Формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 2
Глава I Теоретические основы формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
1.1. Сущность основных понятий по проблеме исследования «общение», «взаимодействие», «взаимоотношения»…………………………………… 6
1.2. Возрастные особенности формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста………………………….. 9
1.3. Значение подвижных игр в формировании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста……………………… … 14
Глава II Подвижные игры, как средство формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста
2.1. Подборка диагностик на выявления уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста………..…………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………... 28
Список литературы……………………………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Е. О. Смирнова рекомендует заканчивать каждую игру в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от нее, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться. В качестве прощания лучше всего использовать какой-нибудь ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие (например, взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг; или дети ласково дотрагиваются до плеча своего соседа; или встают в круг и прикладывают свои ладони к ладоням соседей и пр.).

По  мнению учёных Р. С. Немова и А. В. Запорожеца игры делятся на несколько видов: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительные игры, дидактические игры, настольные игры-пособия, подвижные игры с правилами и без правил.

Игры различаются  по содержанию, характерным особенностям, по тому,  какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые  игры  создают  сами  дети  при  некотором   руководстве воспитателя. Основой их  является  детская самодеятельность.  Иногда  такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не  просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят  в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью  сюжетно-ролевых  игр являются строительные игры.

В практике воспитания используются и игры с  правилами,  создаваемые  для детей взрослыми. К играм с  правилами  относятся  дидактические,  подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко  определённое  программное  содержание, дидактические задачи, целенаправленность  обучения.  Самодеятельность  детей при этом не исключается, но она в большей  мере  сочетается  с  руководством воспитателя.   При   овладении   опытом   игры,   развитие   способности   к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

   Р. С. Немов и А. В. Запорожец считают, что подвижные игры не только средство физического воспитания  детей, где детям дают возможность развивать и совершенствовать движения,  упражняется  в беге, прыжках,  лазанье,  бросанье,  ловле  и  т.д.  Но и оказывают большое влияние на  нервно-психическое развитие  ребёнка,  формирование  важных  качеств  личности.  Они   вызывают положительные эмоции,  развивают  тормозные  процессы:  в  ходе  игры  детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от  движения при других. В подвижных  играх развивается воля,  сообразительность,  смелость, быстрота  реакций  и  др.  Совместные  действия  в играх   сближают   детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для  которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры определяется движениями, которые входят в  её  состав.  В программе воспитания в детском  саду  для  каждой  возрастной  группы  детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения  разных  видов: бег,  прыжки,  лазанье  и  т.д.  Игры  подбираются   с   учётом   возрастных особенностей  детей,  их  возможностей  выполнять  те  или  иные   движения, соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую  роль:  ими  определяется её ход, последовательность  действий,  взаимоотношения  играющих,  поведение каждого ребёнка. Правила обязывают  подчинятся  цели  и  смыслу  игры;  дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях. Однако, В.Г. Нечаева вскрывает более глубинную связь правил с воспитанием: автор доказывает, что знание правил не обеспечивает нравственного поведения, нередко такое знание вызывает у ребенка чувство превосходства над другими детьми и используется им при обращении с жалобой к воспитателю, что вызывает чувство ущемленности, озлобления или тревоги по отношению к "жалобщику".

Также М.И. Боришевский обращал внимание на то, что дети ревностно относятся к правилам, если их ставят в положение "старшего", т.е. обучающего правилам. К подобному выводу приходит позже и Е.В.Субботский, показывая роль взрослых, которые начинают смотреть на ребенка как на "проводника правил", т.е. как на "большого". Такое воздействие оказывает сильное влияние на дошкольника, изменяет его отношение к самому себе, формирует у него специфическую оценку себя как большого. Именно поэтом необходимо учитывать возрастные особенности и личностные качества детей.

В младших группах  воспитатель объясняет  содержание  и  правила  по  ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются  в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они  входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру,  они  могут проводить её самостоятельно. Руководство подвижными играми с  правилами  заключается  в  следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает  соответствие  требуемого  её характера  двигательной   деятельности,   доступность   игровых   правил   и содержания  детям  данного  возраста.  Он  следит  за  тем,  чтобы  в   игре участвовали все  дети,  выполняя  все  требуемые  игровые  движения,  но  не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать  их  перевозбуждение и утомление. Старших  дошкольников  необходимо  обучить  играть  в   подвижные   игры самостоятельно. Для этого  надо  развивать  у  них  интерес  к  этим  играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы  досуга,  на праздниках и т.д.

Таким образом, можно  сделать вывод, что подвижные  игры являются достаточно сложным, но очень важным средством развития у дошкольников положительных взаимоотношений, а так же, при выборе подвижной игры с правилами необходимо учитывать возраст детей и тщательно спланировать игру. А так же, для формирования отношений доброжелательности и уважения необходимо развивать у детей социальную ориентированность на сверстника, используя общение по содержанию той деятельности, которая касается задач и норм отношений между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Подвижные игры, как средство формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста

2.1. Диагностика  положительных взаимоотношений  у дошкольников

Выявление особенностей отношения ребенка к своим  сверстникам является достаточно сложной и тонкой областью практической и клинической психологии. Большинство методик достаточно сложно не столько по своей организации, сколько по анализу результатов и интерпретации данных. Их проведение требует достаточно высокой психологической квалификации и опыта работы с детьми. Поэтому первоначально данные методики следует проводить под руководством опытного психолога, обсуждая с ним полученные данные.

