Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:23, курсовая работа
Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.
Введение…………………………………………………………………………… 2
Глава I Теоретические основы формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
1.1. Сущность основных понятий по проблеме исследования «общение», «взаимодействие», «взаимоотношения»…………………………………… 6
1.2. Возрастные особенности формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста………………………….. 9
1.3. Значение подвижных игр в формировании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста……………………… … 14
Глава II Подвижные игры, как средство формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста
2.1. Подборка диагностик на выявления уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста………..…………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………... 28
Список литературы……………………………………………………………… 30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретические основы формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
1.1. Сущность основных понятий по проблеме
исследования «общение», «взаимодействие»,
«взаимоотношения»…………………………………
1.2. Возрастные особенности формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста………………………….. 9
1.3. Значение подвижных игр в формировании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста……………………… … 14
Глава II Подвижные игры, как средство формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста
2.1. Подборка диагностик
на выявления уровня
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.
Проблема взаимодействия личности и коллектива находит отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Е. О. Смирнова, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др.). Ученые особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста.
Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желанием сделать приятное другим, готовностью оказать помощь, проявить уважение к сверстникам, доброжелательностью. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения. Положительные взаимоотношения выражаются в справедливом, вежливом, скромном, тактичном и предупредительном отношении ребенка к взрослым и сверстникам. Предпосылками, способствующими формированию достаточно высокого уровня взаимоотношений, являются существенные изменения во взаимоотношениях с окружающими, появившиеся в связи с потребностью в самостоятельных действиях, с более осознанным нравственным поведением, активностью, развивающейся способностью к подражанию и своеобразному отображению окружающей действительности в игре, с повышением уровня развития социальных мотивов, познавательных, главным образом, игровых, интересов, нравственных чувств, речи, воли, навыков и привычек.
Одним из основных средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников, по мнению Е. О. Смирновой и Д. Б. Эльконина являются: подвижные игры - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. В подвижных играх одновременно осуществляется не только физическое развитие, но и умственное, эстетическое, трудовое воспитание и нравственное. Поэтому мы считаем, что именно подвижная игра может явиться средством, позволяющим формировать положительные взаимоотношения у дошкольников.
Противоречие: между необходимостью формирования положительных взаимоотношений и неумением воспитателя их формировать в подвижной игре.
Исходя из противоречия, нами была выведена проблема исследования: выявление влияния подвижных игр на формирование положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Предмет: подвижные игры, как средство формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Определение предмета и объекта исследования, позволили нам сформулировать цель, задачи и гипотезу нашей работы.
Цель: обосновать влияние подвижных игр на формирование положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность основных понятий по проблеме исследования «общение», «взаимодействие», «взаимоотношения»
2. Определить возрастные
особенности формирования
3. Выявить значение подвижных игр в формировании положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностику на выявление уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Правильно организованные подвижные игры могут выступать способом коррекции взаимоотношений детей, способствуют выработке положительных качеств, являются средством, способным оказать положительное влияние на взаимоотношения со сверстниками детей дошкольного возраста. Предполагается, что специально организованная и разработанная методика по проведению подвижных игр способствует развитию положительных взаимоотношений дошкольников.
Методологическая основа:
Я. Л. Коломинский, В. С. Мухина, Щербакова, «Психология и педагогика игры дошкольника» (Материалы симпозиума) /Под ред. А. В. Запорожца А. П. Усовой. М., 1966 год., Эльконин Д.Б. «Детская психология» М., 1960 год.,
Л. И. Божович, В. Г. Нечаев, Т. А. Маркова, Я. Л. Коломинский, Е. О. Смирнова «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 158с: ил. – (Психология для всех), Р. С. Немов «Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 640с.
Методы исследования:
1. теоретический анализ литературы по теме,
2. эмпирические методы
(педагогический эксперимент,
3. методы статистической обработки данных.
Экспериментальной базой исследования послужил ДОУ № 86. В исследовании приняла участие группа № 10 (дети 4 – 5 лет).
Теоретическая значимость и научная новизна работы:
1. В исследовании
2. Выявлены условия
развития положительных
Практическая ценность исследования заключается в возможности применения его результатов в практической деятельности с детьми в условиях ДОУ для гармонизации взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками.
