Формирования коммуникативной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление наиболее развитых эффективных методов, приемов, форм, коммуникативных навыков у учащихся опытного класса.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные подходы социально-педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у младших школьников.
2. Выявить особенности коммуникации коллектива младших школьников.
3. Изучить опыт работы с коллективом младших школьников и выявить положительные резервы формирования коммуникативных навыков.
4. Разработать формы развития коммуникативных умений у младших школьников.
5. Исследовать эффективность разработанных форм и методов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры…….3-5
1.1. Понятие «культура». Сущность и структура коммуникативной культуры………….6-10
1.2. Психолого-педагогические особенности общения младших школьников ………………….11-12
1.3.Принципы, методы и формы воспитательния коммуникативной культуры младших школьников…………………………………………………………………………………...13-17
Выводы по первой главе……………………………………………………………………18
Глава 2. Формирование коммуникативной культуры учащихся 3 класса…………..19
2.1.Выявление уровня сформированных коммуникативных умений у учащихся 3 класса…………………………………………………………………………………………...19-27
2.2.Формирование коммуникативной культуры учащихся 3 класса на уроках литературы и во внеклассной работе……………………………………………………………………………28-30
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………………31-38
Выводы по второй главе……………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………………………….40-41
Список использованной литературы ………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

Курссовая Ирки.docx

— 319.53 Кб (Скачать)

Социометрический  тест был проведен с целью выявления взаимных симпатий между членами класса. Перед началом опроса проводился инструктаж тестируемого класса. Обработка и интерпретация данных проводятся следующим образом.

Первый шаг  – составление социоматрицы. Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый член группы и сколько взаимных выборов он имеет.  Анализ полученных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1 – 2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора).

Первые две  категории считаются благоприятными, две последние – неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом взаимоотношении – как средний; при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом – как низкий.

Вопросы социометрии:

  1. «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»,
  2. «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?»,
  3. « Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?».

   ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

А.Полина

 

1

     

2

           

3

             

2

А. Катя

1

         

2

     

3

                 

3

А. Женя

 

1

   

2

   

3

                       

4

Б. Влад

       

1

                 

2

     

3

 

5

Д. Даша

             

1

       

2

       

3

   

6

Д.Надя

1

         

2

                       

3

7

З.Максим

 

1

   

2

                   

3

       

8

З. Полина

 

1

               

2

   

3

           

9

И.Костя

     

1

             

2

           

3

 

10

К. Диана

 

1

       

2

                       

3

11

  К. Даша

 

1

                 

2

       

3

     

12

М. Артем

 

1

                             

2

 

3

13

П. Дима

     

1

         

2

       

3

         

14

П. Илья

1

           

2

                 

3

   

15

Р. Даник

     

1

 

2

     

3

                   

16

Р. Артем

                             

1

2

 

3

 

17

С. Вика

1

       

2

 

3

                       

18

С. Миша

       

1

           

2

   

3

         

19

С. Яна

         

1

       

2

         

3

     

20

Т.Лилиана

1

           

2

                     

3


 

 

 

 

 

 

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа

Кол-во учеников

Критерии

«Звезды»

2 человек

более 5 выборов

«Предпочитаемые»

11 человек

от 3 до 5 выборов

«Принятые»

5 человек

1 – 2 выбора

«Изолированные»

2 человека

не имеют выбора


Из данных социометрии  видно, что в классе есть дети «Звезды», которые пользуются популярностью, так же есть «Изолированные» те, кто отвергнут классом.

 

Диаграмма 2 Результаты социометрии

 

- 9,5 % учащихся имеют высокий  уровень взаимоотношений в классе.

 

-80% учащихся имеют средний уровень  взаимоотношений в классе.

 

-9,5% учащихся имеют низкий уровень  взаимоотношений в классе.


 

Для определения уровеня общительностибыл проведентест «Оценка уровня общительности» по модифицированной методике В.Ф. Ряховского. Школьникам было предложено ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (–). На обдумывание каждого вопроса отводится не более 1 минуты.

Таблица 2. Тест «Оценка уровня общительности»

Вопросы

Ответы

«Да»

«Нет»

1. Много ли у вас друзей, с  которыми вы постоянно общаетесь?

   

2. Долго ли вас беспокоит чувство  обиды, причиненной вам кем-либо  из ваших друзей?

   

3. Есть ли у вам стремление  к установлению новых знакомств  с различными людьми?

   

4. Верно ли, что вам приятнее  и проще проводить время с  книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

   

5. Легко ли вы устанавливаете  контакт с людьми, которые старше  Вас по возрасту?

   

6. Трудно ли вам включиться в  новые для вас компании?

   

7. Легко ли вам устанавливать  контакты с незнакомыми людьми?

   

8. Трудно ли вы осваиваетесь  в новом коллективе?

   

9. Стремитесь ли вы при удобном  случае познакомиться и побеседовать  с новым человеком?

   

10. Раздражают ли вас окружающие  люди и хочется ли вам побыть  одному?

   

11. Нравится ли вам находиться  среди людей?

