Формирования коммуникативной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление наиболее развитых эффективных методов, приемов, форм, коммуникативных навыков у учащихся опытного класса.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные подходы социально-педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у младших школьников.
2. Выявить особенности коммуникации коллектива младших школьников.
3. Изучить опыт работы с коллективом младших школьников и выявить положительные резервы формирования коммуникативных навыков.
4. Разработать формы развития коммуникативных умений у младших школьников.
5. Исследовать эффективность разработанных форм и методов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры…….3-5
1.1. Понятие «культура». Сущность и структура коммуникативной культуры………….6-10
1.2. Психолого-педагогические особенности общения младших школьников ………………….11-12
1.3.Принципы, методы и формы воспитательния коммуникативной культуры младших школьников…………………………………………………………………………………...13-17
Выводы по первой главе……………………………………………………………………18
Глава 2. Формирование коммуникативной культуры учащихся 3 класса…………..19
2.1.Выявление уровня сформированных коммуникативных умений у учащихся 3 класса…………………………………………………………………………………………...19-27
2.2.Формирование коммуникативной культуры учащихся 3 класса на уроках литературы и во внеклассной работе……………………………………………………………………………28-30
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………………31-38
Выводы по второй главе……………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………………………….40-41
Список использованной литературы ………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

Курссовая Ирки.docx

— 319.53 Кб (Скачать)

Учащиеся скромно принимали  участие в беседе.

Час общения "Спешите делать добро", целью которого являлось организовать диалоговое общение ребенка со сверстниками.  Поставленные задачи:

  • установление взаимосвязи между человеческими чувствами и поступками;
  • формирование умения владеть своими чувствами
  • воспитание культуры человеческого общения.

1 задание ученики пишут  о себе положительные и отрицательные  качества,  2 задание- игра «И я…!», 3 задание «Мусорное ведро», в нем дети рассказывают почему нужно избавляться от мусора в частности от ненужных чувств, которые накапливаются, в 4 задании проводится упражнение «Волшебный фонарик», зажигая фонарик на определенном человеке, ученики должны увидеть только хорошие и положительные качества этого человека. Идет работа с пословицами, дети зачитываю стихотворение «Добро», ученикам предлагается составить свод правил «Спеши делать добро». Ведущий зачитывает ученикам следующее стихотворение из которого им нужно назвать качество, описываемое в стихотворении. В конце мероприятия воспроизводится песня о добре.

Учащиеся активно участвовали, лидировала статусная группа предпочитаемые. Час общения закончился положительным, поднятым и радостным настроением  у детей.

Занятие по теме: "Я – особенный"

    • Цель: помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других

 

    • Задачи:
  • развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
  • формирование умения говорить и думать о себе.

На этом занятии ученикам предлагается множество упражнений на взаимосвязь  с друг другом. Ребята выполняют такие упражнения как: “Объятие”, “Я такой же, как ты” (“Я такой же, как ты, потому что……” Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему), “Давайте говорить друг другу комплименты…”, “Магазин игрушек” (выбирается покупатель и продавец, остальные дети в роли игрушек. Когда покупатель выбирает себе игрушка, ученик должен выполнять движения игрушки, а покупатель угадывает, что за игрушка), проводится игра Практическая игра “Встаньте те, кто...” (называются качества), упражнение “Классная комната” (ученики изображают школьную мебель и от ее имени высказывают сообщения), упражнение “Протянуть руку”, упражнение “Найди пару”, Игра “Дождь в лесу”, Упражнение “ТРОН”, Упражнение “Открытая свеча” (пожелание учеников друг другу)

Учащиеся были активны, в работу активно включилась группа учеников «изолированные», что притянуло  интерес остальных учеников к  этой группе.

  • Так же детям были предложены ситуации, которые нужно было оценить. Сказать правильно ли поступают в той или иной ситуации и объяснить как правильно надо делать.
  • Загадки, отгадкой каких являлись вежливые слова.
  • Мини викторина «Правильно ли это?»  В мини викторине задавались вопросы, ученикам надо было ответить правильно или неправильно так делать. И объяснить как же нужно делать.

 

Игра-путешествие « Вежливое слово должен знать каждый»

Цель: закрепить  и углубить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения;

Задачи:

    • учить употреблять вежливые слова, прививать  этические нормы поведения,

общения людей  в обществе;

    • развивать коммуникативные навыки; воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умения работать в команде.

