Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:45, контрольная работа
Представления о времени у детей дошкольного возраста формируются постепенно. И этот процесс связан с достаточно большими трудностями в восприятии времени детьми и относительно поздним развитием временных представлений. К причинам, обуславливающим эти трудности, можно отнести некоторые свойства и характеристики времени: его текучесть, необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. В это, безусловно, в значительной степени усложняет восприятие времени детьми.
1. Теоретические основы формирование представлений времени на занятиях у детей старшего дошкольного возраста3
2. Практическая работа по формированию представлений времени на занятиях у детей старшего дошкольного возраста8
Список литературы 17
Приложение 18
Материалы и оборудование: песочные часы, секундомер.
Воспитатель: Минута – это 60 секунд, а секунда совсем короткая: скажешь «раз и …» - и секунда прошла, а в минуте таких секунд 60.
(Демонстрирует длительность одной минуты на секундомере).
Воспитатель: Этот прибор называется секундомер. Как вы думаете, почему? Правильно, потому что измеряет секунды. Посмотрите, как движется стрелка на секундомере. Движение стрелки по кругу совершается всегда за 1 минуту.
Воспитатель: Я предлагаю посидеть 1 минуту и измерить ее длительность по секундомеру. А теперь посмотрите на песочные часы. Почему они так называются? (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь
я вам продемонстрирую
Дети делают вывод, что 1 минуту можно измерить секундомером и с помощью песочных часов. Воспитатель и сами дети рассказывают, где используются эти приборы для измерения времени.
Игра – опыт «Секундомер»
Цель: конкретизировать временные ориентировки, упражнять в умении анализировать свои впечатления.
Материалы и оборудование: секундомер (или песочные часы), парные картинки, листы бумаги в клетку, образец выполнения задания, карандаши на каждого.
Воспитатель: Что такое время? Как человек определяет его (по часам и без часов)? Какие изменения в окружающем происходят с течением времени? Как человек чувствует время?
Опыт № 1. Воспитатель: Сейчас вы будете сидеть молча с закрытыми глазами и ждать, когда закончится минута. Я включаю секундомер. Когда вы решите, что минута закончилась, поднимите руку, не мешая остальным.
По истечении минуты воспитатель сообщает об этом детям. Опыт проделывается несколько раз, впечатления дети анализируют и обсуждают высказывания.
Опыт № 2. дети оценивают продолжительность времени в зависимости от выполняемой деятельности.
Воспитатель делит детей на три команды.
Первая команда получает задание рассмотреть парные картинки и найти в них различия. Дети рассматривают одну пару картинок, работают молча.
Вторая команда получает листок бумаги в клетку. Задание: нарисовать как можно больше квадратиков, обводя клетки через интервал в одну клетку (дается образец).
Третья команда сидит молча на стульчиках, никаких действий не выполняет, дети друг с другом не разговаривают.
Дети трех команд размещаются спиной друг к другу. По сигналу воспитателя начинают выполнять задание (рассматривать картинки, рисовать, молча сидеть). Остальные дети смотрят на секундомер и замечают, сколько прошло времени. По истечении двух минут работа команд заканчивается. Каждый ребенок из команды записывает на листке, сколько, по его мнению, прошло минут (это делается по секрету от остальных). Затем дети по очереди делятся своими впечатлениями о продолжительности времени выполнения задания.
Наблюдения детей обсуждают, делается вывод о том, что при занятиях интересным делом время пробегает незаметно, а при выполнении неинтересной работы или при отсутствии любого дела кажется, что время тянется медленно.
Игра – занятие «Минутка»
Цель: Учить контролировать время по песочным часам (в течении 1 минуты) в процессе выполнения разнообразной деятельности, умение регулировать темп работы.
Материалы и оборудование: песочные часы, счетные палочки, бумага в клетку, карандаши, ножницы, кукла в одежде.
Такие занятия помогут детям наглядно увидеть (на секундомере, на песочных часах) и пережить, почувствовать длительность 1 минуты. Они практически убедятся в том, что можно успеть сделать за 1 минуту, познакомятся с возможностью контролировать, измерять время.
Выполнить задания за 1 минуту:
Усложнить задания:
Задания усложняются (увеличивается число заданий):
Игра – занятие «Тик - так»
Цель: знакомить детей со строением часов, систематизировать представления о часах и их использовании.
Материалы и оборудование: разные модели часов (будильник, песочные, секундомер, наручные механические и электронные); картинки с изображением башенных, уличных, настольных, каминных часов.
Воспитатель: Вспомните, какие опыты мы с вами проводили и сделали вывод: когда занят интересным делом, кажется, что время бежит быстро и незаметно.
Воспитатель: Я подчеркиваю, что это только кажется. На самом деле человек не может заставить время бежать быстрее или медленнее.
- Как измеряется время,
какие существуют приборы,
(Дети рассматривают
иллюстрации и реальные
Воспитатель: Послушайте тиканье часов, понаблюдайте за движением стрелок. Давайте включим и выключим секундомер, перевернем песочные часы, послушаем звук будильника, посмотрим работу часового механизма.
Воспитатель побуждает детей рассуждать и самим объяснить происхождение названий, внимательно вслушиваясь в них: секундомер (меряет секунды), башенные (расположены на башне), наручные (надевают на руку), песочные (в них пересыпается песок).
Воспитатель: Каждые часы имеют свои особенности: часы со стрелками и без стрелок, с часовым механизмом и без него, с большим циферблатом у башенных часов, с колокольчиком у будильника и т.д.
Это различия.
