Формирование умственной активностиу детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Интеллектуально-познавательное развитие – сложный процесс формирования познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» интеллектуально-познавательного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач [2, с.3].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Умственная активность как условие интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста
6
1.1. Умственная активность детей дошкольного возраста, её особенности
6
1.2. Задачи и содержание интеллектуально-познавательного развития и интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
14
ГЛАВА 2. Сущность методики ТРИЗ
19
2.1 Система ТРИЗ: возможности освоения и применения
19
2.2 Характеристика методов системы ТРИЗ
22
ГЛАВА 3. Условия формирования умственной активности у детей дошкольного возраста методами ТРИЗ
32
3.1 Определение уровня умственной активности у детей старшего дошкольного возраста
32
3.2 Создание условий формирования умственной активности методами ТРИЗ
38
3.3 Выводы и рекомендации по использованию методики ТРИЗ для формирования у дошкольников умственной активности
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
49
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

копия диплом Марина.docx

— 88.67 Кб (Скачать)

3) объекта нет и функция не  нужна. Карандашей нет, чертить  и рисовать не нужно, как  это может быть?

Эвроритм – метод фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:

1) функция и противоречия в  данном объекте;

2) варианты, которыми представлен  объект (фантазирование: каких вариантов  не существует?);

3) анализ ситуации: данный объект  на земле остался один единственный, какие последствия этого могут  быть?;

4) анализ ситуации: объект исчез,  как будет выполняться функция?;

5) анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;

6) придумывание новых объектов  путем объединения данного объекта  с другими (можно произвольными).

Системный оператор – способ анализа  системы, подсистем и надсистем  объекта в прошлом, настоящем  и будущем.

Системный оператор можно изобразить в виде «девятиэкранки» (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Системный оператор («девятиэкранка»)

 

Основополагающая идея ТРИЗа заключается в том, что мир состоит из систем, которые образуют иерархию и развиваются. Системой может быть всё: атом, карандаш, машина, муравей, море, журналистка, то есть любой объект (предположим, море). Системы отличаются между собой своими свойствами: карандаш круглый, муравей живой, море голубое. Самое главное свойство – это её функция, для чего система создана, Так, функция автомобиля – перевозить людей и вещи, карандаша – оставлять графический след на бумаге, моря – перевозить людей, грузы, разводить рыбу и других животных, для отдыха людей и так далее.

Системы состоят из подсистем. Подсистема – это части системы, части  объекта. Например, частью системы «море» являются вода, камни, морская трава, соль; «кухни» - плита, стол, стул.

Сами системы, как и части, входят в более крупные системы –  надсистемы. Например, надсистема системы  «море» - водная поверхность Земли [10, с. 63].

Таким образом, метод «системный оператор»  работает с системами, подсистемами и надсистемами. В детском саду наиболее часто используется «пятиэкранка» (рисунок 2.2) 

2.2 – Системный оператор («пятиэкранка»)

 

Морфологический анализ – метод  фантазирования объекта, при котором  вначале выделяются составные части  исходного объекта, а затем придумываются  различные варианты, которыми могут  быть представлены эти части. Цель этого  метода – выявить все возможные  варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Новые объекты  получаются путем комбинации различных  вариантов [3, с.  108]. Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные  формы, на другой (горизонтальной) –  возможный материал, из которого он может быть сделан (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Морфологический анализ

 

Затем выбираются различные сочетания  элементов разных осей (стеклянный квадратный стул – для принцессы, он красивый, удобный, но может легко  разбиться; железный круглый стул –  для пианиста, на нём можно легко  повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.). Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый свой изобретённый новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковёр, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой – приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т.д.).  При использовании этого метода необходимо придерживаться следующей последовательности:

1) точно сформулировать проблему;

2) выявить и составить перечень  основных характеристик (признаков);

3) комбинируя все возможные  сочетания характеристики, рассмотреть  возникающие варианты решений; 

4) проанализировать наиболее приемлемые  сочетания, отобрать лучшее с  точки зрения возможности осуществления  и эффективности применения;

Главное в этом методе – получение  множества сочетаний характеристик. Перед проведением любого занятия  по изобразительной деятельности можно  предложить детям поиграть в игру, которая определит, каким материалом и каким приемам, где рисовать (Приложение Г).

