Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 13:26, курсовая работа
Проблема связной речи детей занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.
Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
1.1. Характеристика функционально-смысловых типов моноло-га 7
1.2. Создание педагогических условий в ДОУ для формиро-вания связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста
12
1.3. Анализ программ по изучению связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста 17
Глава II Опытно – экспериментальная работа по изучению развития связных высказываний-рассуждений в ДОУ
2.1. Методика констатирующего эксперимента
21
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
24
2.3. Модель технологии обучения детей старшего дошкольного воз¬раста построению высказываний типа рассуждения 30
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Литература 47
Приложения
2.Инициативность на занятиях повысилась, дети стали стремиться принимать участие в высказывании.
3. Дети экспериментальной группы с небольшой помощью взрослого научились устанавливать и прогназировать причины и следствия, события, явления; выделять существенные и общие признаки предметов, объектов. Рассказы детей были последовательны и логичны.
4. Качественно повысился уровень знаний детей об окружающем, повысился интеллект и эрудиция.
5.Нами было подмечено, что дети как правило, строят свои рассуждения из тезиса и объяснения-доказательства. Остается сложной задачей для них формулирование выводов.
6.Дети
часто в своих рассуждениях
опираются на описание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.
В современной методике овладение связной речью рассматривается как центральная задача речевого развития детей дошкольного возраста. Большинство исследований посвящено проблемам формирования описательной и повествовательной речи. Недостаточно изучены особенности обучения связным высказываниям типа рассуждений.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей старшего дошкольного возраста есть предпосылки к овладению рассуждением как типом монологического высказывания. Часть детей даже без специального обучения используют в речи элементы рассуждения. Детские рассуждения характеризуются фрагментарностью, непоследовательностью и ограниченностью числа аргументов при доказательстве, недостаточной связностью, бедностью словаря и однообразием синтаксических конструкций. Частота и характер употребления высказываний-рассуждений, их связность, логичность, аргументированность зависят от форм и содержания общения воспитателя с детьми, от уровня управления детской деятельностью. Вместе с тем, выявлены трудности в создании связных высказываний типа рассуждений, которые обусловлены структурной сложностью и незнанием языковых средств, необходимых для его оформления.
Материалы исследования позволяют утверждать, что дети старшего дошкольного возраста способны овладеть связными высказываниями типа рассуждений. Их формирование происходит во взаимосвязи с развитием логического мышления, обогащением содержания детской речи и овладением лексическими средствами и синтаксическими конструкциями, необходимыми для данного типа высказывания.
В рамках настоящего исследования мы предприняли попытку проанализировать проблему речевого развития воспитанников через использование различных методик и приемов, в связи с чем попытались теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития речевых умений и навыков по составлению монологического высказывания типа рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
Работа, проведенная нами на всех этапах формирующего эксперимента, была направлена на формирование у детей шестого года жизни умение составлять целостные связные рассуждения, состоящие из тезиса, доказательства и выводов; вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства для связи смысловых частей; включать элементы рассуждения в другие типы высказывания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