Формирование умственной активностиу детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Интеллектуально-познавательное развитие – сложный процесс формирования познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» интеллектуально-познавательного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач [2, с.3].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Умственная активность как условие интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста
6
1.1. Умственная активность детей дошкольного возраста, её особенности
6
1.2. Задачи и содержание интеллектуально-познавательного развития и интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
14
ГЛАВА 2. Сущность методики ТРИЗ
19
2.1 Система ТРИЗ: возможности освоения и применения
19
2.2 Характеристика методов системы ТРИЗ
22
ГЛАВА 3. Условия формирования умственной активности у детей дошкольного возраста методами ТРИЗ
32
3.1 Определение уровня умственной активности у детей старшего дошкольного возраста
32
3.2 Создание условий формирования умственной активности методами ТРИЗ
38
3.3 Выводы и рекомендации по использованию методики ТРИЗ для формирования у дошкольников умственной активности
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
49
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

копия диплом Марина.docx

— 88.67 Кб (Скачать)

Правило 6. Если, выполняя задание, ребенок  увязает в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в  стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой.

Правило 7. Основной инструмент ТРИЗ –  слово, поэтому ребенок должен общаться в процессе обучения. Не нужно бояться  использовать оригинальную терминологию. Необходимо стремится к стимулированию естественной речи в процессе выполнения творческих заданий. В методике ТРИЗ занятия по развитию речи рекомендуется  объединять с занятиями по развитию памяти, воображения, логического нестандартного мышления [8, с.  56]. Не нужно злоупотреблять максимальным количеством наглядности, это в ТРИЗ неэффективно.

Правило 8. Если ребенок смел и уверен в себе, можно начинать учить его  критически оценивать свои ответы, чтобы к старшему дошкольному  возрасту сформировать у него адекватную оценку по отношению к себе и к  окружающему, отличать реальное от вымышленного.

Правило 9. В конце занятия необходимо подводить итоги для того, чтобы  обучить детей навыкам рефлексивного  анализа. При совместном составлении  загадок, метафор и лимериков  окончательный текст рекомендуется  прочитать воспитателю. Итоги занятия  можно проводить в самых разнообразных  формах: «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение» и т.д. Желательно обеспечить естественный переход детей  от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими режимными моментами.

Правило 10. Вместе с детьми необходимо растить и родителей ТРИЗовцев. Причем уровень ТРИЗовский образованности у последних должен быть на несколько порядков выше, чем у детей. Это будет способствовать развитию малышей не только в детском саду, но и в семье.

Что касается методики ТРИЗ как средства формирования у дошкольников умственной активности, то при работе с детьми необходимо учитывать следующие  условия: включать методику ТРИЗ в учебную  деятельность; ориентироваться на зону ближайшего развития детей, а также  использовать индивидуальный подход к  детям. Что мы и сделали в процессе проведения исследования и тем самым  добились необходимого результата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопросами умственного воспитания занимались многие психологи и педагоги (Ю.К. Бабанский, Н.А. Ветлугина, А.В. апорожец, О.М. Дьяченко, И.Д. Зверев, И.Я. Лернер, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина). Однако разработанная ими система обучения ориентирована на развитие репродуктивного мышления. То есть они оставляют без внимания тот факт, что одной из задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них умственной активности.

Мы изучили методику ТРИЗ, как  основное средство формирования умственной активности детей дошкольного возраста. В центре нашего внимания были работы учёных (Т. Альтшуллера, С.И. Гин, Т.И. Ерофеевой, А. Страунинга, М. Шустермана), а также передовых педагогов (Т. Кочегаровой, Н. Куксовой, И. Кунц, Г. Позняковой и т.д.).

Нам необходимо было изучить условия  использования методики ТРИЗ по формированию умственной активности у детей дошкольного  возраста. Для этого перед нами стояли следующие задачи:

1) раскрыть характерные особенности  интеллектуально-познавательного развития  и деятельности дошкольников;

2) определить сущность методов  ТРИЗ как средства формирования  у детей умственной активности;

3) изучить условия формирования  умственной активности у дошкольников; 

4) разработать рекомендации по  созданию условий и использованию  методов ТРИЗ в педагогической  деятельности дошкольных учреждений.

