Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 13:26, курсовая работа
Проблема связной речи детей занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.
Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
1.1. Характеристика функционально-смысловых типов моноло-га 7
1.2. Создание педагогических условий в ДОУ для формиро-вания связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста
12
1.3. Анализ программ по изучению связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста 17
Глава II Опытно – экспериментальная работа по изучению развития связных высказываний-рассуждений в ДОУ
2.1. Методика констатирующего эксперимента
21
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
24
2.3. Модель технологии обучения детей старшего дошкольного воз¬раста построению высказываний типа рассуждения 30
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Литература 47
Приложения
Для связи частей рассуждения дети употребляют союзы потому что, за то, что, поэтому.
Таким образом, даже без специального обучения дети используют при необходимости высказывания типа рассуждений. Трудности создания таких высказываний обусловлены их структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей.
Задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно), употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).
В.И. Яшина и М.М. Алексеева отмечают [2,с 338], что одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации в разных видах деятельности: труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влага и света на рост и развитие растений); наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе; обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?); конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему); классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу; объяснение правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью.
Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать: складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий; выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др.; определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций; выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке; классификация картинок по родам и видам в играх типа; отгадывание загадок с опорой на картинку в играх.
Задания на вербальной основе: беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов; речевые логические задачи; объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал; составление высказываний - рассуждений на предложенную тему. (примерные темы: «Почему улетают перелетные птицы?», «Кого можно назвать хорошим товарищем?»).
В процессе обучения используют образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей.
Кроме всего перечисленного выше В.И. Яшина и М.М. Алексеева советуют использовать приемы из системы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Такие ее элементы, как системность (часть — целое), развитие (было — стало), противоречие (хороший — плохой), вовлекают детей в поиски доказательств, направлены на развитие их логического мышления и творческих способностей. Положительное влияние на развитие речи-рассуждения оказывает применение алгоритмов и моделей разрешения противоречий.
Таким образом, можно отметить, что В.И. Яшина и М.М. Алексеева обосновали и экспериментально проверили педагогические условия развития высказываний типа рассуждений детей шести лет:
-
организация содержательного
-
применение наглядности,
-
формирование у детей
-
проведение специальных
-
обогащение словаря детей
Содержание
работы по обучению речи-рассуждению
в исследованиях данных авторов,
на наш взгляд, освещено не достаточно
полно. Кроме того, в технологии Алексеевой
М.М. и Яшиной В.И. нет рекомендаций о последовательности
обучения детей данному виду монолога,
не раскрыта структура занятия по обучению
детей связной речи типа рассуждения (в
частности ознакомления со структурой
данного типа речи).
1.3.Анализ программ по изучению связных высказываний рассуждений у детей старшего дошкольного возраста
Задачи развития речи реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах, а главное уровень речевого развития по окончанию детского сада.
Происходящие в последние годы социально - экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, мы можем отметить, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно.
Рассмотрим, в какой мере в современных программах для дошкольных образовательных учреждений отражены основные требования и критерии к уровню речевого развития детей старшего дошкольного возраста, а именно содержание обучения речи-рассуждению.
В программе «Детство» авторы: В.И Логинова, Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, JI.M. Маневцова, Н.Н. Кондратьева, О.Н. Сомкова, Л.M. Гурович, З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман и др. Со среднего возраста в разделе «Развиваем речь детей» ставится задача учить детей пользоваться элементарными формами объяснительной речи. В старшем возрасте эта задача усложняется и звучит так: осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь - доказательство. В подготовительной группе - учить использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни.
При этом необходимо отметить, что содержание обучения не дается конкретно, кроме того, разбросано по всем разделам программы. Так содержание обучение монологу типа рассуждение отмечается в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается». В данном разделе описываются лингвистические игры, которые по своей логике подразумевают построение детских рассуждений, следовательно. Развитие речи-рассуждения.
В разделах, посвященных предметному миру и природе, так же указывается работа, направленная на способствование обнаружению детьми причинно - следственных связей. Следовательно, эти отношения будут отражаться в речи детей и способствовать развитию реи-рассуждения.
Таким образом, в программе «Детство» ставятся задачи обучения детей монологу типа рассуждение. Но конкретного содержания, на котором оно будет строиться, не дается.
Аналогичная картина просматривается и в программе «Истоки».
М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают [2, с. 338], что одним из главных условий для формирования умения рассуждать, является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешение определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью.
Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Занятия на вербальной основе: беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов; речевые логические задачи; объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал; составление высказываний - рассуждений на предложенную тему.
В программе «Радуга» ( под редакцией Т.Н. Дороновой) в главе «Развитие речи» работа с детьми старшего дошкольного возраста состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описания, повествования, рассуждения) и комбинированных связных текстов, использовании разнообразных предлогов и союзов, повышающих связность структурных частей рассуждения (потому что, ведь), конкретизирующие мысль или обобщающих сказанное. Дошкольники обучаются составлению творческих рассказов и придумыванию сказок с наглядностью и без нее. Большое внимание уделяется формированию лексической стороне речи.
Анализ программ показал, что в большинстве образовательных программ дошкольных учреждений не предусматривается формирование рассуждения как типа текста. В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждении уделяется недостаточное внимание, и, по существу, отсутствует система обучения высказываниям такого типа.
При анализе методической литературы мы пришли к выводу, что большинство исследований посвящено овладению детьми описательной и повествовательной речью, а дискуссионными остаются вопросы обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. Нет современных многоуровневых технологий овладения детьми разными типами связных высказываний: повествованием, описанием, рассуждением в комплексе. Недостаточно широко освещена эта тема, поэтому нуждается в дополнительном исследовании.
ГЛАВА II.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ТИПА РАССУЖДЕНИЙ
В
ДОУ
2.1. Методика констатирующего эксперимента
Цель констатирующего эксперимента - изучить состояние работы по обучению составлять монологические высказывания типа рассуждения детей шестого года жизни.
Задачи констатирующего эксперимента:
Определить критерии и показатели сформированности речи-рассуждения.
Изучить уровни сформированности речи-рассуждения у детей 6-го года жизни.
Для выявления уровня сформированности речевых умений и навыков по составлению монологического высказывания типа рассуждения у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы критерии, разработанные В.И. Яшиной [30, с. 456-457].
Критерии и показатели сформированности речи-рассуждения
Таблица 1
Критерии | Показатели |
1. Структура монологического высказывания | - наличие тезис;
- доказательство; - вывод. |
2. Смысловая целостность высказывания | - предложения
взаимосвязаны, соблюдается логика рассуждения;
- выделены существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов. - наличие различных языковых средств для связи смысловых частей |
3. Самостоятельность | - создание связных высказываний, имеющих все типичные признаки речи-рассуждения |
В соответствии с данными критериями нами были выделены и определены уровни сформированности речевых умений и навыков по составлению монологического высказывания типа рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень сформированности речевых умений и навыков по составлению монологического высказывания типа рассуждения характеризуется том, что дети самостоятельно, без помощи взрослого составляют тексты, включающие причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Созданные детьми высказывания-рассуждения включают тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, которые из него следует. В своих рассуждениях дошкольники без особенных затруднений могут вычленить существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов, могут доказывать не одно, а несколько положений, при этом без каких- либо видимых затруднений они делают несколько выводов или один обобщенный вывод. При составлении высказывания типа рассуждения дошкольники самостоятельно используют различные способы выражения причинно- следственных отношений: придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания. Имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за, вводные слова, частицу ведь и бессоюзную связь, слова вот, например, а также могут включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.