Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, дипломная работа
Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Интеллектуально-познавательное развитие – сложный процесс формирования познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» интеллектуально-познавательного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач [2, с.3].
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Умственная активность как условие интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста
6
1.1. Умственная активность детей дошкольного возраста, её особенности
6
1.2. Задачи и содержание интеллектуально-познавательного развития и интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
14
ГЛАВА 2. Сущность методики ТРИЗ
19
2.1 Система ТРИЗ: возможности освоения и применения
19
2.2 Характеристика методов системы ТРИЗ
22
ГЛАВА 3. Условия формирования умственной активности у детей дошкольного возраста методами ТРИЗ
32
3.1 Определение уровня умственной активности у детей старшего дошкольного возраста
32
3.2 Создание условий формирования умственной активности методами ТРИЗ
38
3.3 Выводы и рекомендации по использованию методики ТРИЗ для формирования у дошкольников умственной активности
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Необходимо давать свободу творческой активности «Фантазеров». Она проявляется в том, что дети не следуют готовым штампам и образцам, в их потребности находить собственные оригинальные, смелые решения, в желании свободно выражать своё отношение к окружающему. Воображение детей направлено на поиск и создание нового, тем самым они отстаивают свою индивидуальность [1, с.55].
Таким образом, при развитии интеллектуально-познавательной сферы дошкольника мы, педагоги, ставим перед собой следующие задачи: научить ребёнка творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям; научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы и создавать суждения, замечать заблуждения.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ МЕТОДИКИ ТРИЗ
2.1. Система ТРИЗ: возможности освоения и применения
Психологи указывают на сензитивность раннего детства в раскрытии заложенных в ребенке способностей к творческому мышлению, но мы, взрослые, своим стереотипным характером мышления, психологической инерцией, порожденной порядком царящим в сознании, затормаживаем у малыша ход развития мыслительных процессов, т.е. стереотип мышления мешает новым идеям «прорваться » из подсознания в сознание (З. Фрейд). По-прежнему получение знаний превращается в самоцель. Конечно, мы не отвергаем того, что учится и приобретать знания необходимо. Но как «загрузить» ребенка знаниями, не подавляя природы творчества? Каким образом на базе имеющихся знаний раскрепостить подсознание и помочь развивать детям способность решать нестандартные задачи, изобретать, делать открытия, тем самым сформировать у них умственную активность?
Обозначенные проблемы требую поиска иных средств работы с дошкольниками. В данном случае инструментом для развития умственной активности дошкольников может стать Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (РТВ) Г.С. Альтшуллера [7, с. 19-23]. Над проблемой ТРИЗ работают многие ученые, изобретатели. Наиболее известные среди них: С.И. Гин, И.Я. Гуткович, А.В. Корзун, С.Н. Ладошкина, И.Н. Мурашковская, А.А. Нестеренко, Н.В. Рубина, Т.А. Сидорчук, В. Циркунов, М.Н. Шустерман и др [3, с. 4].
Цель ТРИЗ не просто развивать у детей фантазию, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы [5, с. 12-18].
Технология ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с методическими рекомендациями для воспитателей. ТРИЗ призвана не заменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.
Кредо ТРИЗовцев – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научится ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта. Поэтому основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Когда ребенок задает вопрос, не стоит давать ему готовый ответ. Наоборот, необходимо спросить его, что он сам об этом думает. Необходимо привлечь его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести его к тому, чтобы он сам нашел ответ. Такой подход в малой степени решает основные вопросы развития управляемого воображения, творческой интуиции, развитие системного мышления и речи, направленных, в свою очередь, на формировании у ребенка умственной активности [7, с. 19-23].
Исходным положением концепции ТРИЗ в отношении дошкольников является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен исходить из его природы [18, с. 128].
