Формирование социально-правовых знаний у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: решение данной проблемы.
Задачи:
1.Изучение теоретической литературы.
2.Изучение нравственно-психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
3.Обобщение опыта работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Содержание

Введение 2
Глава I. Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе 5
1.1. Понятие правосознания, его структура и функции 5
1.2. Правовое воспитание как средство формирования правосознания 7
1.3. Психолого-педагогические проблемы воспитания правосознания у подростков 10
Выводы по 1 главе 14
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних 15
2.1. Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике 15
2.2. Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах 27
2.3. Анализ результатов исследования по теме «Формирование социально-правовых знаний у детей» 32
Выводы по 2 главе 36
Заключение 38
Список литературы 41
Приложения 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая по соц.педагогике.формирование социально-правовых знаний у детей.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

 

 

Приложения

Приложение 1

Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой».

Занятие 1

Цель: помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает в частности, развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе и т.д.

Задачи:

  1. Овладение средствами и способами анализа своего положительного или отрицательного (агрессивного) поведения, а так же поведение других людей.
  2. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей. 

В качестве методического материала для проведения данного тренинга мы предлагаем воспользоваться пособием: Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Педагогика, 1999. – 198 с.

В этой книге говорится  о том, как развить у детей способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей, которые формируются по мере личностного развития ребёнка.

 

Игра «Ящик с «обидками»

Эту игру можно предложить и девочкам и мальчикам.

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски  газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а  он продолжает комкать всё новые  куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами.

 

Занятие 2

Цель: этикет и эмоции, обучаем детей управлять собой.

Детям предлагается разбиться  на пары и каждой из них предлагается изобразить:

    • двух людей, которые о чём-то спорят;
    • людей, которые что–то увлечённо друг другу рассказывают (желательно тему разговора взять актуальную и реальную);
    • Изобразить весёлого, хорошо одетого человека и неопрятного.

После каждой сценки обсудить положительные и отрицательные моменты, акцентируя внимание детей и подводя их к мысли, что, например, в первом случае важным является  манера разговаривать, уметь слушать и слышать собеседника, не перебивать его, и не повышать голос.

Во втором случае, важно  умение поддерживать беседу, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в доступной форме.

В третьем случае, что  с ухоженным и весёлым, доброжелательным человеком приятней общаться, чем  с хмурым «грязнулей». Вспомнить  ощущения ребят, когда они были нарядно одеты к празднику, их настроение, а так же сказку про Федору и т.д. Привести примеры в обсуждении как выглядит дом «чистюли» и «грязнули».

В домашнем задании попросить  ребят изобразить это в рисунках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Культура общения (беседа)

Цель: привлечь внимание учащихся к правилам этикета, заинтересовать нормами этикета.

Вот некоторые общие  правила для приятнейшего ведения  беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации.

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно о, например, актере маленького роста «метр с кепкой», если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при товарище, собака которого недавно попала под машину. Не описывай красот каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.

2. Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничай. Об  отсутствующих говори только  хорошо. Мало того, что сплетничать  вообще позорно, твои слова  могут передать «по назначению»  да еще и добавят своего. Как ты будешь смотреть в глаза тому, на чей счет ты пару дней назад «невинно прошелся» в беседе тет-а-тет.

4. Не обсуждай слишком  узких проблем, которые, кроме  тебя, никому не интересны.

5. Каждому собеседнику – свою  тему. С одноклассником можно обсудить проблемы новой учительницей. А бабушка из этого всего поймет только, что ты не в ладах с преподавательницей и тебе грозит двойка. Ячмень на глазу твоего двоюродного брата вряд ли заинтересует директора школы. А скандальчик между мамой и тетей, из-за того, кто лучше помнит события десятилетней давности, лучше вообще ни с кем не обсуждать.

6. На улице и в  общественном месте не надо  разговаривать слишком громко, чтобы  это слышали посторонние. Не  думайте, что незнакомые люди  обратят на вас восторженное внимание: «Ах, какие они смелые!» или «Ах, какие остроумные», или «О, боже мой, какая крутизна!» Скорее всего подумают: «Какая невоспитанность!» И скучно отвернутся.

7. Вообще не следует  говорить слишком громко. Если  на твои слова не обращают  внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно или путано. А может быть, твой собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые связки.

