Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, дипломная работа
Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Интеллектуально-познавательное развитие – сложный процесс формирования познавательных интересов, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» интеллектуально-познавательного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач [2, с.3].
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Умственная активность как условие интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста
6
1.1. Умственная активность детей дошкольного возраста, её особенности
6
1.2. Задачи и содержание интеллектуально-познавательного развития и интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
14
ГЛАВА 2. Сущность методики ТРИЗ
19
2.1 Система ТРИЗ: возможности освоения и применения
19
2.2 Характеристика методов системы ТРИЗ
22
ГЛАВА 3. Условия формирования умственной активности у детей дошкольного возраста методами ТРИЗ
32
3.1 Определение уровня умственной активности у детей старшего дошкольного возраста
32
3.2 Создание условий формирования умственной активности методами ТРИЗ
38
3.3 Выводы и рекомендации по использованию методики ТРИЗ для формирования у дошкольников умственной активности
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Особое внимание следует уделить
при определении уровня развития
мышления и воображения. Результаты
наблюдения показывают, что в экспериментальной
группе высокий уровень развития
мышления показали только 13% детей (2 человека),
а в контрольной – 27% детей (4 человека).
А у 40% детей (6 человек) экспериментальной
группы и у 33% детей (5 человек) контрольной
группы уровень мышления определяется
как уровень ниже среднего. У многих
детей обеих групп слабо
Одновременно для уточнения полученных данных в процессе наблюдения нами были определены уровни развития мышления и речи. Для определения уровня развития мышления мы использовали методики В.Т. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайку?» [6, с. 67-68]. Методика «Солнце в комнате» направлена на выявление способности детей к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Ребенку дается картинка, на которой изображена комната, а в комнате предметы: стол, стул, человечек, лампа, солнышко. При этом солнышко в комнате находиться не может. Ребенку предлагается исправить картинку. В данном исследовании 4 ребёнка (33%) экспериментальной группы и 4 ребенка (27%) контрольной группы показали высокий уровень развития мышления. Средний уровень показали 6 детей (40%) экспериментальной группы и 9 детей (60%) контрольной группы. Данная методика показывает, что уровень развития мышления у детей контрольной группы лишь немного выше, чем уровень развития мышления у детей экспериментальной группы.
В методике «Как спасти зайку?» перед ребенком располагают следующие предметы: блюдце, ведерко, палочку, сдутый воздушный шарик, лист бумаги. Ребенок должен выбрать какой-либо предмет или предметы, чтобы спасти тонущего зайчика. В данном исследовании средний уровень показали 8 человек (53%) контрольной группы и 9 человек (60%) экспериментальной группы. Эти дети выбирали решение с элементами простейшего символизма, однако не выходили за пределы ситуации выбора. Высокий уровень развития мышления в экспериментальной группе показали только 3 ребёнка (20%), столько же детей и в контрольной группе. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается детьми в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.
Далее мы изучали уровень развития
речи у детей дошкольного возраста
по методике Г.А. Любиной. Обследование
связной речи проводилось в форме игры-
При обследовании монологической речи детей старшего дошкольного возраста, им предлагалось пересказать знакомую сказку [9, с. 127-128]. Отказались от пересказа 6 детей (40%) экспериментальной группы и 5 детей (33%) контрольной группы. 7 детей (47%) контрольной группы и 5 детей (33%) экспериментальной группы при пересказе использовали отдельные предложения-реплики, отвлекались от содержания сказки, при пересказе использовали помощь взрослого. Следовательно, они показали средний уровень развития монологической речи. Остальные дети: 4 ребенка (27%) экспериментальной группы и 3 ребёнка (20%) контрольной группы – показали высокий уровень развития монологической речи. Они самостоятельно пересказывали сказку близко к авторскому тексту. Наводящих вопросов почти не использовалось.
Сравнивая показатели развития познавательных
процессов детей старшего дошкольного
возраста экспериментальной и
3.2 Создание условий формирования умственной активности детей методами ТРИЗ
Вторым этапом нашего исследования явилось проведение формирующего эксперимента, направленного на определение условий использования методов ТРИЗ как средства формирования умственной активности.