В результате проведения данной работы мы пришли к выводу о том, что аспект  формирования у детей умственной активности связан с развитием у  детей мыслительных операций, познавательных интересов и способностей. Многие познавательные процессы в дошкольном возрасте долго не приобретают самостоятельности. Ребёнок не владеет специальными действиями сосредоточения, не умеет  сохранять в памяти увиденное  или услышанное, не обладает умениями представлять во внутреннем плане сознания нечто новое. Основная задача взрослых при работе с детьми дошкольного  возраста заключается в том, чтобы  поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к  разным сферам деятельности, удовлетворять  потребность в познании. В данном случае инструментом для развития умственной активности может стать Теория решения  изобретательских задач. Однако для  получения наилучшего результата, при  работе с методикой ТРИЗ необходимо соблюдать следующие условия:

  1. включение методов ТРИЗ в учебную деятельность;
  2. ориентация на зону ближайшего развития детей;
  3. индивидуальный подход к детям.

Наше исследование состояло из трёх этапов. На первом этапе, используя  методики А.Н. Белоус, В. Кудрявцева, Г.А. Любиной мы изучили уровень интеллектуально-познавательного  развития детей и выявили у  них зону ближайшего развития. На втором этапе в одной из групп мы, используя  методику ТРИЗ, проводили эксперимент  по формированию у детей умственной активности. Мы использовали методику ТРИЗ в учебной деятельности, согласно плану воспитателя нами были разработаны  занятия по формированию элементарных математических представлений, по развитию речи и обучению грамоте.  Проводилась  индивидуальная работа с детьми. Методика ТРИЗ использовалась в дидактических  и подвижных играх. Контрольный  этап исследования показал, что при  соблюдении ряда условий, методика ТРИЗ способствует формированию умственной активности как основы интеллектуально-познавательного  развития и готовности к обучению в школе. Следовательно, что наша гипотеза подтвердилась.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Белоус, А.Н. Развитие интеллектуально-познавательной  сферы детей дошкольного возраста / А.Н.Белоус. – Мн., 2002. – 144с.

2. Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А.Венгер. – М., 1989. – 127с.

3. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду / С.И.Гин. – Мн., 2004. – 112с.

4. Козлова, С.А., Куликова, Т.А.Дошкольная  педагогика / С.А.Козлова. – М., 2000. – 416с. 

5. Кочегарова, Т., Кунц, И. Наука думать, размышлять / Т.Кочегарова // Пралеска. – 2001. - №1. – С.12 – 18.

6. Кудрявцев, В., Синельников, В.  Ребёнок-дошкольник: новый подход  к диагностике творческих способностей / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 1995. - №10. – С.67-68.

7. Куксова, Н. Система ТРИЗ: возможности освоения и применения / Н. Куксова // Пралеска. – 2001. - № 9. – С.19-23.

8. Ляшко, Т. О некоторых приёмах развития речи / Т.О. Ляшко // Дошкольное воспитание. – 1999. – С.56.

9. Любина, Г.А. Детская речь / Г.А.Любина. – Мн.,2002. – 224с.

10. Миронова, Р.И. Педагогические  технологии обучения и воспитания  детей / Р.И. Миронова. – Мозырь, 2003. – 180с.

11. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов– М.,2001. – Кн. 3. – 640с.

12.  Познякова, Г. Мы выбираем  ТРИЗ/ Г. Познякова// Пралеска. – 2005. - №7. – С.15

13. Понимать, принимать, развивать / Под ред. Е.А.Климкович. – Мн., 2004. – 128с.

14. «Пралеска»: Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста / Е.А. Панько [и др.] - Мн., 2007. – 245с.

15. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова. – М.,1983. – 448с.

16. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – 494с.

17. Сапогова, Е.Е. Психология развития  человека / Е.Е.Сапогова. – М., 2001. –  460с.

18. Современные образовательные  программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.,1999. – 344с.

19. Страунинг, А. Давайте сами себе поможем работать по ТРИЗ / А.Страунинг // Дошкольное воспитание. – 1997. - №11. – С.27-31.

20. Страунинг, А. Метод фокальных объектов / А. Страунинг // Дошкольное воспитание. – 1997. - №1. – С.8.

21. Урунтаева, Т.А. Дошкольная психология / Т.А. Урунтаева. – М., 1999, - 336с.

22. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические  сочинения / К.Д. Ушинский. – М., 1953. – Т.1 – С.324.

23. Ядэшко, В.И., Сохин, Ф.А., Ильина, Т.А. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина,– М.,1986. – 415с. 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование умственной активностиу детей дошкольного возраста