Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 13:26, курсовая работа
Проблема связной речи детей занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.
Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
1.1. Характеристика функционально-смысловых типов моноло-га 7
1.2. Создание педагогических условий в ДОУ для формиро-вания связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста
12
1.3. Анализ программ по изучению связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста 17
Глава II Опытно – экспериментальная работа по изучению развития связных высказываний-рассуждений в ДОУ
2.1. Методика констатирующего эксперимента
21
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
24
2.3. Модель технологии обучения детей старшего дошкольного воз¬раста построению высказываний типа рассуждения 30
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Литература 47
Приложения
Средний уровень сформированности речи-рассуждения проявляется при составлении детьми текстов, включающих причинно-следственные конструкции, вопросы, оценки и нуждаются в незначительной помощи взрослого. Созданные детьми высказывания-рассуждения не всегда получаются целостными: в структуре рассуждений нередко наблюдается отсутствие какого-либо компонента (чаще всего вывода). В своих рассуждениях дошкольники с некоторыми затруднениями вычленяют существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов, не могут доказывать несколько положений, при формулировании вывода нуждаются в незначительной помощи педагога. При составлении высказывания типа рассуждения дошкольники самостоятельно используют различные способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из- за, однако затрудняются в использовании вводных слов, редко используют бессоюзную связь, а так же слова вот, например. Дети могут включать элементы рассуждения в другие типы высказываний, однако нуждаются при этом в незначительной помощи взрослого.
Низкий уровень сформированности речи-рассуждения проявляется том, что дети не способны самостоятельно составлять тексты, включающие причинно-следственные конструкции, вопросы, оценки и нуждаются в значительной помощи педагога. В созданных детьми высказываниях-рассуждениях отсутствует смысловая целостность: в структуре рассуждений наблюдается отсутствие какого-либо компонента (чаще всего доказательства или вывода). Даже при активной помощи взрослого дети часто вообще не способны сформулировать вывод и логично закончить высказывание. При составлении монолога - рассуждения дети с большим затруднением вычленяют существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов, а при формулировании вывода нуждаются в активной помощи педагога. Дошкольники испытывают значительные затруднения при использовании различных способов выражения причинно-следственных отношений: чаще всего дети используют придаточные предложения с союзом потому что, реже - глагольные словосочетания и имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за, и почти никогда не используют вводные слова, бессоюзную связь, а так же слова вот и например. Дети не могут включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.
В
качестве заданий для диагностического
обследования детям была предложена методика,
разработанная В.И. Яшиной [30. -С. 47-53]. Методика
включала в себя три серии заданий. В процессе
обработки данных обращалось внимание
на предметно-логическое содержание высказываний
(аргументированность, логику) и способы
его языкового выражения (структуру, типы
связей между отдельными звеньями высказывания,
объем).
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Для
изучения связных высказываний-
Индивидуальные беседы с детьми с использованием наглядности. Беседа по картинке «Ранняя осень».
Индивидуальные беседы с детьми без использования наглядности. Решение речевой логической задачи.
Отгадывание загадки.
При анализе материала, полученного во всех сериях, обращалось внимание на предметно-логическое содержание высказываний (аргументированность, логику) и способы его языкового выражения (структуру, типы связей между отдельными звеньями высказывания, объем).
В первой серии заданий нас интересовали умения детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, объяснять зависимости, существующие в природе и рассказать об этом в рассказе-рассуждении, определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части: пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения.
Для аргументации своих суждений дети использовали личный опыт, чаще всего называя один какой-либо признак (в большинстве случаев называлась наиболее яркая примета осени - желтые и красные листья). Например: рассуждение Кати Г.: «Это осень. Листья на деревьях желтые, значит это осень», рассуждение Дианы Д.: «Осень нарисована. Я знаю, точно осень. Листья на дороге валяются. Это осень», рассуждение Миши С.: «(Тезис отсутствует) Листья красные и желтые. Наверное, холодно. Так обычно осенью бывает. Точно осенью бывает. Точно, это осень», рассуждение Роберта.: «Это время года - осень. Я, уверен! На улице деревья стоят такие нарядные. На них листочки желтые, красные, потому что солнышко уже не светит, как летом. Как красиво осенью!», рассуждение Лера П.: «Это конечно же осень. Только осенью деревья стоят красные и желтые, потому что на них листья красные и желтые. Зимой на деревьях вообще листьев нет, летом листья зеленые, а осенью они есть, поэтому это осень».
Лишь в четырех доказательствах указывалось два и более признаков осени. Например, рассуждение Насти З.: «На картине время года - осень, потому что деревья все стоят красные и желтые. На улице идет дождь, из-за этого девочка курточку надела. Под дождем собаке очень холодно... А дождь все идет и идет, потому что осенью всегда много дождей идет», рассуждение Женя Г.: «Это осень, потому что много листьев с деревьев падает. А падают, потому что ветер сильный дует. А листья все красного и желтого цвета из-за осени. Летом они ведь не такого цвета. И еще холодно. Потому что девочка в желтой куртке», рассуждение Галины К.: «Осень, конечно. Идет дождь, небо серое, листья с деревьев падают, собака под дождем сидит... На улице лужи и сыро поэтому девочка в куртке и еще она прячется от дождя под зонтиком...».
Что
касается структуры детских
Связь тезиса и доказательства осуществляется с помощью союзов потому что, поэтому. Внутри текста используется, главным образом, местоименная связь, реже - лексический повтор, в шести высказываниях наблюдается бессоюзная связь простых предикативных единиц в составе сложного целого.