8. Не говори также  и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы. Если ты не уверен в своем артистизме, не произноси слов с излишней аффектацией (не знаешь слова – спроси взрослых).

          9. Бестактно не отвечай и не реагируй на вопросы.

10. Если ты чего-то  недопонял или недослышал, то  не переспрашивай, как на базаре, «Что?» а тем более «Шо?»)  Скажи: «Извините, я не расслышал».

11. Если к двум беседующим  присоединился третий, подыщите  тему, которая будет интересна всем троим.

12. Если вы заметите, что двое беседующих, обсуждают  нечто интимное, не для чужого  уха, элегантно выйдите из беседы, не нарушайте «тет-а-тет». Ни в  коем случае не допытывайтесь:  «А о чем это вы тут без  меня толковали? Не расскажете – я обижусь!», «Секретничать нехорошо...» Но и отвечать на такие в самом деле бестолковые вопросы не следует слишком грубо. «Не твое собачье дело!» не подойдет.

13. Очень дурная манера  отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто  ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?» Это бессмысленно и невежливо.

14. Не засоряй свою  речь ругательствами. Цедя сквозь  зубы «черные слова», за которые наши прабабушки могли потащить преступника мыть рот с мылом, некоторые ребята – а иногда и девочки! – кажутся взрослыми и опытными. На самом деле это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к себе силы зла и портит свою судьбу.

Расширять запас слов, которым ты пользуешься необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше –  загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять.

Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе все легче будет выражать свои мысли и ты станешь приятным собеседником и за столом, и в  жизни.

1 Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М.: Педагогика, 1996. – С. 12.

2 Ветров Н.И. Указ. соч. – С. 16.

3 Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. – Киев: Диалектика, 1986. – С. 9.

4 Там же. – С. 10.

5 Яковлев А.М. Указ. соч. – С. 14.

6 Яковлев А.М. Указ. соч. – С. 18.

7 Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979. – С. 16.

8 Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. – М.: Юридическая литература, 1980. – С. 31.

9 Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. – Ереван: Луйс, 1980. – С. 27.

10 Арзуманян С.Д. Указ. соч. – С. 30.

11 Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Просвещение, 1975. – С. 9.

12 Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. – Пермь: ПГПИ, 1982. – С. 17.

13 Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Авета, 2006. – С. 63.

14 Крутецкий В.А. Указ. соч. – С. 92.

15 Богданова О.С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников. – М.: Советская педагогика, 1973. – С. 53.

16 Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения – В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Владос, 1985. – С. 187.

17 Хижченко Л.С. Положение в классе младших школьников с отклонениями в поведении: Психологическое изучение трудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М.: Просвещение, 1984. – С. 103.

18 Хижченко Л.С. Указ. соч. – С. 108.

19 Там же. – С. 109.

20 Хижченко Л.С. Указ. соч. – С. 109.

21 Там же. – С. 110.

22 Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М.: Филинъ, 2003. – С. 113.

23 Там же. – С. 114.

24 Божович Л.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1998. – С. 37.

25 Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. – Киев: Диалектика, 1986. – С. 14.

26 Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург: Изд-во ЕГУ, 1993. – С. 23.

27 Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. – Т. 2. – М.: Советский писатель, 1989. – С. 251.

28 Мясищев В.Н. Трудные дети в массовой школе. – С.-Пб.: Питер, 2001. – С. 116.

29 Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Просвещение, 1975. – С. 25.

30 Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Просвещение, 1998. – С. 133.

31 Овчарова Р.В. Указ. соч. – С. 139.

32 Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: Дело ЛТД, 2000. – С. 93.

33 Овчарова Р.В. Указ. соч. – С. 98.

34 Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986. – С. 89.

35 Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Указ. соч. – С. 94.

36 Макаренко А.С. Указ. соч. – С. 461.

37 Момов В.В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). – М.: Знание, 1975. – С. 67.

38 Овчарова Р.В. Указ. соч. – С. 132.

39 Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986. – С. 173.

40 Там же. – С. 177.

41 Макаренко А.С. Указ. соч. – С. 334.

42 Макаренко А.С. Указ. соч. – С. 255-256.

43 Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Педагогика, 1999. – 198 с.

44 Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Сахаров А.Б. Понятие предупреждения преступности. – М.: Просвещение, 1989. – С. 12.

45 Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Сахаров А.Б. Указ. соч. – С. 15.


Информация о работе Формирование социально-правовых знаний у детей