Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление наиболее развитых эффективных методов, приемов, форм, коммуникативных навыков у учащихся опытного класса.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные подходы социально-педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у младших школьников.
2. Выявить особенности коммуникации коллектива младших школьников.
3. Изучить опыт работы с коллективом младших школьников и выявить положительные резервы формирования коммуникативных навыков.
4. Разработать формы развития коммуникативных умений у младших школьников.
5. Исследовать эффективность разработанных форм и методов.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры…….3-5
1.1. Понятие «культура». Сущность и структура коммуникативной культуры………….6-10
1.2. Психолого-педагогические особенности общения младших школьников ………………….11-12
1.3.Принципы, методы и формы воспитательния коммуникативной культуры младших школьников…………………………………………………………………………………...13-17
Выводы по первой главе……………………………………………………………………18
Глава 2. Формирование коммуникативной культуры учащихся 3 класса…………..19
2.1.Выявление уровня сформированных коммуникативных умений у учащихся 3 класса…………………………………………………………………………………………...19-27
2.2.Формирование коммуникативной культуры учащихся 3 класса на уроках литературы и во внеклассной работе……………………………………………………………………………28-30
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………………31-38
Выводы по второй главе……………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………………………….40-41
Список использованной литературы ………………………………………………………42
Социометрический тест был проведен с целью выявления взаимных симпатий между членами класса. Перед началом опроса проводился инструктаж тестируемого класса. Обработка и интерпретация данных проводятся следующим образом.
Первый шаг – составление социоматрицы. Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый член группы и сколько взаимных выборов он имеет. Анализ полученных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1 – 2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора).
Первые две
категории считаются благоприят
Вопросы социометрии:
№ |
ФИО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
1 |
А.Полина |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
2 |
А. Катя |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
3 |
А. Женя |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
4 |
Б. Влад |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
5 |
Д. Даша |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
6 |
Д.Надя |
1 |
2 |
3 | |||||||||||||||||
7 |
З.Максим |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
8 |
З. Полина |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
9 |
И.Костя |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
10 |
К. Диана |
1 |
2 |
3 | |||||||||||||||||
11 |
К. Даша |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
12 |
М. Артем |
1 |
2 |
3 | |||||||||||||||||
13 |
П. Дима |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
14 |
П. Илья |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
15 |
Р. Даник |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
16 |
Р. Артем |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
17 |
С. Вика |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
18 |
С. Миша |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
19 |
С. Яна |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||
20 |
Т.Лилиана |
1 |
2 |
3 |
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа |
Кол-во учеников |
Критерии |
«Звезды» |
2 человек |
более 5 выборов |
«Предпочитаемые» |
11 человек |
от 3 до 5 выборов |
«Принятые» |
5 человек |
1 – 2 выбора |
«Изолированные» |
2 человека |
не имеют выбора |
Из данных социометрии видно, что в классе есть дети «Звезды», которые пользуются популярностью, так же есть «Изолированные» те, кто отвергнут классом.
Диаграмма 2 Результаты социометрии
|
- 9,5 % учащихся имеют высокий
уровень взаимоотношений в
-80% учащихся имеют средний
-9,5% учащихся имеют низкий уровень взаимоотношений в классе. |
Для определения уровеня общительностибыл проведентест «Оценка уровня общительности» по модифицированной методике В.Ф. Ряховского. Школьникам было предложено ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (–). На обдумывание каждого вопроса отводится не более 1 минуты.
Таблица 2. Тест «Оценка уровня общительности»
Вопросы |
Ответы | |
«Да» |
«Нет» | |
1. Много ли у вас друзей, с
которыми вы постоянно |
||
2. Долго ли вас беспокоит |
||
3. Есть ли у вам стремление
к установлению новых |
||
4. Верно ли, что вам приятнее
и проще проводить время с
книгами или за каким-либо |
||
5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту? |
||
6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании? |
||
7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми? |
||
8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? |
||
9. Стремитесь ли вы при удобном
случае познакомиться и |
||
10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? |
||
11. Нравится ли вам находиться среди людей? |
||
12. Испытываете ли вы чувство
затруднения, неудобства или |
||
13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх? |
||
14. Правда ли, что вы чувствуете
себя неуверенно среди |
||
15. Полагаете ли вы, что вам не
представляет особого труда |
||
16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? |
||
17. Чувствуете ли вы себя |
||
18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей? |
||
19. Верно ли, что у вас очень много друзей? |
||
20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете
неловкость при общении с |
Обработка результатов происходила следующим образом.
В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||||||||
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
С помощью дешифратора
Дешифратор.
1 |
+ |
2 |
- |
3 |
+ |
4 |
- |
5 |
+ |
6 |
- |
7 |
+ |
8 |
- |
9 |
+ |
10 |
- |
11 |
+ |
12 |
- |
13 |
+ |
14 |
- |
15 |
+ |
16 |
- |
17 |
+ |
18 |
- |
19 |
+ |
20 |
- |
За каждый совпавший ответ с дешифратором начислялось по 1 баллу.
Пользуясь оценочной шкалой, определяется уровень общительности у младших школьников.
Уровень общительности |
Количество баллов |
Низкий |
1 – 6 |
Средний |
7 – 13 |
Высокий |
14 – 20 |
Низкий уровень общительности - школьник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.
Средний
уровень общительности – нетстр
Высокий уровень общительности – активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
В ходе тестирования были получены следующие результаты:
Результаты проведенной методики отражены в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Результатытестирования «Оценка уровня общительности».
|
- 38% учащихся стремятся к комм. деятельности. Быстро ориентируются в ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. В сложной ситуации предпочитают принимать самостоятельное решение, отстаивают свое мнение. - 52% учащихсянетстремления к контактам с людьми, имеют ограниченный круг знакомств. Отстаивают свое мнение, не теряются в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремятся расширить круг знакомств, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации мероприятий. - 10% учащихсяне стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают одиночество, испытывают трудности в установлении контактов, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. |
Из результатов данной диаграммы можно сделать вывод о том, что большая часть учащихся 3 «В» класса нестремятся к контактам с людьми, имеют ограниченный круг знакомств, но отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Также онине теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомств, занимаятся общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении. С удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способены принять самостоятельные решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Данные всех методик, проведенных на констатирующем этапе, сведены в обобщающую таблицу (Таблица 3).
Таблица 3. Результаты констатирующего этапа.
Уровень коммуникативного общения |
Количество учащихся, % | ||
Наблюдение «Оценка коммуникативных умений младших школьников» |
Социометрия |
Тест «Оценка уровня общительности» | |
низкий |
14% |
9,5% |
10% |
средний |
62% |
80% |
52% |
высокий |
24% |
9,5% |
38% |
Данные таблицы позволяют сделать вывод об уровне коммуникативного общения учащихся по следующим критериям:
Таким образом проведенные диагностические мероприятия показали средние результаты уровня коммуникативной культуры младших школьников, поэтому необходимо выбрать организационно-методическое обеспечение способствующее воспитанию коммуникативной культуры младших школьников и провести формирующий этап.
2.2.Формирование
Для формирования коммуникативной культуры учащихся 3 класса были проведены следующие методики:
Беседа. Просьба рассказать о себе, о том, что нравится делать и почему.