Объем высказываний колеблется от 8-10 до 25-35 слов и составляет в среднем 20-25 слов. Наиболее длинное рассуждение состояло из сорока слов.
Во второй серии заданий нас интересовали умения детей устанавливать зависимость изменений в жизни животных и насекомых от сезона и рассказать об этом, определять цель рассуждения, выделять его структурно - смысловые части; пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения.
Новая ситуация общения и задачи, поставленные пред ребенком, побуждали его к более развернутым доказательствам. Все дети пытались доказать, что зайчишка как бы ни старался, все равно не смог бы пригласить своих друзей на праздник Нового года. В качестве аргументов использовали описание зимнего леса, рассказ о приспособлении живых организмов к среде обитания, ссылались на личный опыт. Пример рассуждений. Галина К.: «Какой зайка глупенький! Как же могут прийти на праздник белочка, гусеница, бабочка и медвежонок? Медвежонок спит в берлоге под снегом, потому что там тепло и спать приятно. Гусеница превратилась в бабочку, а бабочек зимой не бывает. Зимой снег идет, ветер сильный, бабочки боятся снега и ветра... Я не знаю, куда они улетают. А белочка спит в дупле. У нее там кладовочка такая, там орешки всякие, грибы сушеные и шишки».
Алсу Ш.: «зайка будет на Новый год один. Медведи зимой спят, гусеницы и бабочки... не знаю, умирают, наверное. Белки иногда просыпаются, чтобы покушать орехов и грибов, но потом снова в дупле спят. Придется ему Новый год с другими праздновать».
Кристина К.: «Потому что настала зима, и все уснули: и бабочка, и гусеница, и медвежонок, и белочка. Только белочку можно разбудить, а остальных будить нельзя. Особенно медведя...».
В структуре высказываний всех детей можно выделить объяснение- доказательство. Вывод содержится только в трех рассуждениях.
Как видно из примеров, наряду с союзом потому что детьми употреблялись союз поэтому, использовалось бессоюзное соединение.
Объем высказываний колеблется от 8-10 до 23-25 слов и составляет в среднем 18-20 слов. Наиболее длинные рассуждения состояли из двадцати восьми, тридцати шести слов.
В третьей серии заданий получено 21 отгадка об огурце. Не все дети правильно решили поставленную задачу. Нас, как и в предыдущих сериях, интересовали характер аргументации при доказательстве отгадки, способы языкового выражения связей между частями рассуждения.
Констатирующая диагностика показала, что высокий уровень сформированности речи-рассуждения зафиксирован у одного из двадцати четырех обследованных (Галина К.). Все критерии проявляются достаточно ярко. Самостоятельно, без помощи взрослого составляет тексты, включающие причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Созданные ей высказывания-рассуждения включают тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В своих рассуждениях без особенных затруднений вычленила существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов, могла доказывать не одно, а несколько положений, при этом без каких-либо видимых затруднений она способна сделать несколько выводов или один обобщенный вывод.
К среднему уровню мы отнесли монологи-рассуждения десяти детей, что составляет 41% от общего количества дошкольников, задействованных в эксперименте. При составлении текстов, включающих причинно-следственные конструкции, вопросы оценки нуждаются в незначительной помощи взрослого. Созданные детьми высказывания-рассуждения не всегда получаются целостными: в структуре рассуждений нередко наблюдаются отсутствие какого-либо компонента (чаще всего вывода).
В своих рассуждениях Света Н., Лера П., Миша С. с некоторыми затруднениями вычленяют существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов, не могут доказывать несколько положений, при формировании вывода нуждаются в незначительной помощи педагога.
При составлении высказывания типа рассуждения Катя Г., Роберт М. Самостоятельно используют различные способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за.
Монологи-рассуждения остальных (тринадцати) испытуемых мы отнесли к низкому уровню, что составляет 54% от общего количества обследованных детей. Дошкольники с низким уровнем сформированности речи-рассуждения не способны самостоятельно составлять тексты, включающие причинно-следственные конструкции, вопросы, оценки и нуждаются в значительной помощи педагога.
В созданных детьми высказываниях-рассуждениях отсутствует смысловая целостность: в структуре рассуждений наблюдается отсутствие какого- либо компонента (чаще всего доказательства или вывода). Даже при активной помощи взрослого дети с низким уровнем сформированности речи - рассуждения часто вообще не способны сформулировать вывод и логично закончить высказывание.
При
составлении монолога-
Дошкольники с низким уровнем сформированности речи-рассуждения испытывают значительные затруднения при использовании различных способов выражения причинно-следственных отношений: чаще всего дети используют придаточные предложения с союзом «потому что».
По
результатам констатирующего
Таблица 2
Уровни сформированности высказываний типа рассуждения у старших дошкольников (в %)
Уровни | ЭГ | КГ |
Высокий | 4,1 | 8,3 |
Средний | 41,7 | 37,5 |
Низкий | 54,2 | 54,2 |
Рис. 1 Уровни
сформированности умений детей (констатирующий
срез)
Подводя итоги констатирующих заданий, следует отметить, что без специального обучения дети шестого года жизни в целенаправленных индивидуальных беседах не могут строить целостное связное высказывание типа рассуждения.
Детские рассуждения содержат чаще всего тезис и доказательства, связанные между собой союзами потому что, за то, что. Объем высказываний зависит от ситуации общения, темы и характера поставленных задач. Анализ детских рассуждений свидетельствует об особой трудности освоения детьми способов связей структурно смысловых частей. У детей наблюдается стремление к стереотипному употреблению союза потому что. Что в известной мере провоцируется в процессе общения постановкой одного и того же вопроса (почему?). Результаты обследования представлены (Приложение 1,2)