Предлагается детям составить  «морфологический ящик» (им можно сказать, что складываем в ящик все, что  относится к рисованию, и выбираем самые неожиданные сочетания).

Теперь детям предлагается выбрать  наиболее интересный для них способ изображения и материал, на который  они будут наносить изображение  каким-либо предметом [5, с.  17].

Необходимо уделить внимание еще  одному методу, особенности которого в том, что он позволяет объяснить  и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействие между  ними. Это метод маленьких человечков. Этот метод позволяет наглядно описать  агрегатное состояние вещества. Для  этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают [3, с. 109].

Помимо методов в ТРИЗе существуют специальные приёмы фантазирования: ускорение – замедление, увеличение – уменьшение, дробление – объединение, сделать наоборот и другие.

1. Волшебник Дели-Давай может всё, что угодно, разделить на части, объединить с чем-нибудь другим (например, разделить хлеб на кусочки или объединить с маслом, чтобы получить бутерброд).

2. Волшебница Фея Инверсия может  всё изменить на противоположное,  сделать всё наоборот (например, сделать день тёмным, а ночь  светлой).

3. Волшебник Великан Кроха всё  увеличивает или уменьшает.

4. Волшебник Замри-Отомри всё неподвижное делает подвижным и наоборот [10, с. 63].

Таким образом, система ТРИЗ имеет  разветвленную структуру методов  обучения. При использовании различных  методов учитывается возраст  детей, раздел, тема, вид деятельности и форма организации, т.к. все методы имеют свои характерные особенности. Однако связывает их то, что все  они направлены на выявление и  разделение противоречий. Разрешение противоречий – ключ к развитию умственной активности.

 

ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ ТРИЗ

     3.1 Определение  уровня умственной активности  у детей

Ребёнок дошкольного возраста –  неутомимый исследователь, который  хочет всё знать, всё понять, во всём разобраться. Его занимает всё: разнообразие предметов и их свойств, жизнь животных и растений, сложный  мир человеческих взаимоотношений, сферы деятельности людей, тайна  жизни и смерти, удивительный мир  техники и многое другое.

Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. Основная задача взрослых, работающих с детьми этого возраста, заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, пробуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании [1, с. 3].

В данной дипломной работе мы сделали  акцент на формирование умственной активности у детей старшего дошкольного  возраста как основы интеллектуально-познавательного  развития и интеллектуальной готовности ребёнка к школе.

В качестве основного средства формирования умственной активности мы использовали методы ТРИЗ. Поскольку использование  методов ТРИЗ не является новой проблемой, мы считаем необходимым изучить  условия, способствующие наиболее эффективному использованию ТРИЗ как средства формирования умственной активности.

Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения с углубленным  физкультурно-оздоровительным профилем. В нём принимали участие дети старшего дошкольного возраста в  количестве 30 человека. Было определено 2 группы детей: экспериментальная (15 человек) и контрольная (15 человек).

На первоначальном этапе нашего исследования был проведён констатирующий эксперимент с целью определения уровня зоны ближайшего развития детей в интеллектуально познавательном развитии,  а также определения уровня развития мышления и речи.

Для реализации поставленной цели основными  методами выступали невключенное наблюдение за деятельностью детей, беседа с детьми, дидактические игры. В качестве объектов наблюдения выступали основные новообразования познавательной сферы старших дошкольников согласно «Диагностической карте интеллектуально-познавательного развития детей группы «Фантазёры», разработанной А.Н. Белоус  (Приложение Д).                  А.Н. Белоус были выделены три степени выраженности новообразований в интеллектуально-познавательной сфере дошкольника.

Первая (ярко выраженная) степень: занимается с интересом; эмоциональное отношение  к заданиям положительное в течение  занятий, готов с удовольствием  продолжать работу; задания понимает сразу, не нуждается в повторном  объяснении; всё выполняет самостоятельно, правильно использует необходимые  умственные действия, владеет достаточным  объёмом действенных знаний и  понятий; может сам заметить и  исправить ошибку.

Вторая (достаточно выраженная) степень: к заданиям относится с интересом, но к некоторым из них интерес  ослабевает; эмоциональное отношение  к заданиям в целом положительное, но особо трудные вызывают беспокойство; задания понимает, но иногда нуждается  в дополнительном разъяснении; пытается всё выполнять самостоятельно, в  случае необходимости принимает  помощь взрослого; владеет запасом  знаний и представлений, что позволяет  решать предложенные задачи; если чего-то не знает и не умеет, обращается за советом к взрослому; ходом выполнения задания может управлять с помощью взрослого; ошибки замечает сам, но исправляет при помощи взрослого или благодаря его подсказке.