   

12. Испытываете ли вы чувство  затруднения, неудобства или стеснения,  если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым  человеком?

   

13. Любите ли вы участвовать в  коллективных играх?

   

14. Правда ли, что вы чувствуете  себя неуверенно среди малознакомых  вам людей?

   

15. Полагаете ли вы, что вам не  представляет особого труда внести  оживление в малознакомую компанию?

   

16. Стремитесь ли вы ограничить  круг своих знакомых небольшим  количеством людей?

   

17. Чувствуете ли вы себя непринужденно,  попав в незнакомую для вас  компанию?

   

18. Правда ли, что вы не чувствуете  себя достаточно уверенно и  спокойно, когда приходится говорить  что-то большой группе людей?

   

19. Верно ли, что у вас очень  много друзей?

   

20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете  неловкость при общении с малознакомыми  людьми?

   

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов происходила следующим образом.

В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

С помощью дешифратора подсчитывалось количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

Дешифратор.

1

+

2

-

3

+

4

-

5

+

6

-

7

+

8

-

9

+

10

-

11

+

12

-

13

+

14

-

15

+

16

-

17

+

18

-

19

+

20

-


За каждый совпавший ответ с дешифратором начислялось по 1 баллу.

Пользуясь оценочной шкалой, определяется уровень общительности у младших школьников.

Уровень общительности

Количество баллов

Низкий

1 – 6

Средний

7 – 13

Высокий

14 – 20


Низкий  уровень общительности - школьник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Средний уровень общительности – нетстремления к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Высокий уровень общительности – активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

В ходе тестирования были получены следующие результаты:

  • учащихся с высоким уровнем – 8 человек, что составляет 38 % от количества всех учащихся;
  • учащихся с средним уровнем – 11 человек, что составляет 52 % от количества всех учащихся;
  • учащихся с низким уровнем – 2 человек, что составляет 10 % от количества всех учащихся.

Результаты проведенной  методики отражены в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Результатытестирования «Оценка уровня общительности».

 

- 38% учащихся стремятся к комм. деятельности. Быстро ориентируются в ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. В сложной ситуации предпочитают принимать самостоятельное решение, отстаивают свое мнение.

- 52% учащихсянетстремления к контактам с людьми, имеют ограниченный круг знакомств. Отстаивают свое мнение, не теряются в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремятся расширить круг знакомств, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации мероприятий.

- 10% учащихсяне стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают одиночество, испытывают трудности в установлении контактов, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды.


 

Из результатов  данной диаграммы можно сделать  вывод о том, что большая часть  учащихся 3 «В» класса нестремятся к контактам с людьми, имеют ограниченный круг знакомств, но отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Также онине теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомств, занимаятся общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении. С удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способены принять самостоятельные решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Данные всех методик, проведенных на констатирующем этапе, сведены в обобщающую таблицу (Таблица 3).

Таблица 3. Результаты констатирующего этапа.

 

Уровень коммуникативного общения

 

Количество  учащихся, %

Наблюдение «Оценка коммуникативных умений младших школьников»

 

Социометрия

Тест «Оценка уровня общительности»

низкий

14%

9,5%

10%

средний

62%

80%

52%

высокий

24%

9,5%

38%


 

Данные таблицы  позволяют сделать вывод об уровне коммуникативного общения учащихся по следующим критериям:

  1. Уровень коммуникативных умений– по данному критерию у большинства учащихся (62%) выявлен средний уровень коммуникативных умений, однако в классе имеются учащиеся со высоким (24%) и низким (14%) уровнем коммуникативных умений.
  2. Уровень благоприятных взаимоотношений – по данному критерию преобладают учащиеся с высоким уровнем (9,5%) коммуникативного общения, но стоит обратить внимание, что средний уровень выявлен у 80 % учащихся, а низкий – у 9,5  %.
  3. Уровень общительности – по данному критерию у 52% учащихся выявлен средний уровень общительности, высокий уровень у 38% учащихся, а низкий – всего 10%.

Таким образом  проведенные диагностические мероприятия показали средние результаты уровня коммуникативной культуры младших школьников, поэтому необходимо выбрать организационно-методическое обеспечение способствующее воспитанию коммуникативной культуры младших школьников и провести формирующий этап.

2.2.Формирование коммуникативной  культуры учащихся 3 класса на  уроке литературы и во внеклассной  работе

Для формирования коммуникативной  культуры учащихся 3 класса были проведены  следующие методики:

 Беседа. Просьба  рассказать о себе, о том, что  нравится делать и почему.

  • Цель: установить контакт, расположить к себе ребенка, снять зажатость.
  • Оценить: насколько легко ребенок вступает в контакт с незнакомым человеком в новой обстановке, нуждается ли в присутствии родных (или другого близкого человека), чтобы чувствовать себя увереннее, общее речевое развитие (свободна ли речь, не вызывает ли затруднений поиск нужного слова и пр.), степень владения невербальными средствами коммуникации (мимика, жестикуляция и т.д.)

Информация о работе Формирования коммуникативной культуры