Исходя из того что основным концептуальным моментом тризовской теории считается стратегический принцип природосообразности, мы сочли необходимость создать развернутую модель группы принципов, выступающих в качестве регуляторов управления механизмами формирования предпосылок развития умственной активности дошкольников. В эту группу вошли следующие принципы:
Образовательное содержание Теории решения
изобретательских задачи методов развития
творческого воображения может
свободно включатся в контекст комплексных
занятий с задачами по речевому и
математическому развитию, ознакомлению
с окружающим миром, эстетическому
и нравственному воспитанию, а
так же в музыкальные и физкультурные
занятия, художественно-речевую и
театрально-игровую
В тризовской литературе наблюдаются разные подходы к отбору и классификации методов [Приложение А]. То, что форма организации методов и приемов системы ТРИЗ разнообразна, и дети каждый раз попадают в новую для них ситуацию, придает восприятию особую неожиданность, наполняет ребенка новыми положительными эмоциями, ставит его в ситуацию диалога со сверстником или взрослым и открывает путь к саморазвитию.
ТРИЗ – это серьезная
2.2. Характеристика методов системы ТРИЗ
В программе «ТРИЗ» используются методы и приемы, разработанные Ч. Вайтингом, Ф. Кунцем, М.В. Ломоносовым. Например «метод фокальных объектов» адаптирован к работе с детьми А. Страунингом [18, с. 131].
Термин «фокальный»
1. Придумать что-либо новое,
2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.
3. Составить рассказ или сказку
о рассматриваемом объекте,
4. Проанализировать
Рассматривая или изменяя
Пользуясь данным методом, можно предложить детям придумать фантастическое животное, видоизменяя реальный объект, или составить описательный рассказ по картине. Метод фокальных объектов позволяет воспитателю проявить творчество, фантазию в создании целых серий занятий.
Наиболее известным методом, позволяющим получить максимальное количество новых идей в минимальное время, А. Страунинг называет «мозговой штурм».
«Мозговой штурм» рекомендуется проводить как с педагогами, так и с детьми. Но методика проведения имеет свои особенности. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Мозговой штурм предполагает постановку изобритательской задачи и нахождения способов её решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темы мозгового штурма могут быть такие:
Р.И. Миронова выделила определённые правила проведения мозгового штурма: 1) исключение всякой критики; 2) поощрение самых невероятных идей; 3) большое количество ответов, предложений; 4) чужие идеи можно улучшать [10, с.67].
Особенностью проведения «
Другим интересным методом, применяющимся в ТРИЗ, является синектика. Автор синектики Уильям Дж. Гордон (США, 50—е годы). В переводе с греческого языка синектика означает «объединение разнородных элементов». По Гордону, существуют два вида процессов творчества:
1. Неоперативный (неуправляемый) – интуиция, вдохновение.
2. Операционный (управляемый) – использование различного вида аналогий.
Если ребенка целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить эффективность творческого мышления. Для творческого процесса важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Аналогия бывает разных видов: личностная, прямая и фантастическая.
1. Личностная аналогия (эмпатия). Ребёнок представляет самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:
2. Прямая аналогия. Объект сравнивается
с аналогичным объектом из
другой области. Выделяют
3. Фантастическая аналогия. Решение
проблемы, задачи осуществляется, как
в волшебной сказке, то есть
игнорируются все существующие
законы. При решении различного
рода задач и закреплении
Следует ещё уделить внимание такому методу как «Денетка». Это вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «Данетки» решаются постепенным сужение круга поиска. «Данетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные – «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло) [3, с. 107]. Этот метод даёт возможность научить детей находить существенный признак в предмете, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли [10, с.68].
С.И. Гин раскрывает такие методы как прогнозирование, эвроритм, системный оператор, морфологический анализ и метод маленьких человечков (ММЧ).
Прогнозирование – метод фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:
1) в объекте будущего
2) объекта не будет, а функция
будет выполняться. Например, чертежи
и рисунки выполняются на
Информация о работе Формирование умственной активностиу детей дошкольного возраста