Формирование умственной активностиу детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Интеллектуально-познавательное развитие – сложный процесс формирования познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» интеллектуально-познавательного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач [2, с.3].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Умственная активность как условие интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста
6
1.1. Умственная активность детей дошкольного возраста, её особенности
6
1.2. Задачи и содержание интеллектуально-познавательного развития и интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
14
ГЛАВА 2. Сущность методики ТРИЗ
19
2.1 Система ТРИЗ: возможности освоения и применения
19
2.2 Характеристика методов системы ТРИЗ
22
ГЛАВА 3. Условия формирования умственной активности у детей дошкольного возраста методами ТРИЗ
32
3.1 Определение уровня умственной активности у детей старшего дошкольного возраста
32
3.2 Создание условий формирования умственной активности методами ТРИЗ
38
3.3 Выводы и рекомендации по использованию методики ТРИЗ для формирования у дошкольников умственной активности
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
49
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

копия диплом Марина.docx

— 88.67 Кб (Скачать)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Формирование умственной активности у детей дошкольного возраста методами ТРИЗ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. Умственная активность как  условие интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста

6

1.1. Умственная активность детей  дошкольного возраста, её особенности

6

1.2. Задачи и содержание интеллектуально-познавательного  развития и интеллектуальной  готовности к школе детей старшего  дошкольного возраста

14

ГЛАВА 2. Сущность методики ТРИЗ

19

2.1 Система ТРИЗ: возможности освоения  и применения

19

2.2 Характеристика методов системы  ТРИЗ

22

ГЛАВА 3. Условия формирования умственной активности у детей дошкольного возраста методами ТРИЗ

32

3.1 Определение уровня умственной  активности у детей старшего  дошкольного возраста

32

3.2 Создание условий формирования  умственной активности методами  ТРИЗ

38

3.3 Выводы и рекомендации по  использованию методики ТРИЗ  для формирования у дошкольников  умственной активности

40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

49

ПРИЛОЖЕНИЯ

51


 

ВВЕДЕНИЕ

Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников – важнейшая составная  часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей  жизни. Интеллектуально-познавательное развитие – сложный процесс  формирования познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладение  речью. «Ядром» интеллектуально-познавательного  развития, его основным содержанием  является развитие умственных способностей. Умственные способности – это  те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач [2, с.3].

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет  ребёнок ко времени поступления  в школу, а готов ли он к получению  новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные  выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Советские психологи и педагоги (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова) разработали принципы, содержание и методы интеллектуально-познавательного воспитания детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие умственных способностей. Особенности организации интеллектуально-познавательного воспитания раскрывали в своих трудах Ю.К. Бабинский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Р.И. Говорова, И.Л. Дзержинская, О.М. Дьяченко, И.Д. Зверев, И.Я. Лернер, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.

Анализ состояния современного дошкольного образования свидетельствует  о возникшем противоречии между  потребностью общества в гармонично развитой личности, способной к созидательному творчеству, и традиционно сложившейся  системой обучения и воспитания, сводимой к передаче содержания и объёма знаний-умений-навыков  воспроизводящего характера, базирующихся на развитии репродуктивного мышления, а не на формировании средств и  способов мыслительной деятельности.

Приходится констатировать тот  факт, что до тех пор, пока мы не научимся мыслить системно, критически, самостоятельно и творчески, наш мозг по-прежнему будет «упакован» в строгие рамки  стереотипов (Т. Альтшулер, Б. Белобрыкина, В. Библер, В. Богат, А. Страунинг, М. Шустерман, Е. Щербакова). Более того, если мы постоянно будем ориентировать детей только на репродуктивный способ приобретения знаний, есть вероятность проявления процесса Необратимого Угасания Возможностей Естественного Развития Способностей (НУВЕРС) [7, с.18]. Этим самым мы обрекаем ребёнка на низкие темпы развития и низкий конечный результат.

Обозначенные проблемы требуют  поиска иных средств работы с дошкольниками. В данном случае инструментом для  развития умственной активности и воображения  может стать Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). ТРИЗ – наука думать, размышлять, изобретать – за последние  годы прочно заняла умы инженеров, техников, учёных, работников системы дошкольного  образования. Исследования свидетельствуют, что у детей, занимающихся по системе  ТРИЗ, лучше развиваются память, воображение, логическое мышление, интеллект. Дети, обучающиеся по методике ТРИЗ, имеют высокий уровень интеллекта. Без технологии ТРИЗ не может быть качественного дошкольного образования.

Цель нашей работы: изучить условия  формирования умственной активности у  детей дошкольного возраста методами ТРИЗ.

Задачи:

1) раскрыть характерные особенности  интеллектуально-познавательного развития  и деятельности дошкольников;

2) определить сущность методов  ТРИЗ как средства формирования  у детей умственной активности;

3) изучить условия формирования  умственной активности у дошкольников; 

4) разработать рекомендации по  созданию условий и использованию  методов ТРИЗ в педагогической  деятельности дошкольных учреждений.

Объект исследования: умственная активность как основа интеллектуально-познавательного  развития детей дошкольного возраста и интеллектуальной готовности детей  к школе.

