Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 13:26, курсовая работа
Проблема связной речи детей занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.
Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
1.1. Характеристика функционально-смысловых типов моноло-га 7
1.2. Создание педагогических условий в ДОУ для формиро-вания связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста
12
1.3. Анализ программ по изучению связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста 17
Глава II Опытно – экспериментальная работа по изучению развития связных высказываний-рассуждений в ДОУ
2.1. Методика констатирующего эксперимента
21
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
24
2.3. Модель технологии обучения детей старшего дошкольного воз¬раста построению высказываний типа рассуждения 30
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Литература 47
Приложения
Оглавление
Введение | 3 | |
Глава I | Теоретические основы изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ | |
1.1. | Характеристика
функционально-смысловых типов |
7 |
1.2. | Создание педагогических условий в ДОУ для формирования связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста | 12 |
1.3. | Анализ программ
по изучению связных высказываний- |
17 |
Глава II | Опытно – экспериментальная работа по изучению развития связных высказываний-рассуждений в ДОУ | |
2.1. | Методика констатирующего эксперимента | 21 |
2.2. | Анализ результатов констатирующего эксперимента | 24 |
2.3. | Модель технологии обучения детей старшего дошкольного возраста построению высказываний типа рассуждения | 30 |
2.4 | Результаты опытно-экспериментальной работы | 41 |
Заключение | 45 | |
Литература | 47 | |
Приложения |
Введение.
Проблема связной речи детей занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.
Сущность связной речи и механизмы её развития раскрыты в трудах Л.С Выготского, Н.И. Жинкина, A.M. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б,Элыконина и др.
В отечественной методике речевого развития определены основные направления, содержание и методы обучения монологической речи в детском саду (A.M. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.П. Федоренко, Э.П. Короткова, Л.А. Пеньевская, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, Н.И.. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флёрина, Л.Г. Шадрина и др.). Большинство исследований посвящено овладению детьми описательной и повествовательной речью.
Дискуссионными остаются вопросы обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. Достаточно широко распространено мнение о недоступности их дошкольниками (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.). В большинстве образовательных программ дошкольных учреждений не предусматривается формирование рассуждения как типа текста. Вместе с тем, ряд исследований свидетельствуют о возможности и целесообразности обучения старших дошкольников объяснительной и доказательной речи (Н. И. Кузина, Н.Н. Поддьяков, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, В.И. Яшина). В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных, функциональных, целевых), поиск доказательств.
Овладение рассуждениями происходит в единстве с речевым развитием детей и создаёт предпосылки для успешного обучения в школе.
По утверждению психологов, дети довольно рано замечают некоторые причины явлений и предметов, а уже в пять-шесть лет мышление способно протекать в форме сравнительно развитого суждения. При правильном обучении, по мнению П.П. Блонского, ребёнок-дошкольник овладевает рассуждениями, начинает пользоваться ими сам, по своей инициативе, создаёт свои доказательства и становится более требовательным к доказательствам других.
В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждения уделяется недостаточное внимание, и, по существу, отсутствует система обучения высказываниям такого типа.
Наблюдается противоречие между необходимостью овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений и их недостаточным использованием в процессе речевого развития в дошкольных учреждениях, между потребностью массовой практики в методике обучения высказываниям - рассуждениям старших дошкольников недостаточной теоретической разработанностью вопроса.
Обучение
речи-рассуждения требует
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении противоречий путем поиска технологии, обеспечивающей развитие речевых умений и навыков по составлению монологического высказывания типа рассуждения у детей старшего дошкольного возраста. Решение этой проблемы составляет цель работы: теоретически обосновать и апробировать технологию формирования связных высказываний-рассуждений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования связных монологических высказываний - рассуждений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования речевых умений и навыков при составлении связных высказываний - рассуждений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования речевых умений и навыков при составлении связных высказываний - рассуждений у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться более успешно, если:
- работа по формированию детей построения связных высказываний-рассуждений будет строиться с учетом лингвистических особенностей монолога данного типа и психологических особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста;
- будут выделены критерии оценки построения высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста;
- будут определены этапы формирования детей монологу-рассуждения;
-
будут реализованы
целенаправленное обучение детей структуре речи-рассуждения будет осуществляться на занятиях и в совместной с детьми деятельности;
актуализация построения высказывания, типа рассуждения в повседневной деятельности детей (создание речеактивизирующих ситуаций, выполнение дидактических, игр, упражнений).
Направленность педагогического содействия на овладение детьми структурой монолога типа рассуждения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были определены его задачи:
Изучить состояние проблемы, формирования связных высказываний-рассуждений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
Определить состояние работы по формированию связных высказываний - рассуждений у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать технологию формирования связных высказываний – рассуждений у старших дошкольников, проанализировать результат исследования и обобщить полученные данные.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, диагностических заданий на выявление уровня сформированности связных высказываний – рассуждений у детей старшего дошкольного возраста; педагогический эксперимент; количественный и качественный сравнительный анализ высказываний-рассуждений дошкольников; анализ и обобщение экспериментальных данных; математическая обработка результатов эксперимента.
База экспериментального исследования: ИМДОУ ДСКВ «Сказка». Для исследования была взята группа детей из двадцати четырех человек старшего дошкольного возраста, (шестого года жизни).
Методологическую основу исследования составили:
-
теории развития детской речи
(Е.Г. Тихеева, Ф.А. Сохин, Л.
-
психолого-педагогические
- методические разработки содействия развитию монолога типа –рассуждение (М.М Алексеева, В.И.Яшина);
- лингвистическая основа ( Е.А. Реферовская, М.М. Бахтин, М.Н. Кожена, Е.И. Мотина, Н.Д. Зарубина).
- положения о педагогической технологии (Г.К.Селевко, Б.Т.Лихачев, И.П.Волков и др.).
Структура курсовой работы: оглавление, введения, две части: теоретической и практической направленности, выводов, библиографии, приложения.
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1.Характеристика функционально - смысловых типов высказываний.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.
В
настоящее время
В ряду проблем речевого развития особо выделяется проблема связности речи дошкольников.
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи определяют ситуативную и контекстную речь: для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью, но формы связности в ходе развития меняются. «Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя» [21,с.276].
Речь
ребенка носит сначала
Итак, психологи отмечают взаимоотношение речевых умений разной степени сложности в такой последовательности. В ранней детской речи – ситуативная связанность высказываний. Содержание речи понятно собеседнику лишь в том случае, если он знаком с ситуацией, о которой рассказывает ребенок. Затем речь ребенка становится контекстной, т.е. ее можно понять в определенном контексте общения. С того момента когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений. Дальнейшее усложнение детской речи идет по нескольким путям. Происходит последовательное осознание ребенком своей речи, или, как подчеркивает А.А.Леонтьев, произвольность речи, а затем вычленение ее компонентов. Под произвольностью автор понимает "способность ребенка в порядке волевого акта осуществлять свою речь"[13, с. 7].