Воспитатель проводит физкультминутку:
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Проблемное задание:
Все часы, которые находятся здесь, можно разделить на две группы. Для того чтобы определить эти группы, нужно понять одну «хитрость» при определении времени по каждым из этих часов. Воспитатель помогает детям разгадать «хитрость».
Она заключается в том, что одни часы могут определять только продолжительность какого-то момента, продолжительность временного отрезка (песочные, секундомер), но не могут показать, который час. Другие часы показывают астрономическое время: 6 часов утра, 12 часов, 20 часов (или 8 часов вечера), а при наличии секундной стрелки могут определить продолжительность короткого отрезка времени.
Игра – занятие «Три минутки»
Цель: познакомить детей с длительностью 3-минутного интервала; учить контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности; формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задания на время.
Материалы и оборудование: песочные часы, секундомер, листы бумаги, листы бумаги в клетку, карандаши.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, сколько длится 1 минута. Минута – это 60 секунд. Вы знаете, что можно успеть сделать за 1 минуту? Как вы думаете, что больше – 1 минута или 3 минуты? (Ответы детей).
- Да, 3 минуты больше, чем 1 минута. 3 минуты – это 1 минута, еще 1 и еще 1 минута, 3 раза по одной минуте.
Воспитатель дает задание показать 3 минуты на 1-минутных песочных часах (3 раза их перевернуть), на секундомере (3 раза стрелка обойдет круг).
- Как вы думаете, что можно успеть сделать за 3 минуты? Давайте посмотрим, что мы успеем сделать за этот интервал времени.
Задание №1 «Лодочка»
Из листа бумаги сложить лодочку за 3 минуты. Необходимо во время выполнения работы следить за песочными часами и закончить с окончанием 3 минут.
(Дети выполняют задание. Кто быстрее и вовремя справится, тем раздаются фишки).
Задание №2 «Кружочки»
На листе бумаги в клетку рисовать круги по строчкам в течении трех минут.
(По окончании задания
оценить своевременность и
Задание №3 «Рисование по замыслу»
Рисовать, кто что хочет 3 минуты. Следить по песочным часам и закончить вовремя. Оценить своевременность окончания.
(Рассказ детей, кто что успел нарисовать за 3 минуты).
Задание №4 «Кто быстрее»
В раздевальной комнате в течении 3-х минут одеваться, следя за временем по песочным часам.
(Рассказ детей, сколько вещей успели надеть за 3 минуты. Сравнить с тем, что успевали надеть за 1 минуту).
Наблюдать за 3-4 детьми.
Игра – занятие «Определи время»
Цель: познакомить детей с определением времени по часам.
Материалы и оборудование: демонстрационная модель часов – циферблат с вращающимися стрелками, часы с крупными цифрами.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Кто ходит ночь
И ходит день,
Не зная, что такое лень?
Дети: Это часы.
Воспитатель: Послушайте еще одну:
Стучат, стучат, не велят скучать.
Идут, идут, а все тут да тут.
Дети: Это тоже часы.
Воспитатель: Мы с вами, рассматривая часы, определили, что у многих часов есть что-то общее. Скажите, что это?
Дети: У многих часов есть стрелки и цифры.
Воспитатель: Правильно, а теперь давайте рассмотрим цифры, определим, сколько их, как они расположены на циферблате (по кругу). Как расположены стрелки, какие они по размеру? (Стрелки закреплены в центре, они передвигаются по кругу, стрелки разные по длине: одна длиннее, другая короче).
Отсчет времени новых суток начинается ночью, когда большинство людей спят. Обе стрелки тогда стоят на двенадцати. Трудно даже увидеть, что это две стрелки, потому что короткая закрыта длинной. В этом случае (ночью) они обозначают ноль часов.
Длинная стрелка называется минутной, а короткая – часовой. Обе стрелки движутся по кругу, скорость движения у них разная. Начинает свое движение по циферблату длинная стрелка. От одного деления до другого она проходит за одну минуту, поэтому так и называется – минутная. От деления к делению, от одной минуты к другой – так минутная стрелка обходит весь круг и возвращается на свое прежнее место, к двенадцати. Если подсчитать эти мелкие деления на циферблате, то их окажется 60. кто может объяснить, почему делений 60? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, один час состоит из 60 минут, поэтому и делений на циферблате тоже 60. минутная стрелка прошла полный круг за 60 минут, или за один час.
Короткая стрелка движется медленнее, чем минутная. За то время, пока минутная стрелка пробежала 60 минут, или один час, т.е. полный круг, короткая стрелка только проползла от одной цифры до другой. Что она показывает? (Ответы детей).
Воспитатель: Короткая стрелка показывает, сколько времени прошло, сколько целых часов прошло. Прошел ровно один час. Часовая стрелка передвинулась от двенадцати к цифре 1. Теперь часы показывают один час.
Часы никогда не останавливаются (только если сломаются). Поэтому показали стрелки час и снова двинулись в путь: минутная со своей скоростью, а часовая со своей. Минутная стрелка снова обойдет полный круг, а часовая за это же время передвинется от цифры 1 к цифре 2. Который час показывают часы?
Дети: Они показывают два часа.
Воспитатель: Конечно, они показывают два часа. Бегут минуты, часы. Стрелки движутся по циферблату, отсчитывая время. Они встретятся еще раз на двенадцати. Это будет означать полдень, 12 часов дня.
Воспитатель демонстрирует настоящие часы, вращает стрелки с помощью заводного винта, чтобы показать в быстром темпе взаимное движение стрелок. (Объяснить детям, что бывает трудно заметить движение стрелок, когда часы идут в рабочем темпе).
Игра «Определи время»