Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 13:26, курсовая работа
Проблема связной речи детей занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.
Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
1.1. Характеристика функционально-смысловых типов моноло-га 7
1.2. Создание педагогических условий в ДОУ для формиро-вания связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста
12
1.3. Анализ программ по изучению связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста 17
Глава II Опытно – экспериментальная работа по изучению развития связных высказываний-рассуждений в ДОУ
2.1. Методика констатирующего эксперимента
21
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
24
2.3. Модель технологии обучения детей старшего дошкольного воз¬раста построению высказываний типа рассуждения 30
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Литература 47
Приложения
Таким
образом, констатирующий эксперимент
показал, что у большинства детей уровень
развития речи - рассуждения колеблется
в пределах «средний - низкий». Основными
проблемами являются: не овладение детьми
структурой монологического высказывания
типа монолога, отсутствие разнообразия
слов-связок, присущих данному типу монолога,
и неумение выделять существенные признаки
предметов и явлений, неумение делать
выводы.
2.3. Модель технологии обучения детей старшего дошкольного возраста построению высказываний типа рассуждения
Исходя из теоретических положений, рассмотренных в первой части настоящей работы, и результатов констатирующей части исследования, где у старших дошкольников были выявлены недостатки в сформированности доказательной речи. Мы пришли к выводу о целесообразности проведения работы, направленной на развитие умений и навыков по составлению монологического высказывания типа рассуждения у детей, задействованных в опытно - экспериментальной работе.
Результаты обследования детей определили основные направления формирующей работы.
Формировать умения и навыки соблюдать структуру монологического высказывания типа рассуждение;
Формировать умения и навыки соблюдать смысловую целостность монологического высказывания типа рассуждение;
Формировать умения и навыки воспроизводить синтаксическую организацию монологического высказывания типа рассуждение;
Цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать технологию обучения детей старшего дошкольного возраста построению связного монологического высказывания типа рассуждения.
Задачи формирующего эксперимента.
Учить детей составлять целостные связные рассуждения, состоящие из тезиса, доказательства и выводов;
Развивать умения вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов;
Учить использовать различные
языковые средства для
Формировать умения включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.
Для успешной реализации поставленных задач учитывались следующие условия и способы: создание благоприятной развивающей среды; создание и стимулирование интеллектуально-познавательной деятельности; создание условия для накопления чувственного опыта восприятия предметов, объектов, формы, пространства и времени; способствовать познанию понятий и зависимостей, побуждать истолковывать их; использование совокупности разнообразных методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование таких умений как: самостоятельно мыслить, прогнозировать результат, выделять цель, способы достижения творческих или проблемных задач; овладение соответствующими речевыми средствами, уметь устанавливать связи от слов и словесных высказываний к их предметному содержанию и обратно (от предметов, признаков действий, отношений к словесным обозначениям); построение умозаключений, установление логических связей.
Учитывая специфику рассуждения как типа монолога и возрастные особенности детей шестого года жизни, содержание работы выстраивается в соответствии со следующими задачами обучения.
Таблица 3
Содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению монологических высказываний типа рассуждение
Общие цели | Частные цели |
1. Формировать умения и навыки соблюдать структуру монологического высказывания типа рассуждение; | Формировать умения
выдвигать тезис;
Формировать умения выстраивать доказательство; Формировать умения формулировать вывод. |
2. Формировать умения и навыки соблюдать смысловую целостность монологического высказывания типа рассуждение; | Формировать умения
соблюдать взаимосвязь между предложениями,
соблюдать логику рассуждения;
Формировать умения выделять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов. |
3. Формировать умения и навыки воспроизводить синтаксическую организацию монологического высказывания типа рассуждение; | Формировать умения
использовать придаточные предложения
с союзом потому что;
Формировать умения использовать глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за; Формировать умения использовать вводные слова; Формировать умения использовать бессоюзную связь; Формировать умения использовать частицы ведь, слов вот, например. |
В соответствии с задачами обучения старших дошкольников речи- рассуждению проект формирующего эксперимента был разбит на несколько этапов:
I - работа с готовыми дидактическими элементарными повествовательными текстами-рассуждениями.
II - совместное составление связных повествовательных высказываний-рассуждений
III - самостоятельное составление повествовательных высказываний-рассуждений.
На всех этапах реализации технологии применялись речеактивизирующие ситуации, которые вводились пошагово.
1-й шаг: предварительная работа по ознакомлению с детскими журналами, радио- и телепередачами, включающая: просмотры, прослушивание, чтение; беседы о людях, которые работают над передачами и статьями; рассматривание иллюстраций; экспериментирование на тему «Что было бы, если бы не было журналов, газет, радио и телевидения».