Сроки исследования: 13.04.2010 – 27.04.2010
Структура курсовой работы включает введение, две главы, список литературы и заключение. Объем курсовой работы страницы.
Глава I Теоретические основы формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
1.1. Сущность основных понятий по проблеме исследования «общение», «взаимодействие», «взаимоотношения»
В дошкольном возрасте мир ребенка не ограничивается семьёй. Значимые для него люди – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. По мере взросления ребенка важнее для него будет контакты и конфликты со сверстниками (Е.Смирнова).
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым.
Иногда взрослые не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, по мнению В. Г. Нечаевой, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача взрослого.
Исследования советских ученых, таких как Е. А. Покровский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, В. В. Гориневский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, В. Г. Яковлев и Р. Л. Жуковская и другие показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.
В настоящее время существует множество определений общения, взаимодействия и взаимоотношения. Каждый из авторов вносит в эти определения свой смысл и виденье.
Понятие общение относится к числу многозначных в философии, социологии и психологии. Одни ученые полагают, что это интеракция, обмен деятельностью, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь и координацию действий (Т. Шибутани). Другие рассматривают общение главным образом как речевую коммуникацию, выделяя взаимодействие в совместной деятельности как самостоятельную категорию. Так, Б.Ф. Ломов подчеркивает, что предметно – практическая деятельность составляет лишь одну сторону образа жизни, поведения человека в широком смысле; вторая сторона – общение как специфическая форма взаимодействия с другими людьми.
Например, Р.С. Немов определяет общение как обмен информацией между людьми, их взаимодействие.
Употребление понятия общения детскими психологами, они вслед за философами и социологами часто рассматривают его в качестве общепсихологической категории, охватывающей все виды и формы взаимодействия и отношений между людьми. Т.В. Драгунова считает, что «общение – это особая деятельность, которая существует, с одной стороны, в виде поступков детей по отношению друг к другу, а с другой в форме размышлений о поступках товарища (сверстника) и взаимоотношениях с ним». Л.А. Венгер, В.С. Мухина определяют общение не просто как обмен людей информацией, а информацией познавательного или аффективно – оценочного характера.
По определению Марковой Т.А. взаимодействие – это совместная деятельность (или причастность к деятельности), взаимная симпатия, глубокая эмоциональная привязанность, придающая в дружбе нравственную силу, социальную активность, уверенность в своей необходимости другому.
Взаимодействие – это совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. (Рузская А.Г.)
В рамках темы нашего исследования считаем необходимым раскрыть следующее определение «подвижная игра». Подвижные игры – это игры, в которых ребёнок развивает свои физические качества: силу, выносливость, ловкость, быстроту и гибкость. Такие игры помогают сделать эмоциональную «разведку», лучше познакомиться с ребятами. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение поставленной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр — их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в часто меняющихся условиях.
В подвижных играх ребёнок устаёт намного меньше, чем, если бы он просто бегал, прыгал. Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства.
Таким образом, суммировав вышесказанное, можно представить взаимоотношения как внутреннее состояние, «особая внутренняя реальность, которая представляет собой отражение в мыслях и переживаниях субъекта других людей». Общение – это процессы словесного и несловесного взаимодействия, в которых проявляются, закрепляются и развиваются межличностные отношения.
Сущность взаимоотношений, по мнению С.Л.Рубинштейна, состоит не столько в прямом отношении человека к другому, сколько в общении через предметную деятельность.
Изучению проблемы взаимоотношений как одной из важнейших в педагогике и психологии посвящено много исследований. Д.Б. Эльконин, В.А.Запорожец, Т.А.Маркова, Р.И.Жуковская, Я.Л. Коломинский, А.В. Ниричук, Л.В.Артёмова, А.П.Усова и другие авторы рассматривали взаимоотношения, складывающиеся между дошкольниками в группах детского сада. А.П.Усова отмечала, что в группах детского сада существует своеобразное «детское общество, со своей многообразной и относительно устойчивой системой эмоциональных отношений».
В соответствии со своеобразием межличностных отношений дошкольников, М.И. Лисина выделила следующие их виды.