В игре-путешествии ученики делятся  на 3 команды, им предлагается 8 заданий. 1) кто больше назовет «вежливых  слов», 2) расшифровать зашифрованные  вежливые слова, 3) когда мы говорим  слова вежливости и для чего они  нужны. 4) прослушайте стихи и скажите, что в них неправильного, вредного и как нужно поступать в  таких ситуациях, 5) в каких сказках  добро побеждает зло, 6) соединить  пословицы, 7) конкурс капитанов «исправь ошибку», 8) игра в рифмы.

За каждый верный ответ ученикам зачислялись баллы. В конце награждение  победителя.

Ребята активно принимали участие  в игре. На протяжении всего мероприятия  шло активное взаимодействие всех учеников испытуемого класса. Закончилась  игра награждением победителя.

Игра по речевому этикету в форме  путешествия.

  • Цель:  Дать учащимся понятия о формулах речевого этикета
  • Задачи:

1.    Дать учащимся понятия о формулах речевого этикета, познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета, познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях

2.    Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной ситуации

  • Игра проводиться по станциям. Название станций: «Приветствие», «Давайте говорить друг другу комплименты...», «У меня зазвонил телефон», «Приходите в гости!»

На первой станции дети рассказывают как нужно приветствоваться, какими словами., На второй говорят друг другу  комплименты- это позволяет проследить отношение между учениками и сплотить коллектив, на третий станции ученики через предложенные ситуации отвечают как нужно разговаривать по телефону, в какое время, какие слова использовать в разговоре со старшими, на последней станции ученики рассказываю о поведении в гостях, что нужно делать если ты гость/хозяин.

 

2.3.Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы

Для выявления  эффективности работы проводимой с  учащимися 3 «В» класса по формированию коммуникативного общения был проведен контрольный эксперимент, в котором приняли участие все учащиеся (21 человек).

На контрольном  этапе были поставлены следующие  задачи:

  1. повторно провести те же методики, что были проведены на констатирующем этапе;
  2. сравнить полученные результаты;
  3. сделать выводы об изменении уровня коммуникативного общения.

Контрольный эксперимент  включал в себя те же методики, что и констатирующем этапе.

Наблюдение «Оценка коммуникативных умений младших школьников»было проведено с целью выявить уровень коммуникативных умений испытуемых. Данное наблюдение было проведено следующим образом: в зависимости от критериев коммуникативных умений были установлены уровни сформированных коммуникативных умений: высокий, средний и низкий, по которых оценивались учащиеся.

В ходе наблюдения были получены следующие результаты:

  • учащихся с высоким уровнем – 8 человек, что составляет 38 % от количества всех учащихся;
  • учащихся с средним уровнем – 11 человек, что составляет 52 % от количества всех учащихся;
  • учащихся с низким уровнем – 2 человек, что составляет 10 % от количества всех учащихся.

Результаты наблюдения «Оценка коммуникативных умений младших школьников» представлены в диаграмме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3. Результаты наблюдения на контрольном этапе.

Результаты наблюдения, полученные в ходе констатирующего  и контрольного этапов отражены на сравнительной диаграмме (Диаграмма 5).

Диаграмма 4. Результаты наблюдения, полученные в ходе констатирующего и контрольного этапов.

По данным диаграммы  заметны положительные изменения  по всем трем уровням: значительно увеличился показатель учащихся высокого уровня, замечено уменьшение учащихся со средним  уровнем, на низком уровне также произошло небольшое уменьшение. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что коммуникативные умения учащихся 3 «В» класса на контрольном этапе заметно улучшились по сравнению с констатирующим этапом.

Социометрический  тест был проведен с целью выявления взаимных симпатий между членами класса. Перед началом опроса проводился инструктаж тестируемого класса. Обработка и интерпретация данных проводятся следующим образом: социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый член группы и сколько взаимных выборов он имеет.  Анализ полученных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1 – 2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора).

Вопросы социометрии:

  1. «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»,
  2. «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?»,
  3. « Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?».

   ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

А.Полина

 

1

     

2

           

3

             

2

А. Катя

1

         

2

     

3

                 

3

А. Женя

 

1

   

2

   

3

                       

4

Б. Влад

       

1

                 

2

     

3

 

5

Д. Даша

               

1

     

2

       

3

   

6

Д.Надя

1

         

2

         

3

             
<p class="No_0020Spacing" style=" text-align: justi


Информация о работе Формирования коммуникативной культуры