Предмет исследования: условия эффективного использования методов ТРИЗ по формированию умственной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: использование в педагогическом процессе дошкольного учреждения методов  ТРИЗ способствует формированию у детей  умственной активности при соблюдении следующих условий:

  1. включение методов ТРИЗ в учебную деятельность;
  2. ориентация педагога на зону ближайшего развития;
  3. индивидуальный подход к детям.

Методы исследования: наблюдение, беседа.

Научная новизна исследования: определение  условий эффективного использования  методов ТРИЗ по формированию умственной активности у детей дошкольного  возраста.

Практическая значимость: результаты опытно-экспериментальной работы могут  быть использованы в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МЕТОДИКИ ТРИЗ В ФОРМИРОВАНИИ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Умственная активность  детей дошкольного возраста, её  особенности.

Целью воспитания детей дошкольного  возраста на современном этапе является – воспитание гармонически развитого, эмоционально благополучного, счастливого  ребёнка.

Реализация данной цели предполагает создание таких условий организации  педагогического процесса, которые  в наибольшей степени способствуют этому развитию. Одной из задач  реализации данной цели, обозначенной в программе «Пралеска», является обеспечение полноценного, своевременного, разностороннего психического развития ребёнка (познавательных, эмоционально-волевых процессов в разных видах деятельности); воспитание личности ребёнка, развитие его творческого потенциала, способностей [14, с.4]. 

Для современной образовательной  системы проблема интеллектуально-познавательного  воспитания чрезвычайно важна, так  как по прогнозам учёных, 3-е тысячелетие на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство.

В работах отечественных и зарубежных учёных дошкольное детство определяется как период, оптимальный для интеллектуально-познавательного  развития и воспитания. Так считали  педагоги, создавшие первые системы  дошкольного воспитания, - М. Монтессори, Ф. Фребель. Но и в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребёнок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач [4, с. 136].

Интеллектуально-познавательное развитие – это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка, в связи с  возрастом, обогащением опыта и  под влиянием воспитательных воздействий. Обеспечение интеллектуально-познавательного  развития дошкольника имеет большое  значение для всей его дальнейшей деятельности. Интеллектуально-познавательное развитие дошкольника осуществляется в процессе общения, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой продуктивной деятельности. Наиболее эффективно интеллектуально-познавательное развитие происходит в процессе организации  обучения и воспитания.

Интеллектуально-познавательное воспитание – это целенаправленное воздействие  взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение  доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков  и умений, развитие познавательных способностей. Особенно велика роль интеллектуально-познавательного  воспитания в подготовке детей к  школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки  для успешного обучения в школе  и для подготовки к предстоящей  трудовой деятельности. Одной из задач  интеллектуально-познавательного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание у них умственной активности [23, с. 181-186].

Активность личности – способность  человека производить общественно  значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся  в творчестве, волевых актах, общении. В психологии и педагогике активность выступает в соотнесении с  деятельностью, обнаруживаясь как  динамическое условие её становления, реализации и видоизменения, как  свойство её собственного движения [16,с.14]. Следовательно, умственная активность рассматривается как совокупность умственных действий.

Умственные действия - разнообразные  действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры  на какие бы то ни было внешние средства, включая внешнюю, слышимую речь. Что  отличает умственные действия от других видов человеческих действий (перцептивных, речевых, физических)? Умственные действия могут быть направлены на решение как познавательных, так и эмоциональных задач [15,с. 377]. Умственные действия направлены на преобразование окружающего мира и составляют основу умственной активности.

Согласно позициям Д.П. Годовиковой, Т.А. Куликовой, С.Л. Рубинштеина, выделяются следующие формы умственной активности: любознательность и познавательный интерес. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, предметов, на овладение деятельностью. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребёнка познавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью [4, с. 149-151].

Чтобы правильно организовать интеллектуально-познавательное воспитание дошкольников необходимо знать  закономерности и возможности их умственного развития. В своё время  К.Д. Ушинский писал, что «умственный  труд едва ли не самый тяжёлый для  человека», поэтому приучать ребёнка  к умственному труду следует  «понемногу, осторожно», учитывая особенности  познавательных процессов [22, с. 324]. Кроме того, как указывает А.Н. Леонтьев, интеллектуально-познавательное развитие ребёнка нельзя рассматривать в отрыве от психического развития в целом, от богатства интересов, чувств и остальных черт, образующих его духовный облик [1, с. 29].

Основу умственной активности составляют психические процессы, которые обеспечивают развитие познавательных интересов  и способностей ребёнка. Из курса  психологии известно, что мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая  горизонты последнего. В отношении  маленького ребёнка важен процесс  действия с познаваемыми предметами. На основе практических действий ребёнок  учится сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать. Начинает функционировать  первая форма мышления – наглядно-действенное. Постепенно у ребёнка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на основе образов. Формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошкольного возраста формируется словесно-логическое мышление. Наиболее отчётливо эта форма мышления проявляется при установлении связей, существующих между предметами и явлениями. Раньше всего ребёнок усваивает функциональные связи: название, назначение предмета. Более сложными для детей оказываются связи, которые как бы ни лежат на поверхности предметов, хотя и доступны чувственной практике, опыту: пространственные, временные, причинно-следственные.

Информация о работе Формирование умственной активностиу детей дошкольного возраста