Вместе с  тем предложенные методики помогают выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка к сверстникам и к самому себе. Особое внимание психолога должны привлекать случаи игнорирования сверстников, страх перед ними, враждебное отношение к другим, подавление и обвинение их и прочее. Использование предложенных методик будет способствовать своевременному выявлению этих тенденций и поможет обнаружить детей, представляющих своеобразную группу риска в развитии проблемных форм межличностных отношений.

«Выбор  в действии»

Цель методики — изучение и оценка межличностных  отношений в группе детей дошкольного возраста. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура её проведения следующая.

Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:

«Оцени эти  три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».

После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.

В соответствии с количеством полученных предметов  определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:

C= К : n – 1 * 100 %

Где С — статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К — количество привлекательных предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе; п — количество детей в тестируемой группе.

Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.

Основанием для выводов  о статусе ребёнка служат количественные данные, т.е. показатель С.

Оценка результатов:

10 баллов - показатель  С ребёнка равен 100%. 8-9 баллов — показатель С находится в пределах от 80% до 99%. 6-7 баллов — показатель С располагается в интервале от 60% до 79%. 4-5 баллов — показатель С находится в пределах от 40% до 59%. 2-3 балла — показатель С располагается в пределах от 20% до 39%. 0-1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

 

Капитан корабля

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1.  Если бы ты  был капитаном корабля, кого  из группы ты взял бы себе  в помощники, когда отправился  бы в дальнее путешествие?

2. Кого пригласил бы  на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что  не взял бы с собой в плавание?

4.  Кто еще остался  на берегу?

Как правило, такие вопросы  не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Беседа

Для выявления представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним проводится индивидуальная беседа. Перед ее началом взрослый знакомится с ребенком |и предлагает поговорить с ним, создавая при этом доброжелательную атмосферу общения с ребенком. Ребенку задаются следующие вопросы:

1. Нравится ли тебе  ходить в детский сад, почему?

2. Как ты думаешь,  хорошие или плохие дети в  твоей группе? Кто? Почему?

3. Если ты дашь другу  игрушку поиграть и сразу заберешь  ее, когда он еще не успел  наиграться, как ты думаешь, какое настроение будет у него?

4. Смог бы ты подарить  другу какую-нибудь игрушку насовсем? Как думаешь, какое настроение  будет у него, если ты подаришь ему игрушку?

5. Если твоего друга  (сверстника) накажут, как ты думаешь,  каково ему будет? Почему?

6.  Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?

7.  Если воспитательница  хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?

8.  Если похвалят  твоего друга, как ты думаешь,  что будет чувствовать он?

9. Если у твоего  друга не получается какое-то  дело, как думаешь, какое у него  будет настроение? А ты бы смог  ему помочь?

10. Мама пообещала сходить  с тобой в выходной день  в цирк, а когда наступил выходной, оказалось, что ей надо сделать домашние дела (убраться, постирать и др.) и она не может идти с тобой в цирк. Какое у тебя будет тогда настроение?

Эти десять вопросов можно подразделить на три группы:

Первая — вопросы, выявляющие общее оценочное отношение  и представление ребенка о  других детях. Например, второй вопрос является провокационным. Предполагается, что гуманная позиция — это принятие всех детей и их положительная оценка. Если же ребенок дает отрицательную оценку детям это свидетельствует о поверхностном, предметно-оценочном отношении к сверстникам.

Вторая — вопросы, позволяющие судить об уровне сформированности представлений ребенка о состояниях сверстника и адекватности их оценки. К таким вопросам относятся 3,4,5,8,9 (с текст беседы). Задавая ребенку  такие вопросы, важно выявить  понимание ребенком субъективных состояний сверстника, т.е. как ребенок переживает в конкретной моделированной ситуации, не его знания о том, какой сверстник (жадный, добрый и т.д.).

Третья — вопросы, имеющие целью выяснить уровень  сформированности представлений ребенка о своих собственных переживаниях и степень их адекватного оценивания. Например: таких вопросов являются вопросы 6,7,10.

При обработке ответов  на вопросы первой группы фиксируются: а) ответы, в которых дается отрицательная  оценка детскому саду и сверстникам; б) ответы, положительно оценивающие детский сад и детей в группе; в) варианты отсутствия ответов.

При обработке вопросов второй и третьей групп фиксируются  иные показатели: а) адекватность оценки; б) варианты ответов «не знаю»  либо отсутствие ответов.

Таким образом, подбор данных диагностик и методики (беседа) позволит нам увидеть уровень сформированности положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мы считаем, что данная тема достаточно актуальна, так как  проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда.

Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другим. Вместе с тем методы нравственного воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.

Информация о работе Формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр