Формирование социально-правовых знаний у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: решение данной проблемы.
Задачи:
1.Изучение теоретической литературы.
2.Изучение нравственно-психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
3.Обобщение опыта работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Содержание

Введение 2
Глава I. Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе 5
1.1. Понятие правосознания, его структура и функции 5
1.2. Правовое воспитание как средство формирования правосознания 7
1.3. Психолого-педагогические проблемы воспитания правосознания у подростков 10
Выводы по 1 главе 14
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних 15
2.1. Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике 15
2.2. Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах 27
2.3. Анализ результатов исследования по теме «Формирование социально-правовых знаний у детей» 32
Выводы по 2 главе 36
Заключение 38
Список литературы 41
Приложения 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая по соц.педагогике.формирование социально-правовых знаний у детей.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

4. Нарушение структуры  семьи (отсутствие отца, конфликт  с отчимом).

Главная причина отклонений в поведении младших школьников кроется в неумении родителей их воспитывать, что приводит к нарушению меры в выборе форм, методов, способов и средств педагогического воздействия. Нарушение меры в воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с коллективом, с окружающими людьми. Для ребенка, переступившего порог школы, значительно расширяется круг общественных взаимоотношений, круг его знакомства. Ведущее место в его жизни приобретает отношение к своим обязанностям, к учителю, товарищам по учебе. С первых дней обучения предъявляются определенные требования к учебному труду ребенка, к его поведению, которые с годами усложняются. Дети же с отклонениями в поведении, не подготовлены к выполнению данных требований. В воспитании таких детей решающее значение имеет индивидуальный подход, степень педагогического мастерства и такта учителя. Однако в практике школьной жизни у отдельных учителей имеют место значительные недостатки в работе с трудновоспитуемыми школьниками. Часто причиной педагогических неудач является неумение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учеником. Дети с отклонениями в поведении вызывают своими отрицательными проявлениями чувство неприязни и негодования у педагога. Это отношение может передаваться учащимся класса, которые будут игнорировать такого ученика. Сложившиеся неблагоприятные отношения ребенка с педагогом только закрепят его отрицательные навыки и привычки, в его поведении могут возникнуть новые нежелательные черты.

Большой вред приносит несправедливое отношение педагога к ребенку, недоверие к нему, в результате чего он становится равнодушным ко всему окружающему, проявляет упрямство, непослушание, грубость, озлобляется, не воспринимает требования учителя.39

Неблагоприятно сказывается  на ребенке слабый контроль учителя за его поведением и учебой. Незначительные, на первый взгляд, недостатки (опоздание на урок, прогул его, невыполненное домашнее задание, поручение, незамеченная ложь и т.д.) нередко не попадают в поле зрения учителя. На первых порах он не придает им значения. Однако, оставшиеся без внимания отрицательные проявления способствуют возникновению у учащегося чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения.

Многие ошибки учителей связаны с поверхностным знанием личности ребенка, его психических, индивидуальных и возрастных особенностей. Нередко вывод о ребенке делается на основе случайных поступков. Незнание характера ученика часто ведет к тому, что учитель, сталкиваясь с каким-нибудь его поступком, реагирует только на результат, внешнее проявление, не учитывая при этом ни причин, вызвавших поступок, ни мотивов, ни переживаний школьника. Он становится замкнутым, озлобляется, считая себя невиновным. Неверное мнение о ребенке приводит к неверному выбору мер воздействия, что в свою очередь отрицательно влияет на формирование его личности.

Ошибки и недостатки семейного воспитания, усугубленные неправильными действиями учителей и некоторыми другими факторами, создают комплекс отрицательных влияний, который приводит к отклонениям в поведении ребенка, способствует закреплению его отрицательных качеств.40

Наша опытно-экспериментальная  работа предусматривала поиск социально-педагогических целесообразных мер воздействия  на трудновоспитуемого школьника в условиях классного коллектива. Определяя роль коллектива в воспитании личности, А.С. Макаренко писал: «В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия должны быть и воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив».41  Известно, что воздействие на «трудного» школьника осуществляется успешно в нравственно здоровом, сплоченном детском коллективе, при активном вовлечении ребенка в учебную и общественно полезную деятельность, при непрерывности и систематичности педагогических влияний. Вместе с тем, проведенное исследование позволило сделать вывод: в перевоспитании младших школьников важная роль принадлежит игровой деятельности. Организация общественно полезной деятельности детей, работа с ними в кружках, походах предусматривала целенаправленные игровые ситуации, вызывающие определенный интерес у ребенка, благодаря чему он имел возможность активно и принужденно упражняться в правильных поступках, вырабатывать положительные навыки и привычки. При этом особое значение придавалось организации различных видов соревнований школьников, стимулирующих их деятельность. Наиболее эффективными педагогическими приемами в работе с младшими школьниками с отклонениями в развитии оказались следующие: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности, переключение школьника на увлекательное, полезное дело. В отдельных случаям при разрушении таких качеств личности, как эгоизм, или таких привычек, как воровство, драчливость, к первой группе испытуемых школьников применялся педагогический метод «взрыва».42 Результативность этого метода определяется уровнем развития ребенка, его индивидуальными особенностями, степенью педагогической запущенности, психическим состоянием, эмоциональной восприимчивостью и другими факторами.

Выводы по 2 главе

В ходе индивидуальной работы с трудновоспитуемыми младшими, школьниками  была сделана попытка определить наиболее важные условия их перевоспитания. Они заключаются в глубоком, всестороннем знании личности трудновоспитуемого школьника, установлении тесного контакта, доверия и взаимопонимания педагога с ребенком, в стимулировании жизнедеятельности ребенка через систему перспективных заданий, налаживании правильных взаимоотношений школьника с коллективом, вовлечении его   в общественно полезную деятельность с учетом интересов, склонностей и стремлений, в систематическом одобрении положительных проявлений ученика.

Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в поведении младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках. Индивидуальный подход к школьнику осуществлялся в процессе целенаправленных индивидуальных бесед педагога с ребенком. Педагогически целесообразными оказались и групповые беседы: «Как себя вести?», «О культуре общения», «Я учусь владеть собой». Эти беседы вошли в коррекционно-развивающую программу, которая была составлена нами по результатам диагностики и анализа ситуации (См. Приложение 1).43

Выбор тематики бесед  обусловлен основными причинами  трудновоспитуемости школьников: недостатками семейного воспитания и психологическими особенностями возраста. Характер ребенка  только складывается и имеет некоторые  особенности: склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов. Происходит функциональное совершенствование мозга, постепенно изменяются процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но, по-прежнему, преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

 Беседы были представлены  в виде разнообразных оценочных  ситуаций, раскрывающих те или иные недостатки в поведении школьника. Они вызывали определенный интерес и активность у детей. Создавались естественные и педагогически продуманные ситуации, условия и обстоятельства, которые заставляли ребенка активно думать, принимать этические решения, накапливать положительный нравственный опыт. Соблюдение названных условий в сочетании с высоким педагогическим мастерством учителя приводит к положительным результатам в перевоспитании младшего школьника.

Преодоление отклонений в поведении детей второй группы требовало больше времени и усилий. В работе с ними, ведущим средством является целенаправленное включение ребенка в различные виды общественно полезной деятельности, способствующие накоплению положительного нравственного опыта, разрушению отрицательных привычек. Не менее важно налаживание педагогически целесообразного контроля за поведением школьника со стороны родителей и учителей.

В работе с третьей  группой школьников на первое место  выступают разъяснение и убеждение, направленные на обнажение отрицательных  черт их поведения, и соответствующие  упражнения в правильных действиях  и поступках. Выполнение режима дня, единство требований к ребенку со стороны учителей и родителей обеспечивают положительный исход в его перевоспитании.

 

Заключение

Человек становится гражданином в  тот момент, когда он появляется на свет. Одного факта рождения достаточно, чтобы получить все права, которые существуют в той или иной стране для гражданина соответствующего возраста. Но недостаточно быть просто носителем (хотя и вполне законным) полученных таким образом полномочий. Для истинно демократического государства важно, чтобы каждый человек выполнил свою гражданскую миссию. Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Подготовка ребенка к жизни в демократическом обществе – сложная и ответственная задача. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование.

Чем раньше приобретут учащиеся правовые знания, тем лучше. И не только потому, что с младенчества внушается и без школы «что такое хорошо и что такое плохо», но и затем, чтобы солидней была подготовка к усвоению (именно к усвоению, внутреннему принятию, а не к поверхностному знакомству) правовых знаний. Сложность объяснения необходимости предваряющей этической подготовки к юридическому образованию лежит в плоскости психологического механизма превращения знания (информации) в убеждения, в готовность поступать в соответствии с требованиями закона.44

Под правовым образованием мы понимаем процесс усвоения знаний об основах государства и права, воспитания у граждан уважения к закону, к правам человека, небезразличного отношения к нарушениям законности и правопорядка, изучения основных проблем правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности. Таким образом, правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Основой этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенные отношения к праву и правопорядку.

