твоего друга не получается какое-то дело, как думаешь, какое у него будет настроение? А ты бы смог ему помочь?
10. Мама пообещала сходить с тобой в выходной день в цирк, а когда наступил выходной, оказалось, что ей надо сделать домашние дела (убраться, постирать и др.) и она не может идти с тобой в цирк. Какое у тебя будет тогда настроение?
Эти десять вопросов можно подразделить на три группы:
Первая — вопросы, выявляющие общее оценочное отношение и представление ребенка о других детях. Например, второй вопрос является провокационным. Предполагается, что гуманная позиция — это принятие всех детей и их положительная оценка. Если же ребенок дает отрицательную оценку детям это свидетельствует о поверхностном, предметно-оценочном отношении к сверстникам.
Вторая — вопросы,
позволяющие судить об уровне сформированности
представлений ребенка о
Третья — вопросы, имеющие целью выяснить уровень сформированности представлений ребенка о своих собственных переживаниях и степень их адекватного оценивания. Например: таких вопросов являются вопросы 6,7,10.
При обработке ответов на вопросы первой группы фиксируются: а) ответы, в которых дается отрицательная оценка детскому саду и сверстникам; б) ответы, положительно оценивающие детский сад и детей в группе; в) варианты отсутствия ответов.
При обработке вопросов второй и третьей групп фиксируются иные показатели: а) адекватность оценки; б) варианты ответов «не знаю» либо отсутствие ответов.
Таким образом, подбор данных диагностик и методики (беседа) позволит нам увидеть уровень сформированности положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста.
Заключение
Мы считаем, что данная тема достаточно актуальна, так как проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда.
Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другим. Вместе с тем методы нравственного воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.