Формирование связных монологических высказываний - рассуждений у детей шестого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Проблема связной речи детей занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
1.1. Характеристика функционально-смысловых типов моноло-га 7
1.2. Создание педагогических условий в ДОУ для формиро-вания связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста
12
1.3. Анализ программ по изучению связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста 17
Глава II Опытно – экспериментальная работа по изучению развития связных высказываний-рассуждений в ДОУ
2.1. Методика констатирующего эксперимента
21
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
24
2.3. Модель технологии обучения детей старшего дошкольного воз¬раста построению высказываний типа рассуждения 30
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Литература 47
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсова_Казакова И.П..doc

— 561.00 Кб (Скачать)

    Средний уровень сформированности речи-рассуждения проявляется при составлении детьми текстов, включающих причинно-следственные конструкции, вопросы, оценки и нуждаются в незначительной помощи взрослого. Созданные детьми высказывания-рассуждения не всегда получаются целостными: в структуре рассуждений нередко наблюдается отсутствие какого-либо компонента (чаще всего вывода). В своих рассуждениях дошкольники с некоторыми затруднениями вычленяют существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов, не могут доказывать несколько положений, при формулировании вывода нуждаются в незначительной помощи педагога. При составлении высказывания типа рассуждения дошкольники самостоятельно используют различные способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из- за, однако затрудняются в использовании вводных слов, редко используют бессоюзную связь, а так же слова вот, например. Дети могут включать элементы рассуждения в другие типы высказываний, однако нуждаются при этом в незначительной помощи взрослого.

    Низкий  уровень сформированности речи-рассуждения проявляется том, что дети не способны самостоятельно составлять тексты, включающие причинно-следственные конструкции, вопросы, оценки и нуждаются в значительной помощи педагога. В созданных детьми высказываниях-рассуждениях отсутствует смысловая целостность: в структуре рассуждений наблюдается отсутствие какого-либо компонента (чаще всего доказательства или вывода). Даже при активной помощи взрослого дети часто вообще не способны сформулировать вывод и логично закончить высказывание. При составлении монолога - рассуждения дети с большим затруднением вычленяют существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов, а при формулировании вывода нуждаются в активной помощи педагога. Дошкольники испытывают значительные затруднения при использовании различных способов выражения причинно-следственных отношений: чаще всего дети используют придаточные предложения с союзом потому что, реже - глагольные словосочетания и имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за, и почти никогда не используют вводные слова, бессоюзную связь, а так же слова вот и например. Дети не могут включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.

    В качестве заданий для диагностического обследования детям была предложена методика, разработанная В.И. Яшиной [30. -С. 47-53]. Методика включала в себя три серии заданий. В процессе обработки данных обращалось внимание на предметно-логическое содержание высказываний (аргументированность, логику) и способы его языкового выражения (структуру, типы связей между отдельными звеньями высказывания, объем). 

    2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

    Для изучения связных высказываний-рассуждений  нами были выбраны три серии заданий:

    Индивидуальные  беседы с детьми с использованием наглядности. Беседа по картинке «Ранняя осень».

    Индивидуальные  беседы с детьми без использования  наглядности. Решение речевой логической задачи.

    Отгадывание загадки.

    При анализе материала, полученного во всех сериях, обращалось внимание на предметно-логическое содержание высказываний (аргументированность, логику) и способы его языкового выражения (структуру, типы связей между отдельными звеньями высказывания, объем).

    В первой серии заданий нас интересовали умения детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, объяснять зависимости, существующие в природе и рассказать об этом в рассказе-рассуждении, определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части: пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения.

    Для аргументации своих суждений дети использовали личный опыт, чаще всего называя один какой-либо признак (в большинстве случаев называлась наиболее яркая примета осени - желтые и красные листья). Например: рассуждение Кати Г.: «Это осень. Листья на деревьях желтые, значит это осень», рассуждение Дианы Д.: «Осень нарисована. Я знаю, точно осень. Листья на дороге валяются. Это осень», рассуждение Миши С.: «(Тезис отсутствует) Листья красные и желтые. Наверное, холодно. Так обычно осенью бывает. Точно осенью бывает. Точно, это осень», рассуждение Роберта.: «Это время года - осень. Я, уверен! На улице деревья стоят такие нарядные. На них листочки желтые, красные, потому что солнышко уже не светит, как летом. Как красиво осенью!», рассуждение Лера П.: «Это конечно же осень. Только осенью деревья стоят красные и желтые, потому что на них листья красные и желтые. Зимой на деревьях вообще листьев нет, летом листья зеленые, а осенью они есть, поэтому это осень».

    Лишь  в четырех доказательствах указывалось два и более признаков осени. Например, рассуждение Насти З.: «На картине время года - осень, потому что деревья все стоят красные и желтые. На улице идет дождь, из-за этого девочка курточку надела. Под дождем собаке очень холодно... А дождь все идет и идет, потому что осенью всегда много дождей идет», рассуждение Женя Г.: «Это осень, потому что много листьев с деревьев падает. А падают, потому что ветер сильный дует. А листья все красного и желтого цвета из-за осени. Летом они ведь не такого цвета. И еще холодно. Потому что девочка в желтой куртке», рассуждение Галины К.: «Осень, конечно. Идет дождь, небо серое, листья с деревьев падают, собака под дождем сидит... На улице лужи и сыро поэтому девочка в куртке и еще она прячется от дождя под зонтиком...».

    Что касается структуры детских высказываний, то не все дети смогли привести доказательства, тезис, выводы присутствуют всего в одном высказывании.

    Связь тезиса и доказательства осуществляется с помощью союзов потому что, поэтому. Внутри текста используется, главным образом, местоименная связь, реже - лексический повтор, в шести высказываниях наблюдается бессоюзная связь простых предикативных единиц в составе сложного целого.

    Объем высказываний колеблется от 8-10 до 25-35 слов и составляет в среднем 20-25 слов. Наиболее длинное рассуждение состояло из сорока слов.

    Во второй серии заданий нас интересовали умения детей устанавливать зависимость изменений в жизни животных и насекомых от сезона и рассказать об этом, определять цель рассуждения, выделять его структурно - смысловые части; пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения.

    Новая ситуация общения и задачи, поставленные пред ребенком, побуждали его к более развернутым доказательствам. Все дети пытались доказать, что зайчишка как бы ни старался, все равно не смог бы пригласить своих друзей на праздник Нового года. В качестве аргументов использовали описание зимнего леса, рассказ о приспособлении живых организмов к среде обитания, ссылались на личный опыт. Пример рассуждений. Галина К.: «Какой зайка глупенький! Как же могут прийти на праздник белочка, гусеница, бабочка и медвежонок? Медвежонок спит в берлоге под снегом, потому что там тепло и спать приятно. Гусеница превратилась в бабочку, а бабочек зимой не бывает. Зимой снег идет, ветер сильный, бабочки боятся снега и ветра... Я не знаю, куда они улетают. А белочка спит в дупле. У нее там кладовочка такая, там орешки всякие, грибы сушеные и шишки».

    Алсу Ш.: «зайка будет на Новый год один. Медведи зимой спят, гусеницы и бабочки... не знаю, умирают, наверное. Белки иногда просыпаются, чтобы покушать орехов и грибов, но потом снова в дупле спят. Придется ему Новый год с другими праздновать».

    Кристина  К.: «Потому что настала зима, и все уснули: и бабочка, и гусеница, и медвежонок, и белочка. Только белочку можно разбудить, а остальных будить нельзя. Особенно медведя...».

    В структуре высказываний всех детей  можно выделить объяснение- доказательство. Вывод содержится только в трех рассуждениях.

    Как видно из примеров, наряду с союзом потому что детьми употреблялись союз поэтому, использовалось бессоюзное соединение.

    Объем высказываний колеблется от 8-10 до 23-25 слов и составляет в среднем 18-20 слов. Наиболее длинные рассуждения состояли из двадцати восьми, тридцати шести слов.