Обучение праву и  правам человека, в частности, выполняет  следующие функции:

  • философско-культурологическую, направленную на расширение кругозора, преодоление узко национального мышления, обыденных предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам;
  • образовательно-правовую, смысл которой состоит в повышении правовой культуры личность путем расширения знаний, не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем;
  • воспитательно-формирующую, ориентированную на глубокое восприятие и осмысление прав человека, становление нравственных представлений, оценок, требований и преобразование их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения;
  • психолого-развивающую, в процессе которой пробуждается и совершенствуется интерес человека к себе, своему внутреннему миру, познанию своего «Я», системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования;
  • коррекционную, которая направлена на диагностику отклоняющего поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами.

Таким образом, процесс  обучения праву должен способствовать воспитанию социально-активной личности, способной решать общественно значимые задачи, опираясь на приоритет права.45 Учение – это самостоятельная деятельность студента по овладению им знаниями, умениями и навыками, осознанию личностного смысла и социальной значимости, культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения в правовом образовании является познание, сбор и переработка информации о праве, правовых нормах и правовом поведении.

Анализ материалов исследования показал, что причинами отклонений в поведении младших школьников являются: педагогическая неграмотность  родителей, безнадзорность, вызванная  занятостью родителей, отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи.

Это приводит к возникновению  у детей неправильных представлений, привычек, потребностей.

Наиболее эффективными педагогическими приемами, используемыми  в нашей опытно-экспериментальной работе являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности.

 Материалы исследования  показали, что преодоление отклонений  в поведении младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках.

В результате исследования можно сделать вывод, что младшие  школьники с отклонениями в поведении  и нравственном развитии нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

Следовательно, преодоление  отклонений в поведении младших  школьников целесообразно и правомерно начинать в первые годы их обучения в школе. В связи с этим необходима специальная коррекционная и профилактическая работа педагогов с данной категорией детей.

 

 

Список литературы

  1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979. – 144 с.
  2. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. – Ереван: Луйс, 1980. – 106 с.
  3. Баженов В.Н. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М.: Педагогика, 1994. – 132 с.
  4. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков / Под ред. С.А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, 1985. – С. 15-26.
  5. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. – 1987. – Т. 8 – № 6. – С. 36-40.
  6. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск: АСТ, 2003. – 218 с.
  7. Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. – М.: Знание, 1989. – 82 с.
  8. Богданова О.С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников. – М.: Советская педагогика, 1973. – 118 с.
  9. Божович Л.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1998. – 284 с.
  10. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. – Киев: Наукова думка, 1981. – 114 с.
  11. Васильев В.Л. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. – Л.: Лениздат, 1980. – 134 с.
  12. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М.: Педагогика, 1996. – 150 с.
  13. Драгунова Г.О. Психология подростка. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.
  14. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М.: Филинъ, 2003. – 236 с.
  15. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М.: Просвещение, 1982. – 126 с.
  16. Игошев К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. – Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973. – 92 с.
  17. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. – М.: Юридическая литература, 1980. – 168 с.
  18. Кле М. Психология подростка. – М.: Педагогика, 1991. – 188 с.
  19. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 174 с.
  20. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986. – 286 с.
  21. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Авета, 2006. – 354 с.
  22. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Педагогика, 1999. – 198 с.
  23. Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Сахаров А.Б. Понятие предупреждения преступности. – М.: Просвещение, 1989. – 156 с.
  24. Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения – В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Владос, 1985. – 416 с.
  25. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. – М.: Советский писатель, 1989.
  26. Момов В.В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). – М.: Знание, 1975. – 114 с.
  27. Мясищев В.Н. Трудные дети в массовой школе. – С.-Пб.: Питер, 2001. – 200 с.
  28. Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. – Пермь: ПГПИ, 1982. – 92 с.
  29. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под ред. В.С. Шаповаловой. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
  30. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн. 1 – 174 с.
  31. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Просвещение, 1998. – 256 с.
  32. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: Дело ЛТД, 2000. – 274 с.
  33. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства. Социально-правовые проблемы. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академия, 2004. – 224 с.
  34. Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург: Изд-во ЕГУ, 1993. – 106 с.
  35. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Просвещение, 1975. – 56 с.
  36. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.: Просвещение, 1979. – 82 с.
  37. Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. – М.: Знание, 1989. – 112 с.
  38. Хижченко Л.С. Положение в классе младших школьников с отклонениями в поведении: Психологическое изучение трудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М.: Просвещение, 1984. – 178 с.
  39. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. – Киев: Диалектика, 1986. – 208 с.

Информация о работе Формирование социально-правовых знаний у детей