Третья (слабо выраженная) степень: познавательная активность низкая, к  содержанию занятий безразличен, особенно к самым трудным; по ходу работы постоянно нуждается в поощрении; самостоятельно понимает лишь лёгкие задания, часто нуждается в дополнительном повторении инструкции, разъяснении; большинство заданий выполняет в форме практических действий, затрудняется дать словесное объяснение; объём действенных знаний беден; не владеет необходимым запасом общих представлений и простейших житейских понятий, в рамках требований программы своей возрастной группы решает лишь некоторые задачи [13, с.59].

  Результаты нашего наблюдения  заносились в обозначенную карту,  где степень выраженности того  или иного показателя соответствует  уровням: высокий, средний, ниже  среднего (Приложения Е, Ж).

Невключённое наблюдение проводилось за детьми во время проведения занятий по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, обучению грамоте, изобразительной деятельности, восприятию произведений искусства в течение двух недель. Результаты наблюдения показали, что у детей старшего дошкольного возраста ещё недостаточно сформирована познавательная активность. 20% детей (3 ребёнка) экспериментальной группы и 27% детей (4 ребёнка) контрольной группы показали высокий уровень познавательной активности. Эти дети проявляют интерес к умственной поисковой деятельности. У них наблюдается стремление овладеть учебными навыками, прослеживается желание учиться. У 53% детей (8 детей) экспериментальной группы и у 60% детей (9 детей) контрольной группы познавательная активность сформирована недостаточно. Эмоциональное отношение у них к учебной деятельности в целом положительное. Однако интерес к некоторым заданиям неустойчив, особо трудные задания вызывают беспокойство. У 27%  детей (4 человека) экспериментальной группы и 13% детей (2 человека) контрольной группы познавательная активность слабо выражена. Дети к содержанию заданий безразличны, особенно к самым трудным. У этих детей отсутствует интерес к новым сферам окружающего мира.

Определив уровень развития сенсорных  процессов, следует отметить, что  почти все дети различают цветовые тона, ориентируются в вариативности  геометрических форм, различают геометрические фигуры по пропорциям, величине, количеству углов. Наибольшую трудность для  детей как экспериментальной, так  и контрольной групп представляло овладение приёмами наглядного моделирования (звуковой анализ слов, построение модели слов, моделирование пространственных отношений), а также овладение  сложными видами восприятия. Только 20% детей (3 человека) экспериментальной  и 20% детей (3 человека) контрольной группы показали высокий уровень развития сенсорных процессов. У 60% детей (9 человек) экспериментальной группы и 67 % детей (10 человек) контрольной группы уровень  развития сенсорных процессов констатируется как средний. Как уже отмечалось нами ранее, наибольшую трудность эти  дети испытывают при наглядном моделировании  и при овладении сложными видами восприятия. Сенсорные процессы у 20% детей (3 ребёнка) экспериментальной  группы и у 13%детей (2 ребёнка) контрольной  группы слабо развиты. Дети не имеют  предпочтений в искусстве, не различают  пейзаж, портрет, жанровую живопись; не понимают настроение произведения, плохо  ориентируются в пространстве.

Что касается уровня развития внимания и памяти, то тут результаты наблюдения значительно выше. У 47% детей (7 человек) экспериментальной группы и у 53% детей (8 человек) контрольной группы уровень развития внимания высокий. Дети умеют управлять своим вниманием, могут заставить себя быть сосредоточенными, собранными в социально значимой деятельности. Дети могут подчинять  внимание учебной задаче. Однако 53% детей (8 человек) экспериментальной группы и 47 % детей (7 человек) контрольной группы нуждаются в коррекционной работе, так как их уровень внимания констатируется как средний или ниже среднего. Показатели уровня развития памяти  аналогичны показателям уровня развития внимания: 50% детей экспериментальной и контрольной групп не владеют приёмами образного запоминания, не владеют приёмами наглядного моделирования при запоминании, не умеют переносить приёмы запоминания и усвоенные знания в новые условия учебной деятельности.

Информация о работе Формирование умственной активностиу детей дошкольного возраста