Нами определено, что условиями эффективного применения методов ТРИЗ с целью формирования умственной активности являются:
Для подтверждения выдвинутых нами условий нами были составлены и проведены занятия с использованием методики ТРИЗ и учётом уровня развития познавательной активности и психических процессов. Методы ТРИЗ нами включены в занятия по формированию элементарных математических представлений, обучению грамоте и развитию речи. Проведение занятий с использованием методики ТРИЗ осуществлялась в течение 12 недель.
Все занятия проводились в
Так в процессе занятий по формированию элементарных математических представлений нами использовались следующие методы ТРИЗ: мозговой штурм, метод аналогий (Приложение П). На занятиях по развитию речи и обучению грамоте использовались круги Луллия, морфологический анализ, метод аналогий, системный оператор (Приложения Р, С).
Кроме того индивидуально или с
подгруппой (3-4 человека) нами были проведены
дополнительные игры-занятия с использованием
таких методов как метод
Непосредственное участие в
проведении индивидуальных игр-занятий
в экспериментальной группе позволило
нам вести наблюдение за тем, какие
изменения происходили в
ТРИЗ помогла снять
Исходя из того, что дети в большинстве случаев, стали более активны, любознательны, у них пробудился интерес к учению, сформировалось желание учиться, стремление овладевать учебными навыками, мы можем сделать вывод, что данная работа способствует повышению умственной активности детей.
3.3 Выводы и рекомендации
по использованию методики
По итогам формирующего эксперимента
было проведено контрольное
Количественная и качественная
обработка полученных результатов
позволила установить, что степень
выраженности показателей в
Так, если в контрольной группе,
где коррекционная работа с использованием
методики ТРИЗ не проводилась, показатели
уровня развития познавательной сферы
остались практически без изменений,
то степень выраженности новообразований
в интеллектуально-
Значительно улучшился у детей уровень развития сенсорных процессов, внимания и памяти. 10 человек (67%) показали высокий уровень развития сенсорных процессов и памяти, и 12 человек (80%) – высокий уровень внимания. По сравнению с показателями уровня развития этих же познавательных процессов в контрольной группе, где высокий уровень развития сенсорных процессов наблюдается у 20% детей (3 человека), внимания и памяти – у 47% детей (7 человек), дети в экспериментальной группе стали более собранными, могут управлять своим вниманием, подчинять его учебной задаче. Дети овладели приёмами образного, логического запоминания, наглядного моделирования; умеют устанавливать связи между предметами и их свойствами. В экспериментальной группе отсутствуют дети с низким уровнем развития сенсорных процессов, внимания и памяти.
После проведения формирующего эксперимента значительно изменились показатели уровня развития мышления и воображения. Дети стали стремится к активному экспериментированию, стали проявлять творческое мышление. Многие дошкольники овладели такими мыслительными операциями как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация; овладели приёмами преобразования действительности: перевоплощение, комбинирование, смешение величин; научились рассуждать и стараются отыскивать оригинальные способы решения творческих задач. Дети стали проявлять творческую инициативу во всех видах деятельности.
Умственная активность является также основой интеллектуальной готовности детей к школе. Поэтому мы решили определить готовность детей экспериментальной группы к обучению в школе. Для этого, используя методику Р.С. Немова, мы изучили общую ориентацию детей в окружающем мире и запас их бытовых знаний [11, с.164]. Результаты показали, что 87% детей (13 человек) полностью психологически готовы к обучению в школе (Приложение Ц). Они набрали 10 баллов, то есть ответили на все вопросы.
Такие высокие результаты удалось получить благодаря методики ТРИЗ. Однако эффективность работы зависит не только от самой методики, а также от умения педагога работать по ней. При обучении детей дошкольного возраста по технологии ТРИЗ необходимо соблюдать ряд правил, которые помогут на начальном этапе добиться положительных результатов.
Правило 1. Не давать детям для постоянного пользования игрушки, пособия, с которыми педагог будет проводить развивающий игротренинг, чтобы у них не пропадал интерес.
Правило 2. Во время игротренинга все лишнее убрать из поля зрения, и чтобы ничего не отвлекало детей.
Правило 3. Игры на начальном этапе должны быть простыми и короткими – до 5 минут. Но ребенок обязательно должен начатое дело довести до конца. Для оживления внимания игру можно сменить на новую.
Правило 4. Организуя работу с детьми
по технологии ТРИЗ, нужно внимательно
присмотреться к каждому
Правило 5. Важно не только научить
ребенка алгоритму решения
Информация о работе Формирование умственной активностиу детей дошкольного возраста