Формирование связных монологических высказываний - рассуждений у детей шестого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Проблема связной речи детей занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
1.1. Характеристика функционально-смысловых типов моноло-га 7
1.2. Создание педагогических условий в ДОУ для формиро-вания связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста
12
1.3. Анализ программ по изучению связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста 17
Глава II Опытно – экспериментальная работа по изучению развития связных высказываний-рассуждений в ДОУ
2.1. Методика констатирующего эксперимента
21
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
24
2.3. Модель технологии обучения детей старшего дошкольного воз¬раста построению высказываний типа рассуждения 30
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Литература 47
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсова_Казакова И.П..doc

— 561.00 Кб (Скачать)

    2.Инициативность  на занятиях повысилась, дети  стали стремиться принимать участие в высказывании.

    3. Дети экспериментальной группы  с небольшой помощью взрослого  научились устанавливать и прогназировать причины и следствия, события, явления; выделять существенные и общие признаки предметов, объектов. Рассказы детей были последовательны и логичны.

    4. Качественно повысился уровень  знаний детей об окружающем, повысился интеллект и эрудиция.

    5.Нами было подмечено, что дети как правило, строят свои рассуждения из тезиса и объяснения-доказательства. Остается сложной задачей для них формулирование  выводов.

    6.Дети  часто в своих рассуждениях  опираются на описание объектов, широко пользуются приемом описания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

    В современной методике овладение  связной речью рассматривается как центральная задача речевого развития детей дошкольного возраста. Большинство исследований посвящено проблемам формирования описательной и повествовательной речи. Недостаточно изучены особенности обучения связным высказываниям типа рассуждений.

    Результаты  констатирующего эксперимента показали, что у детей старшего дошкольного возраста есть предпосылки к овладению рассуждением как типом монологического высказывания. Часть детей даже без специального обучения используют в речи элементы рассуждения. Детские рассуждения характеризуются фрагментарностью, непоследовательностью и ограниченностью числа аргументов при доказательстве, недостаточной связностью, бедностью словаря и однообразием синтаксических конструкций. Частота и характер употребления высказываний-рассуждений, их связность, логичность, аргументированность зависят от форм и содержания общения воспитателя с детьми, от уровня управления детской деятельностью. Вместе с тем, выявлены трудности в создании связных высказываний типа рассуждений, которые обусловлены структурной сложностью и незнанием языковых средств, необходимых для его оформления.

    Материалы исследования позволяют утверждать, что дети старшего дошкольного возраста способны овладеть связными высказываниями типа рассуждений. Их формирование происходит во взаимосвязи с развитием логического мышления, обогащением содержания детской речи и овладением лексическими средствами и синтаксическими конструкциями, необходимыми для данного типа высказывания.

    В рамках настоящего исследования мы предприняли попытку проанализировать проблему речевого развития воспитанников через использование различных методик и приемов, в связи с чем попытались теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития речевых умений и навыков по составлению монологического высказывания типа рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.

    Работа, проведенная нами на всех этапах формирующего эксперимента, была направлена на формирование у детей шестого года жизни умение составлять целостные связные рассуждения, состоящие из тезиса, доказательства и выводов; вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства для связи смысловых частей; включать элементы рассуждения в другие типы высказывания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, М., 1986
  4. Бородин A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1984.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь - М., 1934. - Гл. 5.
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
  7. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М: Наука, 1982.
  8. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. М., 1977.
  9. Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.,1978.
  10. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1979.
  11. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., 1975.
  12. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. М., 1979. С 18 – 36.
  13. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М.,1970.
  14. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Авторы-составит. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2000.
  15. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб., 1996.
  16. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980. C. 360
  17. Мотина Е.И. Язык и специальность: Лингвометодические основы обучения русскому языку студентов – нефилологов. М., 1983.
  18. Пеньевская Л. А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Обучение в детском саду. - М., 1950.
  19. Поддьяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. - М., 1994.
  20. Реферовская Е.А. Коммуникативная структура теста. Л., 1989.
  21. Рубинштей  С.Л. Основы общей психологии. - М., 1973.
  22. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.
  23. Струнина Е.М. Развитие словесного творчества дошкольников // Дошкольное воспитание. 1992. -3, 4.
  24. Тамбовцева А. Г. Формирование грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1984. - С.105-123.
  25. Ушакова О. С, Смирнова Е. А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 12.
  26. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.-240с.
  27. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.. 2001.
  28. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Авторы-сост. Л.П. Федоренко. Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. - М,. 1984.
  29. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973.
  30. Яшина В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждения у детей шести лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Составители М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2000.

Информация о работе Формирование связных монологических высказываний - рассуждений у детей шестого года жизни