2-й шаг: сюрпризное внесение в группу журналов и «писем» («прислали по почте», «почтальон принес посылку», «подарок от детей из другого сада» и другие варианты) и прослушивание, прочтение их вместе с детьми.
3-й шаг: обсуждение с детьми услышанного или увиденного и предложение самим в группе создавать журналы, радио- или телепередачи, стать «журналистами и ведущими».
4–й шаг: последовательное введение речеактивизирующих ситуаций в зависимости от темы и содержания занятия. Например: ввести такие ситуации, как «Радиопередача "Почемучка"», «Телепередача "Хочу все знать"».
I-й этап включал ознакомительную работу с готовыми дидактическими повествовательными текстами-рассуждениями.
Здесь формировали первоначальные элементарные представления о структуре текста-рассуждения на основе действий моделирования. Модель становится ориентировочной основой действий для детей в определении структурных компонентов рассуждения. Дети обучались действиям программирования в форме внешних развернутых действий с опорой на модель;
На начальном этапе были поставлены следующие задачи:
формировать первоначальные и обобщенные представления о структуре рассуждений;
развивать действия программирования рассуждения в материальном и материализированном планах в форме внешних развернутых действий с опорой на модель;
продолжать
развивать сенсомоторный
вводить в словарь детей слова, использующиеся при рассуждении: «Я думаю», «Мое мнение», «во-первых, во-вторых и т.д.», «значит», «итак» и др.
На основании теории поэтапного формирования умственных действий первоначальный этап включал схемы, модели, облегчающие усвоение семантической структуры текста.
С ребятами выполняли задания на развитие операций сравнения и установления причинности: 1-й шаг: выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи; 2-шаг: выделяются признаки различия и выясняется, почему объекты не похожи.
Действия
для развитого сравнения
-
внимательно обследуй предметы
и подумай, какие признаки
- посмотри на предметы и скажи, почему предметы похожи;
-
подумай и скажи, почему
Обращали большое внимание на:
1. Разносторонность, полноту, последовательность сравнения;
2. Поиск ответа на вопросы: Почему сравниваемые предметы похожи? Почему не похожи?;
3. Установление причин сходства
и различия сравниваемых
Умение сравнивать и устанавливать причины сходства и различия формировали в разных видах деятельности, в том числе и игровой. Для этого детям предлагались дидактические игры «Чем и почему не похожи и похожи бурый медведь и белый?», «Чем и почему похожа и не похожа посуда?».
Проводились игры и упражнения в схемах на установление причинно - следственных связей в природных и социальных условиях: «Почему это произошло?», «Учимся представлять последствия событий», «Установи причину и следствие», «Восстанови последовательность событий» и т.д.
Строилась работа над развитием инициативных форм речи: умением формулировать вопросы, самостоятельно составлять сообщения на заданную тему, давать название картинам, рассказам. Тем самым создали предпосылки для работы над наиболее сложной формой высказывания- рассуждения.
Работа
по формированию умения структурировать
связное высказывание-
Для формирования первоначальных умений и представлений (по выделению структуры высказываний), обучение проводили на специальных занятиях по развитию речи, чтобы не загружать детей какой-либо другой информацией.
Речеактивизирующие ситуации носили обучающий характер. На первых занятиях первого этапа в заранее подготовленной «детской радиопередаче» или «журнале» и т.д. приводились образцы структурирования высказывания-рассуждения. Обязательно использовали дидактические тексты элементарной формы, отражающие структуру высказывания-рассуждения.
Дидактические рассказы были предельно упрощены и доступны по содержанию; четко выделяющиеся структурные части высказывания, их «прозрачность»; близость содержания жизненному опыту детей; наличие двух или трех дидактических рассказов, различающихся по содержанию, но сходных по структуре для проведения сравнительного анализа.
Упражняли
детей в определении
Ставилась игровая задача: «выступить по телевизору» с рассуждением и оценить рассуждения других. Использовалась модель.
В зависимости от содержания педагогической работы выбирались различные темы для рассуждения: «Растения», «Животные», «Транспорт», «Явления неживой природы» и т.д. Детям давался предмет для рассуждения, например: «Каким растением является ромашка? (Береза, крапива, рябина и т.д.) Каким животным является лягушка? (Дельфин, морской котик, акула, жираф и т.д.)»
Предмет для рассуждения выбирается воспитателем в зависимости от уровня развития ребенка. Ребенок рассуждает, «выступая в телепередаче "Рассуждалки"».
В ходе рассуждения используются кубики для выбора доказательств и подсчета доказывающих и опровергающих доказательств. Кубики ребенок раскладывает на столах со знаками «+» и «—», затем сравнивает их количество.
На
последующих занятиях отрабатывались
представления детей о