    В третьей серии заданий получено 21 отгадка об огурце. Не все дети правильно решили поставленную задачу. Нас, как и в предыдущих сериях, интересовали характер аргументации при доказательстве отгадки, способы языкового выражения связей между частями рассуждения.

    Констатирующая  диагностика показала, что высокий уровень сформированности речи-рассуждения зафиксирован у одного из двадцати четырех обследованных (Галина К.). Все критерии проявляются достаточно ярко. Самостоятельно, без помощи взрослого составляет тексты, включающие причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Созданные ей высказывания-рассуждения включают тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В своих рассуждениях без особенных затруднений вычленила существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов, могла доказывать не одно, а несколько положений, при этом без каких-либо видимых затруднений она способна сделать несколько выводов или один обобщенный вывод.

    К среднему уровню мы отнесли монологи-рассуждения десяти детей, что составляет 41% от общего количества дошкольников, задействованных в эксперименте. При составлении текстов, включающих причинно-следственные конструкции, вопросы оценки нуждаются в незначительной помощи взрослого. Созданные детьми высказывания-рассуждения не всегда получаются целостными: в структуре рассуждений нередко наблюдаются отсутствие какого-либо компонента (чаще всего вывода).

    В своих рассуждениях Света Н., Лера П., Миша С. с некоторыми затруднениями вычленяют существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов, не могут доказывать несколько положений, при формировании вывода нуждаются в незначительной помощи педагога.

    При составлении высказывания типа рассуждения Катя Г., Роберт М. Самостоятельно используют различные способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за.

    Монологи-рассуждения  остальных (тринадцати) испытуемых мы отнесли к низкому уровню, что составляет 54% от общего количества обследованных детей. Дошкольники с низким уровнем сформированности речи-рассуждения не способны самостоятельно составлять тексты, включающие причинно-следственные конструкции, вопросы, оценки и нуждаются в значительной помощи педагога.

    В созданных детьми высказываниях-рассуждениях отсутствует смысловая целостность: в структуре рассуждений наблюдается отсутствие какого- либо компонента (чаще всего доказательства или вывода). Даже при активной помощи взрослого дети с низким уровнем сформированности речи - рассуждения часто вообще не способны сформулировать вывод и логично закончить высказывание.

    При составлении монолога-рассуждения  дети с большим затруднением вычленяют  существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов, а при формулировании вывода нуждаются в активной помощи педагога.

    Дошкольники с низким уровнем сформированности речи-рассуждения испытывают значительные затруднения при использовании  различных способов выражения причинно-следственных отношений: чаще всего дети используют придаточные предложения с союзом «потому что».

    По  результатам констатирующего эксперимента нами была составлена сводная таблица, отражающая лингвистические характеристики речи - рассуждения детей, задействованных в эксперименте.

Таблица 2

Уровни  сформированности высказываний типа рассуждения  у старших дошкольников (в %)

Уровни ЭГ КГ
Высокий 4,1 8,3
Средний 41,7 37,5
Низкий 54,2 54,2
 

Рис. 1 Уровни сформированности умений детей (констатирующий срез) 

    Подводя итоги констатирующих заданий, следует отметить, что без специального обучения дети шестого года жизни в целенаправленных индивидуальных беседах не могут строить целостное связное высказывание типа рассуждения.

    Детские рассуждения содержат чаще всего  тезис и доказательства, связанные между собой союзами потому что, за то, что. Объем высказываний зависит от ситуации общения, темы и характера поставленных задач. Анализ детских рассуждений свидетельствует об особой трудности освоения детьми способов связей структурно смысловых частей. У детей наблюдается стремление к стереотипному употреблению союза потому что. Что в известной мере провоцируется в процессе общения постановкой одного и того же вопроса (почему?).  Результаты обследования представлены (Приложение 1,2)

Информация о работе Формирование связных монологических высказываний - рассуждений у детей шестого года жизни